РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Нововаршавка, Омской области 12 ноября 2015 года
Нововаршавский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Скорева В.А., с участием помощника прокурора Нововаршавского района Омской области Лескина Д.А., представителя ответчика Николаевой Т.А., представителя ответчика Фишер В.Ю., при секретаре судебного заседания Кошара Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-787/2015 по иску прокурора Нововаршавского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Зареченского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области, МКУК «Нововаршавский районный культурно-досуговый центр» об обязании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нововаршавского района Омской области обратился в суд с иском к Администрации Зареченского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области, МКУК «Нововаршавский районный культурно-досуговый центр» об обязании оборудования входа в здание по <адрес> пандусом в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012, взыскании с ответчика государственной пошлины. Свои требования мотивировал следующим образом.
Прокуратурой Нововаршавского района в ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательства о защите инвалидов, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства со стороны Администрации Зареченского сельского поселения Нововаршавского МР Омской области и МКУК «Нововаршавский районный культурно-досуговый центр» (МКУК «НРКДЦ»). Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). В соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона, в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфрастуктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Согласно п. 4.1.14 СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Однако, в ходе проверки установлено, что указанные нормы законодательства соблюдаются ответчиками ненадлежащим образом. Так, здание по адресу <адрес>, в котором размещен дом культуры, в нарушение требований Федеральных законов и СП, не оборудован пандусом, что существенно нарушает права и законные интересы инвалидов. Указанное здание принадлежат Администрации Зареченского сельского поселения на праве собственности. В соответствии с договором безвозмездного пользования недвижимым имуществом от ДД.ММ.ГГГГ данное здание передано Администрацией Зареченского сельского поселения МКУК «НРКДЦ» на неопределенный срок для предоставления населению культурно-досуговых услуг. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Из пункта 4.3 договора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ссудодатель (Администрация поселения) не отвечает за недостатки имущества, которые были им оговорены при заключении данного договора либо были заранее известны ссудополучателю (МКУК «НРКДЦ») во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении данного договора или при передаче имущества. Кроме того, ст. 15 ФЗ № 181 ФЗ не разграничивает ответственность за осуществление обязанности по созданию условий инвалидам между органом местного самоуправления и организацией и не ставит исполнение этой обязанности в зависимость от регистрации права собственности на помещение или отсутствие таковой, нарушения допущены как органом местного самоуправления, так и МКУК «НРКДЦ». Просит обязать Администрацию Зареченского сельского поселения и МКУК «НРКДЦ» оборудовать вход в здание, расположенное по адресу: <адрес>, пандусом в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012, взыскать с ответчиков государственную пошлину.
В судебном заседании помощник прокурора Лескин Д.А. исковые требования о возложении обязанности по оборудованию здания по <адрес> пандусом в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012 поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Зареченского сельского поселения Николаева Т.А. исковые требования признала в полном объеме.
Представитель ответчика МКУК «НРКДЦ» Фишер В.Ю. с иском не согласен. Пояснил, что дом культуры в <адрес> используется МКУК «НРКДЦ» на основании договора безвозмездного использования имуществом, собственниками являются сельские поселения, по условиям договора ответственность за соответствие недвижимого имущества установленным санитарным, противопожарным, градостроительным и техническим нормам несет собственник. В соответствии со ст. 41 ФЗ от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям, установленные законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований. Реконструкция или капитальный ремонт здания дома культуры в д. Новоивановка не проводился с момента начала его эксплуатации, ответственность должен нести собственник имущества.
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании было установлено, что в собственности муниципального образования Зареченского сельского поселения Нововаршавского МР Омской области находится здание клуба площадью ... кв.м., расположенное в <адрес> в котором расположен сельский дом культуры МКУК «Нововаршавский районный культурно-досуговый центр», используемый для предоставления населению культурно-досуговых услуг. Вход в данное здания осуществляется по ступенькам крыльца, которое не оснащено специальными приспособлениями для перемещения инвалидов (пандусными съездами и поручнями), что объективно нарушает права инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. Доказательств, свидетельствующих о невозможности оборудования пандусами указанного здания, стороной ответчика представлено не было.
Учитывая, что признание иска является свободным волеизъявлением ответчика органа местного самоуправления, не противоречит закону, не нарушает права и охраняемые законом интересы иных лиц, а также руководствуясь ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования прокурора.
Статьей 15 вышеназванного закона предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Таким образом, в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Закрепляющее названную обязанность положение части первой статьи 15 Федерального закона N 181-ФЗ носит общий характер, конкретизация данного положения, в частности в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность органов местного самоуправления и иных управомоченных субъектов в указанной сфере. Одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов и перил. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в Своде правил СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
Поскольку вышеназванное здание сельского дома культуры не оборудовано специальными средствами обеспечения беспрепятственного доступа для инвалидов и других маломобильных групп населения, что не соответствует требованиям ст. 15 Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Своду правил СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", указанное нарушение подлежит устранению.
Возможность установления пандуса в здание сельского клуба, являющегося собственностью Администрации Зареченского сельского поселения Нововаршавского муниципального района и переданного в безвозмездное пользование МКУК "НРКДЦ" по договору от ДД.ММ.ГГГГ не оспаривается сторонами.
Согласно п. 2.4.5 договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Администрацией Зареченского сельского поселения Нововаршавского МР Омской области и МКУК «НРКДЦ», ссудополучатель обязуется не производить никаких перепланировок и переоборудования имущества без письменного разрешения ссудодателя. Согласно ст. 4.1 договора ответственность за недостатки имущества, не оговоренные при заключении договора, несет ссудодатель. Согласно п. 4.3 договора ссудодатель не отвечает за недостатки имущества, которые были им оговорены при заключении договора или были заранее известны.
МКУК «НРКДЦ» является самостоятельным юридическим лицом – казенным учреждением, а, следовательно, унитарной некоммерческой организацией, в связи с чем, также несет ответственность за соблюдение законодательства в области защиты прав маломобильных групп населения.
Требование прокурора о возложении обязанности по приведению объекта социальной инфраструктуры в соответствие с установленными требованиями, как на собственника помещения, так и на лицо, использующее помещение в уставных целях является правомерным.
Несмотря на то, что нежилое помещение, в котором расположен дом культуры, передано в пользование, на собственнике также лежит обязанность по приведению нежилого помещения в соответствие с требованиями о доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения и нормами ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ", так как передаваемое помещение должно было соответствовать цели использования. Поскольку необходимость оборудования входа в дом культуры пандусом обусловлена не только положениями закона, но и потребностями МКУК «НРКДЦ», осуществляющего оказание культурно-досуговых услуг населению, учреждение культуры также обязано в силу закона обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к такого вида услугам. Учитывая положения договора, выполнение работ по установке пандуса требует согласованных действий ответчиков, суд приходит к выводу о возложении обязанности на обоих ответчиков, обязанность по приведению помещения и входа в него в соответствии с целями использования возлагается судом на собственника, так и на пользователя, не на основании норм гражданского законодательства, определяющего обязательства должников перед кредитором, а в соответствии с установленными специальным законом социальными гарантиями.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решения суда), исполняются их руководителями в установленный срок. Согласно ст. 207 ГПК РФ при принятии решения суда в пользу нескольких ответчиков суд указывает, в какой доле каждый из ответчиков должен исполнить решение суда, или указывает, что их ответственность является солидарной.
Суд приходит к выводу о необходимости установления срока для исполнения решения суда с учётом конкретных обстоятельств дела, особенностью условий для проведения работ, и полагает возможным, согласившись с мнением сторон, установить срок исполнения решения суда в течение шести месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.
При подаче заявления в силу ст. 89 ГПК РФ и п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор Нововаршавского района был освобожден от уплаты государственной пошлины, сумма которой, исходя из заявленных им требований, согласно ч. 2 ст. 88 ГПК РФ и пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ составляет ... рублей.
В соответствии с п. 19 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются.
В силу положений п.п. 19 п. 1 ст. 333.36, п. 2 ст. 333.20 Налогового Кодекса РФ, а также учитывая, что МКУК «НРКДЦ» финансируется из средств муниципального бюджета, суд считает обоснованным освободить ответчиков от уплаты государственной пошлины в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию Зареченского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области и муниципальное казенное учреждение культуры «Нововаршавский районный культурно-досуговый центр» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а именно оборудовать пандус и (или) поручни при входе в здание сельского дома культуры по адресу: <адрес> в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение одного месяца со дня вынесения путем подачи жалобы либо представления в Нововаршавский районный суд Омской области.
Судья В.А. Скорев
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...