Решение по делу № 33-1917/2024 от 26.01.2024

Судья Савина А.А.      Дело № 33-1917/2024 (№ 2-240/2023)             25RS0023-01-2023-000464-79

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 февраля 2024 года г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Шульга С.В.

судей Симоновой Н.П., Вишневская С.С.

при секретаре Киселевой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кохановской Клавдии Прокопьевны, Кохановского Виктора Николаевича к КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края», администрации Ольгинского муниципального округа Приморского края, Правительству Приморского края, Министерству труда и социальной политики Приморского края о признании факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации установленным, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, признании права, возложении обязанности

по апелляционной жалобе администрации Ольгинского муниципального округа Приморского края на решение Ольгинского районного суда Приморского края от 15.12.2023, которым исковые требования удовлетворены,

Заслушав доклад судьи Симоновой Н.П., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

    Кохановская К.П., Кохановский В.Н. обратились в суд с иском к администрации Ольгинского муниципального округа, КГКУ «Центр социальной поддержки Приморского края», Правительству Приморского края, в котором просили признать факт нарушения условий жизнедеятельности истцов в результате ЧС, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022, установленным; признать истцов пострадавшими в результате ЧС природного характер, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022; признать право на получение единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера, обязать КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» включить истцов в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей за счет средств резервного фонда в соответствии с постановлением Администрации Приморского края №223-па от 15.05.2018 «О создании резервного фонда Правительства Приморского края по ликвидации ЧС природного и техногенного характера и резерва материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера на территории Приморского края». В обоснование заявленных требований указали, что в момент чрезвычайной ситуации, вызванной снегопадом 21-23 декабря 2022 года, условия проживания истцов в период снегопадов были нарушены: отсутствовало электроснабжение, отсутствовало транспортное сообщение.

Решением Ольгинского районного суда Приморского края от 15.12.2023 исковые требования удовлетворены: факт нарушения условий жизнедеятельности Кохановской К.П., Кохановского В.Н. в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21 по 23 декабря 2022 года признан установленным, Кохановская К.П., Кохановский В.Н. признаны пострадавшими в результате ЧС природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа, за ними признано право на получение единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера в размере 10 000 рублей; на КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» возложена обязанность включить Кохановскую К.П., Кохановского В.Н. в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи.

С указанным решением не согласилась администрация Ольгинского муниципального округа. В апелляционной жалобе просит решение Ольгинского районного суда от 15.12.2023 отменить, ссылаясь на то, что истцами не представлено доказательств того, что при отсутствии транспортного сообщения и электроснабжения у истцов возникла ситуация невозможности проживания в жилом помещении, или данная ситуация создала угрозу жизни или здоровью. Заключением комиссии факт нарушения условий жизнедеятельности истцов не установлен. Указанное заключение недействительным не признано, в связи с чем у суда отсутствовали основания для установления факта нарушения условий жизнедеятельности истцов в период снегопада.

Стороны в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, информация о рассмотрении дела своевременно размещена на интернет сайте Приморского краевого суда, на основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", положениями Постановления Правительства Приморского края от 13.04.2022 №236-п, принимая во внимание Постановления Губернатора Приморского края от 16.01.2023 №1-пг, Постановление администрации Ольгинского муниципального округа от 22.01.2023 №8, исходил из того, что комиссией при обследовании места жительства истцов установлены два критерия нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, а именно отсутствие более суток электроснабжения, а также транспортного сообщений.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.

В соответствии с постановлением Губернатора Приморского края от 16.01.2023 № 1-пг в связи с прохождением в Приморском крае в декабре 2022 года снежного циклона с 21.12.2022 режим чрезвычайной ситуации регионального характера введен на территории Ольгинского муниципального округа. Границы зоны чрезвычайной ситуации в пределах территориальных границ Ольгинского муниципального округа.

В соответствии с п.4 указанного постановления данное постановление распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 21.12.2022.

В соответствии с постановлением администрации Ольгинского муниципального округа от 22.01.2023 № 8 границы чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона установлены в границах Ольгинского муниципального округа.

Согласно п.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе, принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены (подпункт «л» п. 1).

В соответствии Постановление Администрации Приморского края от 15.05.2018 N 223-па (в редакции от 15.12.2022, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) "О создании и использовании резервного фонда Правительства Приморского края по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края" резервный фонд создан, в том числе для оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации федерального, межрегионального, регионального и межмуниципального характера (единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека- п.6.1).

Постановлением Правительства Приморского края от 13.04.2022 № 236-пп утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Указанными Правилами установлено, что единовременная материальная помощь оказывается в размере 10 000 рублей на человека (п.1.4); назначение единовременной материальной помощи осуществляется при соблюдении следующих условий: проживание лица, указанного в п.1.2 настоящего Порядка, в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации; нарушение условий жизнедеятельности лица, указанного в п.1.2. настоящего Порядка, в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации (п.2.1); подтверждение (неподтверждение) фактов проживания в жилых помещениях, которые попали в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации, установление (неустановление) фактов нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края (п.2.2); факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются Комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от 30.12.2011 № 795 «Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт» (п.2.3).

Пунктом 2 Порядка от 30.12.2011 № 795 установлено, что под фактом нарушения условий жизнедеятельности понимается наличие либо отсутствие ситуации, которая возникла в результате аварии на опасном объекте и при которой на определенной территории невозможно проживание людей в связи с гибелью или повреждением имущества, угрозой их жизни или здоровью.

Согласно п.3 Порядка от 30.12.2011 № 795 факт нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте устанавливается исходя из следующих критериев:

а) невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания);

б) невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены;

в) нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия потерпевшего.

Условия жизнедеятельности при аварии на опасном объекте считаются нарушенными, если выявлено нарушение условий хотя бы по одному из критериев, указанных в п.3 настоящего Порядка, при этом прекращение нарушения условий жизнедеятельности по указанным критериям означает окончание фактического периода нарушения таких условий (п. 4 Порядка от 30.12.2011 № 795).

В соответствии с п.5 Порядка от 30.12.2011 № 795 критерий невозможности проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) оценивается по следующим показателям состояния жилого помещения, характеризующим возможность или невозможность проживания в нем: а) степень повреждения здания (помещения); б) состояние теплоснабжения здания (помещения); в) состояние водоснабжения здания (помещения); г) состояние электроснабжения здания (помещения); д) возможность использования лифта.

Состояние электроснабжения здания (помещения) определяется инструментально. Невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) констатируется, если в результате аварии на опасном объекте более суток прекращено электроснабжение жилого здания (помещения), осуществляемое до аварии на опасном объекте.

В силу п.6 Порядка от 30.12.2011 № 795 критерий невозможности осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, оценивается путем:

а) определения наличия и состава общественного транспорта в районе проживания потерпевшего;

б) определения возможности функционирования общественного транспорта от ближайшего к потерпевшему остановочного пункта.

Невозможность осуществления транспортного сообщения констатируется при наличии абсолютной невозможности функционирования общественного транспорта между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Кохановская К.П. и Кохановский В.Н. зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес> <адрес>

Истцы обратились в КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» с заявлением о назначении выплаты единовременной материальной помощи гражданину, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации.

Решением КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» от ДД.ММ.ГГГГ и Решением КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» от ДД.ММ.ГГГГ в назначении выплаты единовременной материальной помощи истцам, как пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации отказано, поскольку факт нарушения условий жизнедеятельности заявителей в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации хотя бы по одному из критериев не установлен; условия жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации не нарушены.

Факт отсутствия электроснабжения и транспортного сообщения в месте проживания Кохановского В.Н. и Кохановской К.П. в период с 21.12.2022 по 23.12.2022 подтверждается сведениями, представленными АО «Кавалеровская электросеть» №162 от 18.04.2023, АО «ДРСК» филиал «Приморские электрические сети от 18.04.2023 №03-103/4-08/405, ООО «АТО «Приморье-Арсеньев» от 17.04.2023 №138, АО «Приморское автодорожное ремонтное предприятие» филиал «Ольгинский» №2-95/2023/5-197 от 13.04.2023.

Также в соответствии с заключениями комиссий от 03.02.2023 подтвержден факт проживания заявителей по адресу: <адрес> <адрес>, установлено нарушение электроснабжения, недоступность общественного транспорта в районе проживания заявителя и невозможность функционирования общественного транспорта от ближайшего к заявителю остановочного пункта.

Таким образом, в период чрезвычайной ситуации с 21.12.2022 по 23.12.2022 в месте проживания истцов имело место нарушение условий жизнедеятельности по двум критериям: нарушение электроснабжения в жилом помещении и отсутствие транспортного сообщения, что в соответствии с п.4 Порядка от 30.12.2011 № 795, подлежало оценке, как нарушение условии жизнедеятельности.

С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о признании истцов пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, а также о необходимости включить их в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи,

Доводы ответчиков о том, что заключением комиссий ОМС от 03.02.2023 факт нарушения условий жизнедеятельности истцов не установлен, указанное решения незаконным не признано, в связи с чем отсутствовали основания для признания факта нарушения условий жизнедеятельности истцов в судебном порядке, судебная коллегия находит необоснованным, поскольку указанный вывод комиссии противоречит положениям закона, которым установлено, что фактами нарушения условий жизнедеятельности, в том числе является отсутствие электроснабжения в жилом помещении более суток и отсутствие транспортного сообщения. Поскольку указанные факты нарушения жизнедеятельности истцов были установлены, в том числе и в заключениях комиссий, то оснований для вывода об отсутствии нарушения условий жизнедеятельности Кохановской К.А, Кохановского В.Н. в результате чрезвычайной ситуации не имелось.

Обращение истцов с настоящим иском в суд, в том числе с требованием о признании факта нарушения условий жизнедеятельности свидетельствует о несогласии с заключением комиссии.

Довод ответчика о том, что отсутствие электроснабжения и транспортного сообщения в период чрезвычайной ситуации не создало для истцов угрозу жизни или здоровью, основанием для отмены решения суда также не является. Нарушение хотя бы одного из таких условий, исходя из совокупного толкования вышеперечисленных норм права, представляет угрозу для жизни и здоровья граждан и дополнительному доказыванию не подлежит.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, выводы, изложенные в обжалуемом решении, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в материалах дела доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст.67 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О п р е д е л и л а:

решение Ольгинского районного суда Приморского края от 15.12.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрация Ольгинского муниципального округа – без удовлетворения.

Председательствующий    

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 04.03.2024

33-1917/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Кохановская Клавдия Прокопьевна
Ответчики
Администрация Ольгинского муниципального округа Приморского края
Министерство труда и социальной политики Приморского края
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Симонова Наталья Павловна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
26.01.2024Передача дела судье
27.02.2024Судебное заседание
20.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2024Передано в экспедицию
27.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее