Судья Панеш Х.А. дело № 7-139 2018 год
Р Е Ш Е Н И Е
17 мая 2018 года г. Майкоп
Судья Верховного суда Республики Адыгея Мерзаканова Р.А., рассмотрев жалобу Генерального директора управляющей организации ООО «УК «ВОЛМА» Овчинцева В.В. на постановление Майкопского районного суда Республики Адыгея от 19 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Терра Пластер»,
У С Т А Н О В И Л:
Старшим государственным инспектором Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Минасяном П.Г. составлен протокол об административном правонарушении № 05-06-02-ФД-7 от 16.02.2018, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении ООО «Терра - Пластер».
Постановлением судьи Майкопского районного суда Республики Адыгея от 19 марта 2018 года общество с ограниченной ответственностью «Терра-Пластер» (далее - ООО «Терра - Пластер») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный суд Республики Адыгея Генеральный директор управляющей организации ООО «УК «ВОЛМА» просит об отмене судебного решения, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях ООО «Терра - Пластер» события административного правонарушения.
Приводит довод об отсутствии в действиях ООО «Терра - Пластер» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, поскольку насыпная дорога существовала до создания ООО «Терра - Пластер» и в границах существующей еще до 2012 дороги отсутствует плодородный почвенный слой, общество не работает с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами.
В отзыве на жалобу межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея просит оставить постановление Майкопского районного суда Республики Адыгея от 19 марта 2018 года без изменения как законное и обоснованное, а жалобу ООО «Терра-Пластер» - без удовлетворения.
Изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу об отмене постановления судьи Майкопского районного суда Республики Адыгея от 19 марта 2018 года по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в частности, на принципе приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
В соответствии со статьей 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В силу пункта 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В соответствии со статьей 4 данного Федерального закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В силу части 3 статьи 11 указанного Федерального закона граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства.
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 05 мая 1985 года № 1294 принят Межгосударственный стандарт «Охраны природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ» (ГОСТ 17.4.3.02-85), пунктом 1.1 которого предусмотрено, что снятие и рациональное использование плодородного слоя почвы при производстве земляных работ следует производить на землях всех категорий.
Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации N 525 и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству N 67 от 22 декабря 1995 года утверждены Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, пунктом 6 которых предусмотрено, что условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Согласно пункту 8 названных Основных положений нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород (лесс, лессовидные и покровные суглинки и др.) устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород. Снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.
Пунктом 32 вышеприведенного Приказа установлено, что за порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, невыполнение или некачественное выполнение обязательств по рекультивации нарушенных земель, несоблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, юридические, должностные и физические лица несут административную и другую ответственность, установленную действующим законодательством.
Исходя из положений вышеприведенных норм права, порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно-хозяйственной ценности земель. Порчей земель является ухудшение их качества в результате антропогенной деятельности, связанной с обращением опасных веществ и отходов, лишением плодородного слоя почвы, увеличением количества химических веществ или уровня радиации и т.п.
Частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области охраны и рационального использования земель (почвы).
В качестве предмета выступают земли (земля) - природный ресурс, неотъемлемый компонент биосферы, необходимое условие существования жизни, базис любой деятельности человека. Как объект правовой охраны земля охватывает все виды земельных участков независимо от форм собственности, характера владения, степени освоенности и использования человеком для удовлетворения своих потребностей (статья 6 ЗК РФ).
Объективная сторона указанного административного правонарушения состоит в действиях, направленных на частичное или полное разрушение плодородного слоя земли в результате умышленных или неосторожных действий, либо частичной утраты плодородного слоя или ухудшения его физических, химических или биологических свойств, а также снижения природно-хозяйственной ценности земель путем привнесения в них не характерных для них физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что спорная автомобильная дорога между подъездной асфальтированной дорогой к туристической базе «Романтика» (кадастровый номер 01:04:5801006:136) и земельным участком (кадастровый номер 01:04:5801006:220) – линейный объект Гузерипльского лесничества – отображена в Генеральном плане МО «Каменномостское сельское поселение», утвержденном Решением Совета Народных депутатов МО «Каменномостское сельское поселение» от 28.12.2012 № 361, как существующая грунтовая дорога.
ООО «Терра-Пластер» вменяется в вину, что при натурном обследовании территории осуществления деятельности ООО «Терра Пластер» а именно: Победовское месторождение гипса (земельный участок с кадастровым номером 01:04:5801006:205), а также автомобильной дороги ведущей к Победовскому месторождению гипса (земельные участки с кадастровыми номерами 01:04:5801006:220, 01:04:5801006:221, 01:04:5801006:223) выявлено, что часть автомобильной дороги построенной ООО «Терра Пластер» не имеет разрешенного использования под строительство, реконструкцию, эксплуатацию линейных объектов, а земельный участок под ней не отводился, межевался и не представлялся в пользование ООО «Терра Пластер».
В ходе проведения совместных мероприятий по контролю было выявлено, что ООО «Терра Пластер» выполнены работы по отсыпке (не капитальные работы) отходами горнодобывающей промышленности земельного участка, расположенного между подъездной асфальтированной автодорогой к турбазе «Романтика» кадастровый номер земельного участка 01:04:5801006:136 - вид разрешенного использования для размещения подъездной автодороги к турбазе «Романтика» и земельным участком, представленным Обществу для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов строительства линейного объекта с кадастровым номером 01:04:5801006:220.
Отсыпка автомобильной дороги отходами от горнодобывающей промышленности выполнена в пределах земельного участка с кадастровым номером 01:04:5801006:154 не разграниченные земли Майкопского района Республики Адыгея п. Победа.
Согласно результатов лабораторных исследований (протокол биотестирования проб отхода от 22.12.2017 №222-О-БИО, протокол испытаний (измерений) проб отхода от 18.12.2017 №221-О, экспертное заключение от 25.12.2017 №568) установлено, что ООО «Терра Пластер» выполнены работы по обустройству автомобильной дороги при отсыпке земельного участка нерудными полезными ископаемыми, а именно отходами производства V класса опасности, образованными в процессе добычных работ (отходы проведения вскрышных работ при добыче полезных ископаемых V класса опасности, малоопасные).
Указанные обстоятельства явились основанием для составления 16.02.2018 старшим государственным инспектором Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Минасяном П.Г. протокола об административном правонарушении № 05-06-02-ФР-8, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Терра - Пластер».
Постановлением судьи Майкопского районного суда Республики Адыгея от 19.03.2018 ООО «Терра - Пластер» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ в виде наложения на него административного штрафа в размере 60 000 рублей за несоблюдение требований земельного законодательства в отношении земельного участка, то есть им произведено уничтожение плодородного слоя почвы на земельном участке нерудными полезными ископаемыми, а именно отходами производства 5 класса опасности (малоопасные) при отсыпке (обустройстве автомобильной дороги).
Однако, с состоявшимся по данному делу судебным постановлением согласиться нельзя ввиду следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, выражается в совершении действий, связанных с уничтожением плодородного слоя почвы либо в порче земель в результате несоблюдения установленных законодательством правил обращения с опасными веществами и отходами производства и потребления.
Из материалов дела следует, что ООО «Терра-Пластер» является собственником лицензии на право пользования недрами МАЙ 80095 ТЭ с 17 декабря 2013 года, а спорная автодорога отображена в Генеральном плане МО «Каменномостское сельское поселение» с 28.12.2012, то есть плодородие почв нарушено до начала своей деятельности ООО «Терра-Пластер».
С учетом изложенного, прихожу к выводу, что в действиях ООО «Терра-Пластер» отсутствует состав административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая изложенное, решение судьи Майкопского районного суда Республики Адыгея от 19 марта 2018 года, вынесенные в отношении ООО «Терра-Пластер» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Майкопского районного суда Республики Адыгея от 19 марта 2018 года, вынесенное в отношении ООО «Терра-Пластер» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Терра-Пластер», прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Р.А. Мерзаканова