Судья Одинцов В.В. дело № 2019 год
Р Е Ш Е Н И Е
08 февраля 2019 года г. Майкоп
Судья Верховного суда Республики Адыгея Мамий М.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
Не согласившись с вынесенным в отношении него постановлением, ФИО1 обратилась с жалобой в Верховный суд Республики Адыгея, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
В жалобе оспаривает факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8. КоАП РФ, ссылается на то, что срок её пребывания на территории Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ не истёк. Также указывает на наличие семейных отношений на территории РФ.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения ФИО1, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
По общему правилу, установленному в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст. 5 данного Закона, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Судьей районного суда установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> по адресу: <адрес>, выявлена гражданка Республики Армения ФИО1, которая допустила нарушение режима пребывания на территории Российской Федерации, чем совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные выше обстоятельства подтверждены: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; рапортом сотрудника полиции; письменными объяснениями ФИО1, досье иностранного гражданина из автоматизированной системы центральной базы данных учета иностранных граждан.
Приведенные выше доказательства свидетельствуют о наличии в действиях ФИО1 события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом приведенных доказательств ФИО1 обоснованно признана виновной в совершении административного правонарушения и её действия по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ судьей квалифицированы правильно.
В то же время, обстоятельства, свидетельствующие о наличии у ФИО1 семейной жизни на территории Российской Федерации, не были исследованы судьей при решении вопроса о назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права не допускается за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В постановлении от 14 февраля 2013 г. № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. № 3-П, от 13 марта 2008 г. № 5-П, от 27 мая 2008 г. № 8-П, от 13 июля 2010 г. № 15-П, от 17 января 2013 г. № 1-П и др.) Таким образом, по смыслу закона при назначении дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
С учетом изложенного, постановление судьи о назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих необходимость применения к нарушителю такой меры ответственности в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Постановление судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ указанным требованиям закона не соответствует и не содержит каких-либо суждений относительно доводов ФИО1 о наличии у неё на территории Российской Федерации семейных связей.
Как следует из представленных ФИО1 документов, на территории РФ проживает её дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ которая является гражданкой РФ.
Из показаний свидетеля ФИО3 следует, что с матерью ФИО1 поддерживает семейные отношения, по состоянию здоровья мать нуждается в постоянном присмотре и в связи с этим им необходимо совместно проживать.
Данных о том, что ФИО1 ранее привлекалась к административной, уголовной ответственности на территории РФ, материалы дела не содержат.
Таким образом, доводы ФИО1 о наличии у неё семейной жизни на территории Российской Федерации заслуживают внимания и свидетельствуют о необходимости изменения состоявшегося судебного постановления в части исключения из них указания на назначение ФИО1 дополнительного административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
постановление судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ в отношении ФИО1 изменить, исключить указание на назначение ФИО1 административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда.
В остальной части постановление судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Мамий М.Р.