Дело №2-4140/2017 18 декабря 2017 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи ПоповойД.В.,
при секретаре НемцовойС.Ю.,
рассмотрев в помещении Северодвинского городского суда Архангельской области в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Темежникова Руслана Александровича к администрации муниципального образования «Северодвинск» о предоставлении по договору найма специализированного жилого помещения и включении в список детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
ТемежниковР.А. обратился с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Северодвинск» (далее – Администрация Северодвинска) о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма жилых помещений специализированного жилищного фонда в виде отдельной квартиры площадью не менее 14 квадратных метров, отвечающего санитарным и техническим требованиям, в пределах муниципального образования «Северодвинск» за счет средств субвенций бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Требования мотивирует тем, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитывался <данные изъяты> в Государственном бюджетном образовательном учреждении Архангельской области «Октябрьский детский дом», находясь на полном государственном обеспечении. Затем с <данные изъяты> обучался в Государственном образовательном учреждении профессионального образования «Агропромышленный лицей №45» г.Вельск. С <данные изъяты> обучался в Государственном образовательном учреждении профессионального образования «Профессиональное училище №34» Устьянского района Архангельской области. С <данные изъяты> работал в ОАО «Устьялес», проживал без регистрации по месту жительства у своего дяди ТемежниковаВ.И. в поселке Богдановский Устьянского района Архангельской области. С <данные изъяты> проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. С <данные изъяты> он работал в Крестьянском хозяйстве Кокрина В.Н. и проживал без регистрации по месту жительства у своего дяди Темежникова В.И. в поселке Богдановский Устьянского района Архангельской области. С <данные изъяты> <данные изъяты> я работал в городе Северодвинске у индивидуальных предпринимателей (договоры не заключались) и проживал без регистрации по месту жительства у своего брата, а также у сестры <данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в ООО «Частная пивоварня «Шкипер» по адресу: <адрес> без регистрации по месту жительства у супруги <данные изъяты>, с которой мы имеем общего ребёнка.
Постановлением главы администрации муниципального образования «Устьянский район» Архангельской области №53 от 09.02.1996 за ним закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>
Согласно справке от 15.03.1999, выданной администрацией муниципального образования «Березницкое» Устьянского района Архангельской области, вышеуказанное жилое помещение, закрепленное за мной, находилось в аварийном состоянии и являлось непригодным для проживания. Вместе с тем, согласно справке № 1-08 от 10.06.2002, выданной администрацией МО «Березницкое» Устьянского района Архангельской области, данное жилое помещение находилось в ветхом состоянии, и закрепить данное жилое помещение признано невозможным.
15.09.2013 директор МОУ «Октябрьский детский дом №1» в его интересах впервые обратилась в муниципальное образование Устьянского района Архангельской области с заявлением о предоставлении ему жилого помещения как лицу из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что жилое помещение в <адрес> находится в аварийном состоянии, непригодно для проживания, закрепить его за ним невозможно. Полагает, что факт такого письменного обращения имел место до достижения им 23 - летнего возраста.
Полагает, что на момент совершения юридически значимого действия (первичного обращения директора МОУ «Октябрьский детский дом №1» в его интересах в уполномоченный орган) законом не был предусмотрен порядок обращения. Необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения закон не устанавливает.
До настоящего времени жилым помещением, пригодным для постоянного проживания, он не обеспечен, иного жилого помещения, предоставленного на условиях социального найма либо находящегося на праве собственности он не имеет.
Принимая во внимание первичный факт обращения (15.09.2003) с заявлением о предоставлении ему жилого помещения как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет, что является реализацией им права на получение благоустроенного жилого помещения, а также длительный период (около 10 лет) признания закрепленного за ним жилого помещения аварийным, считает, что должен быть включен в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, но по независящим от него причинам включен в него не был.
Истец ТемежниковР.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, направил в суд своего представителя. Представил ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие, просил иск удовлетворить в полном объёме.
Представители ответчика Администрации Северодвинска, Управления социальной защиты, опеки и попечительства Администрации Северодвинска, третьих лиц Министерства образования, науки и культуры Архангельской области, Правительства Архангельской области, Администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель истца ЧерницынаЮ.С. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить их в полном объёме. Ссылаясь на обращение до достижения истцом возраста 23 лет в муниципальное образование Устьянского района Архангельской области о предоставлении ему жилого помещения как лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а также факт его трудовой деятельности и постоянного проживания (более 9 лет) в городе Северодвинске Архангельской области, считала, что ТемежниковР.А. имеет право на получение благоустроенного жилого помещения по договору найма жилых помещений специализированного жилищного фонда в виде отдельной квартиры площадью не менее 14 квадратных метров, отвечающего санитарным и техническим требованиям, в пределах муниципального образования «Северодвинск».
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
ТемежниковР.А.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей, вследствие лишения его матери родительских прав на основании решения Устьянского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением Администрации Устьянского района Архангельской области от 09.02.1996 №53 истец передан под опеку и направлен в закрытое детское учреждение.
Воспитывался с 18.03.1996 по 01.09.2002 в Государственном бюджетном образовательном учреждении Архангельской области «Октябрьский детский дом», находясь на полном государственном обеспечении. Затем с 01.09.2002 по 30.05.2003 обучался в Государственном образовательном учреждении профессионального образования «Агропромышленный лицей №45» г.Вельск. С 01.09.2003 по 21.06.2005 проходил обучение в Государственном образовательном учреждении профессионального образования «Профессиональное училище №34» Устьянского района Архангельской области. С 12.08.2005 по 25.1 1.2005 работал в ОАО «Устьялес», проживал без регистрации по месту жительства у своего дяди <данные изъяты> в поселке Богдановский Устьянского района Архангельской области. С 06.12.2005 по 26.11.2007 проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. С 18.12.2007 по 01.02.2008 он работал в Крестьянском хозяйстве <данные изъяты> и проживал без регистрации по месту жительства у своего дяди Темежникова В.И. в поселке Богдановский Устьянского района Архангельской области. С февраля 2008 года по март 2009 года работал в городе Северодвинске у индивидуальных предпринимателей (договоры не заключались) и проживал без регистрации по месту жительства у своего брата, а также у сестры <данные изъяты>
С 07.04.2009 по настоящее время работает в ООО «Частная пивоварня «Шкипер» по адресу: г<адрес> без регистрации по месту жительства у супруги <данные изъяты>, с которой имеют общего ребёнка.
Постановлением главы администрации муниципального образования «Устьянский район» Архангельской области №53 от 09.02.1996 за истцом закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>
Согласно справке от 15.03.1999, выданной администрацией муниципального образования «Березницкое» Устьянского района Архангельской области, вышеуказанное жилое помещение, закрепленное за истцом, находилось в аварийном состоянии и являлось непригодным для проживания. Вместе с тем, согласно справке № 1-08 от 10.06.2002, выданной администрацией МО «Березницкое» Устьянского района Архангельской области, данное жилое помещение находилось в ветхом состоянии, и закрепить данное жилое помещение признано невозможным (л.д.16).
Постановлением главы администрации муниципального образования «Устьянский район» от 11.04.2005 №193 «О закреплении жилпложади за Темежниковым Ильёй Александровичем и Темежниковым Русланом Александровичем» за истцом сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>
Из заявления от 15.09.2003 усматривается, что директор МОУ «Октябрьский детский дом №1» в интересах истца впервые обратился в муниципальное образование «Устьянский район» Архангельской области с заявлением о предоставлении ему жилого помещения как лицу из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что жилое помещение в доме <адрес> находится в аварийном состоянии, непригодно для проживания, закрепить его за ним невозможно (л.д.18).
Согласно представленному отзыву исполняющего обязанности главы муниципального образования «Устьянский муниципальный район» МолчановскогоС.А., Администрацией муниципального образования «Березницкое» Устьянского района Архангельской области от 04.07.2008 с ТемежниковымР.А. заключен договор социального найма по указанному адресу. В данном жилом помещении зарегистрирован с 10.08.2005 истец, а также <данные изъяты>., что подтверждается поквартирной карточкой (л.д.20). В квартире длительное время никто не проживает. После окончания образовательного учреждения ТемежниковР.А. не возвратился на постоянное место жительство в посёлок Богдановский Устьянского района, в данное жилое помещение не вселялся. До достижения возраста 23 лет в орган опеки и попечительства муниципального образования» Устьянский муниципальный район» по вопросам вселения в ранее закреплённое жилое помещение либо предоставления как лицу из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не обращался.
В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР вне очереди жилое помещение предоставлялось детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства), - если им не могли быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривалось, что детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имевшим закрепленного жилого помещения, оно предоставлялось вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребёнка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находилось за пределами территории Российской Федерации.
Таким образом, законодательством, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, предусматривалось однократное предоставление детям-сиротам жилых помещений при отсутствии закрепленного за ними жилья.
В настоящее время, согласно примечанию к статье 8 указанного Федерального закона, предусматривающей предоставление соответствующей категории лиц благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, действие положений этой статьи распространяется на правоотношения, возникшие до 01.01.2013, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации муниципального образования «Устьянский район» Архангельской области №53 от 09.02.1996 за истцом закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, представляющее двухкомнатную квартиру, общей площадью – 61,7 кв.м, расположенную в брусовом, четырехквартирном одноэтажном доме. В квартире зарегистрирован 3 человека: истец ТемежниковР.А., <данные изъяты>
Постановлением главы администрации муниципального образования «Устьянский район» от 11.04.2005 №193 «О закреплении жилпложади за Темежниковым Ильёй Александровичем и Темежниковым Русланом Александровичем» за истцом сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>
Администрацией муниципального образования «Березницкое» Устьянского района Архангельской области от 04.07.2008 с ТемежниковымР.А. заключен договор социального найма по указанному адресу.
При этом действовавшее на момент предоставления истцу жилого помещения законодательство не определяло степень благоустройства предоставляемых жилых помещений, содержа указание на необходимость предоставления жилой площади не ниже установленных социальных норм.
Таким образом, заключив договор социального найма предоставленного жилого помещения, ТемежниковР.А. своё право на однократное предоставление ему жилого помещения как лицу, отнесённому к соответствующей категории детей, реализовал.
Сведений о том, что на момент предоставления данное жилое помещение в установленном законом порядке было признано либо являлось непригодным для проживания, в материалах дела не имеется.
О несогласии с решением о предоставлении жилого помещения, претензий относительно его технического состояния, отказа в принятии жилого помещения в пользование ТемежниковР.А. на момент заключения договора социального найма органу местного самоуправления не сообщал.
Как следует из ответа по результатам рассмотрения обращения истца заведующей отделом опеки и попечительства администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район» МасловойЕ.В. от 01.04.2016 №775 до достижения возраста 23 лет в орган опеки и попечительства муниципального образования» Устьянский муниципальный район» ТемежниковР.А. по вопросам вселения в ранее закреплённое жилое помещение либо предоставления как лицу из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не обращался (л.д.22-23).
В своей совокупности указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что жилищные права истца в период его несовершеннолетия и до достижения возраста 23 лет были защищены способом, предусмотренным действовавшим на тот момент времени законом.
При этом ссылки на вынужденный характер регистрации в спорном жилом помещении с целью трудоустройства и фактическое непроживание в данном жилом помещении с учётом установленных по делу обстоятельств не могут быть приняты во внимание.
В соответствии с положениями указанного Федерального закона по достижении возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Таким образом, на момент обращения в суд истцом утрачен статус лица, оставшегося без попечения родителей.
Кроме того, суд обращает внимание, что в настоящее время ТемежниковР.А. не лишён возможности реализовать свои жилищные права в порядке и на условиях, определённых законом для лиц, нуждающихся в жилых помещениях.
Жилой дом №<адрес> признан непригодным аварийным и подлежащим сносу заключением межведомственной комиссии только 21.02.2013 (л.д.20).
Кроме того, истец, указывая в иске на наличие законных оснований для включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г.Северодвинске, не учитывает следующее.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в г.Северодвинск обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», проживавшие и проживающие на территории г. Северодвинск, вставшие на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.
При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учёт нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учёт нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учёт нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учёт, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Как усматривается из материалов дела, ТемежниковР.А. родился и воспитывался в государственных учреждениях Устьянского района, а также г.Вельске. В 2008 году выехал на постоянное место жительство в г.Северодвинск, однако в установленном порядке с заявлением о включении в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготной категории детей-сирот в уполномоченный орган администрации муниципального образования «Северодвинск» не обращался. Обратился с указанным заявлением только 12.07.2017 в возрасте 32 лет.
Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших истцу до достижения 23-летнего возраста обращению в компетентный орган по вопросу постановки на учёт в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до 23 лет, материалы дела не содержат.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, с учётом реализации истцом права на жилое помещение по избранному им основанию и отсутствии оснований для повторного обеспечения истца жилым помещением специализированного жилищного фонда, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом отсутствуют правовые основания для предоставления ТемежниковуР.А. жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Темежникова Руслана Александровича к администрации муниципального образования «Северодвинск» о предоставлении по договору найма специализированного жилого помещения и включении в список детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Д.В. Попова
Мотивированное решение изготовлено 22 декабря 2017 года.