№ 2(1)-251/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ясный 20 августа 2019 года
Ясненский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.Н.,
при секретаре Магияровой О.В.,
с участием истца и представителя Зиминой В.Г. - Зимина А.И.,
представителя ответчика Арсюкова Н.И.
ответчика Биртаевой А.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зимина Александра Ивановича, Зиминой Веры Григорьевны к филиалу ГКУ «Центр поддержки населения» в г. Ясном, Биртаевой Алмагуль Куандыковне, Государственному казенному учреждению Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» о признании незаконным механизма расчета ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно – коммунальных услуг и обязании произвести перерасчет, взыскании морального вреда и штрафа услуг и обязании произвести перерасчет, взыскании морального вреда и штрафа,
У С Т А Н О В И Л :
Зимин А.И. и Зимина В.Г. обратились в Ясненский районный суд с иском к филиалу ГКУ «Центр поддержки населения» в г. Ясном о признании незаконным механизма расчета ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно – коммунальных услуг и обязании произвести перерасчет, взыскании морального вреда и штрафа,
В обоснование заявленных требований указано, что дд.мм.гг. Зиминой В.Г. было направлено филиалом ГКУ «Центр поддержки населения» в г. Ясном уведомление № о приостановлении с дд.мм.гг. выплаты по назначению меры социальной поддержки в размере 442,47 руб, по причине имеющейся задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальных услуг. В тот же день Зимину В.Г. филиалом ГКУ «Центр поддержки населения» в г. Ясном было направлено аналогичное уведомление № о приостановлении с дд.мм.гг. выплаты по назначению меры социальной поддержки в размере 409, 30 руб. дд.мм.гг. истец сообщил Биртаевой А.К. об отсутствии у него задолженности по оплате коммунальных услуг. Ему был дан ответ о наличии у него задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт. В октябре 2018 года он повторно обращался в филиал ГКУ «Центр поддержки населения» в г. Ясном к Биртаевой А.К., ему было разъяснено, что выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, будет возобновлена только после уплаты взноса на капитальных ремонт общего имущества в многоквартирном доме. В декабре 2018 года истцами были получены справки о состоянии вкладов (выписки по лицевым счетам) за период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг.. В результате чего было обнаружено, что за декабрь 2015 года им не была выплачена мера социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Зиминой В.Г., как инвалиду III группы, Зимину А.И., как ветерану труда в размере 844, 92 руб. Истцы считают, что в период с января 2016 года по октябрь 2018 года выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производились без учета ежегодных повышений тарифов на коммунальные услуги, вместо 50% компенсация выплачивалась в размере 25 %. Зимин А.И. полагает, что ему как ветерану труда за период с января 2016 года по ноябрь 2018 года не доплачена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 19 746,68 руб., а Зиминой В.Г. за аналогичный период в размере 20 050,55 руб. Считает, что решение о приостановлении выплаты по назначению меры социальной поддержки в размере 409,30 руб., ему как ветерану труда и Зиминой В.Г., как инвалиду в размере 442,47 руб., с дд.мм.гг. по причине имеющейся задолженности по оплате коммунальной услуги – капитальный ремонт общего имущества дома в размере 10 144,67 руб., является не законным.
Истцы просят суд признать незаконным применение с января 2016 года механизма расчета ежемесячной денежной компенсации, обязать ответчиков производить выплаты мер социальной поддержки согласно требованиям закона. Обязать ответчиков филиал ГКУ «Центр социальной поддержке населения» в г. Ясном и Биртаеву А.К. произвести выплаты компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с дд.мм.гг. по дд.мм.гг., выплатить пропущенные выплаты за декабрь 2015 года истцу Зимину А.И. в размере 844,92 руб., Зиминой В.Г. в размере 844,92 руб. выплатить недополученную компенсацию по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Зимину А.И. в размере 20 591,6 руб., Зиминой В.Г. - в размере 20 895,47 руб., взыскать с филиала ГКУ «Центр социальной поддержке населения» в Ясном компенсацию морального вреда в размере 28 465 руб., а также штраф в размере 50% от суммы присужденной судом, за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
Определением Ясненского районного суда от дд.мм.гг. к участию в деле привлечены в качестве ответчиков Биртаева А.К. и Государственное казенное учреждение Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения».
Истец Зимина В.Г. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени месте и дате судебного разбирательства.
Исходя из положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца – Зиминой В.Г.
В судебном заседании истец и представитель Зиминой В.Г. - Зимин А.И. исковые требования поддержал, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что с 2016 года он не вносит взносы на капитальный ремонт, поскольку управляющей компанией ремонт в его квартире не произведен, считает, что взнос на капитальный ремонт не является коммунальной услугой. С декабря 2018 года не вносит платежи по оплате коммунальных услуг, так как не согласен с начислением коммунальных платежей. Просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчиков ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержке населения» и филиала ГКУ «Центр социальной поддержке населения» в г. Ясном Арсюков Н.И., действующий на основании доверенности, иск не признал, суду пояснил, что Постановлением Правительства Оренбургской области от 29.09.2008г., № 359-П «О форме предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг» установлен размер ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг, который определялся в процентном отношении от величины регионального стандарта стоимости жилого помещения и коммунальных услуг с учетом количества членов семьи, вида занимаемого жилого помещения, а также отопительного и межотопительного периодов, ежегодно утвержденного Правительством Оренбургской области по каждому муниципальному образованию области. Данное положение утратило силу 21 января 2016 года. С 01 января 2016 года порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ утвержден Постановлением Правительства Оренбургской области от 21 января 2016 года № 27-П «О порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» Размер ЕДК в соответствии с п. 13 указанного Порядка определяется индивидуально каждому гражданину с учетом объема предоставляемых мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг согласно льготной категории и размера начисленных платежей по каждой услуге, следовательно, механизм расчета изменился, но был применен в данной ситуации правомерно. Ветеранам труда РФ предоставляются меры социальной поддержки в размере и порядке, установленных на основании ст. 2 закона Оренбургской области от 02.11.2004 № 1523/254-III-ОЗ «О мерах социальной поддержке ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда и лиц, проработавших в тылу в период с 22.06.1941 по 09.05.1945 не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны», и составляет 50%. В соответствии с п. 28 указанного Порядка, выплата ежемесячной денежной компенсации приостанавливается при получении сведений от организаций о задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги или невыполнении условий соглашения по ее погашению. По имеющимся сведениям ООО «ГКУ» у истца Зимина А.В. и Зиминой В.Г. по состоянию на дд.мм.гг. имелась задолженность по услугам: капитальный ремонт, горячее/холодное водоснабжение, водоотведение, центральное отопление, содержание и текущий ремонт общего имущества в размере 12 660,61 руб., на основании чего ответчиком было принятии решение о приостановлении выплат. По состоянию на дд.мм.гг. задолженность составила 58 991, 91 руб. Соглашение о реструктуризации задолженности не заключалось, о принятом решении истец был уведомлен. Просил суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Ответчик Биртаева А.К. исковые требования не признала, суду пояснила, что выплата за декабрь 2015 год была произведена, что подтверждается историей выплат за декабрь 2015 года. Начисление, выплата ежемесячной денежной компенсации расходов за оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществлялось в соответствии с законодательством РФ. Поскольку, у Зиминых имелась задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, наличие которой подтверждено сведениями, полученными филиалом ГКУ «Центр социальной поддержке населения» в г. Ясном в рамках информационного взаимодействия с учреждением ООО «Городское коммунальное управление» выплата ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг была приостановлена. Просила суд в удовлетворении иска истцам отказать.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») в целях обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации предусмотрены меры социальной защиты инвалидов.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная поддержка инвалидов - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
К числу мер социальной поддержки инвалидов Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» отнесено в том числе предоставление мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (статья 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»).
Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда» (пункт 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах»).
Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; реализацию мер социальной поддержки, установленных этим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном федеральном законе (статья 8 Федерального закона «О ветеранах»).
Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 9 Федерального закона «О ветеранах»).
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона «О ветеранах»).
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22 Федерального закона «О ветеранах»).
К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).
Судом установлено и следует из материалов дела, что Зимина В.Г., дд.мм.гг. года рождения, является инвалидом (данные изъяты) группы, что подтверждается справкой (данные изъяты), выданной дд.мм.гг..
Зимин А.И., дд.мм.гг. года рождения, является ветераном труда, ему дд.мм.гг. выдано удостоверение ветерана труда серии (данные изъяты).
Зимина В.Г. и Зимин А.И. с дд.мм.гг. зарегистрированы по месту жительства и проживают в квартире, расположенной по адресу: .... Названная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности Зимину А.И., Зиминой В.Г. и их сыну Зимину Е.А.
дд.мм.гг. Зимина В.Г., как инвалид (данные изъяты) группы, обратилась в УСЗН администрации МО Ясненский район с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, затем, дд.мм.гг. Зимина В.Г., как инвалид (данные изъяты) группы, обратилась в УСЗН администрации МО Ясненский район с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Зиминой В.Г., как инвалиду (данные изъяты) группы предоставляется мера социальной поддержки, установленная статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а именно компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов с 17 декабря 2009 года.
Протоколом филиала ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в г. Ясном от дд.мм.гг. предоставление Зиминой В.Г. компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг приостановлено с дд.мм.гг. по причине наличия у Зиминой В.Г. задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, о чем в адрес Зиминой В.Г. направлено уведомление о приостановлении предоставления льгот на основании пункта 28 постановления Правительства Оренбургской области № 27-п «О порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
дд.мм.гг. Зимин А.И., как ветеран труда, обратился в УСЗН администрации МО Ясненский район с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
С дд.мм.гг. решением Управления социальной защиты населения Оренбургской области Зимину А.И. была назначена ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
Протоколом филиала ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в г. Ясном от дд.мм.гг. предоставление Зимину А.И. компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг приостановлено с дд.мм.гг. по причине наличия у Зимина А.И. задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, о чем в адрес Зимина А.И. направлено уведомление о приостановлении предоставления льгот на основании пункта 28 постановления Правительства Оренбургской области № 27-п «О порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
В 2019 году Зимин А.И. и Зимина В.Г. обращались в филиал ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Ясненском районе с заявлениями о перерасчете ежемесячной денежной компенсации и выплате разницы, а также о выплате ежемесячной компенсации за декабрь 2015 года.
Согласно письмам филиала ГКУ «Центр социальной поддержке населения» в г. Ясном Зимину А.И. и Зиминой В.Г. разъяснялся порядок начисления и выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также было сообщено, что по сведениям ООО «Городское коммунальное управление» по состоянию на дд.мм.гг. у Зиминых имелась задолженность по оплате взноса на капитальный ремонт, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, центральное отопление, содержание и текущий ремонт общего имущества, что послужило принятию решения о приостановлении выплат с дд.мм.гг.. Согласно информации ООО «Городское коммунальное управление» по состоянию на дд.мм.гг. задолженность по вышеуказанным услугам составляет 41 579, 51 руб. Соглашение о реструктуризации задолженности не заключалось. Также разъяснено, что выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения будет восстановлена после погашения задолженности или заключения соглашения по ее погашению.
Как указано в части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По смыслу статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).
В Оренбургской области предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, включая инвалидов, ветеранов труда, осуществляется в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года № 5- ФЗ «О ветеранах», от 24 ноября 1995 года № - 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Законом Оренбургской области от 2 ноября 2004 года № 1523/254-III-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, и лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны».
Форма, порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, утверждены постановлением Правительства Оренбургской области «О порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» от 21 января 2016 года № 27-п.
Для назначения ежемесячной денежной компенсации граждане обращаются непосредственно в филиал государственного казенного учреждения Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» по месту жительства (пребывания) либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и производят оплату жилого помещения и коммунальных услуг в полном объеме в сроки, установленные статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (п.2-3 Порядка).
Исходя из положений пункта 13 Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Порядка) размер ежемесячной денежной компенсации определяется индивидуально каждому гражданину с учетом объема предоставляемых мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг согласно льготной категории и размера начисленных платежей по каждой услуге.
Согласно пункту 21 Порядка выплата ежемесячной денежной компенсации осуществляется учреждением в период с 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который произведено начисление платы за пользование жилищно-коммунальными услугами, в соответствии с заявлением гражданина путем перечисления денежных средств на счет гражданина, открытый им в кредитных организациях, либо через организации федеральной почтовой связи в соответствии с заключенными договорами.
Пунктам 28 и 29 Порядка определены основания приостановления предоставления уполномоченным органом ежемесячной денежной выплаты, перечень которых является исчерпывающим.
Одним из таких оснований является получение сведений от организаций о задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги или невыполнении условий соглашения по ее погашению, т.е. наличия у гражданина, получающего ежемесячную денежную выплату, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Выплата ежемесячной денежной компенсации возобновляется при получении от организаций сведений о погашении задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги или выполнении условий соглашения по ее погашению без истребования заявления от граждан.
Согласно приведенным нормативным положениям право определенных категорий граждан, в том числе ветеранов труда и инвалидов, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральным законом. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральным законом, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной взаимосвязи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, по оплате жилого помещения и направлены на поддержание нормального жизненного уровня этих граждан.
По общему правилу меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам, имеющим право на такие меры социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут явиться основанием для приостановления предоставления гражданину уполномоченным органом компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Как разъяснено в пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по общему правилу предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Согласно представленным истцом Зиминым А.И. платежным документам за период с 2013 года по декабрь 2018 года и выписке финансового лицевого счета № квартиры, расположенной по адресу: ..., представленной ООО «Городское коммунальное управление» следует, что на протяжении указанного периода Зимин А.И. и Зимина В.Г. вносили плату за жилое помещение и коммунальные услуги в не полном объеме, в результате чего образовалась задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги. Так, в апреле 2018 года (на день приостановления меры социальной поддержи) имелась следующая задолженность: за водоотведение горячего водоснабжения в размере 125, 64 руб., за водоотведение холодного водоснабжения в размере 177, 99 руб., за горячее водоснабжение в размере 1025, 71 руб., по взносам на капитальный ремонт в размере 997, 35 руб., отопление в размере 3829, 94 руб., по содержанию общего имущества дома — 4 474, 35 руб., за холодное водоснабжение — 469, 54 руб. С декабря 2018 года по настоящее время внесение платежей не производится.
Проанализировав представленные документы суд полагает, что довод истца об отсутствие у него задолженности по оплате за коммунальные услуги не состоятелен и опровергается представленными доказательствами. Кроме того, Зиминым А.И. не оспаривался тот факт, что задолженность по взносам на капитальный ремонт образовалась с 2016 года. Как установлено судом, задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги имеется у истца не только в части взноса на капитальный ремонт, как ссылался истец Зимин А.И. в своих пояснениях.
Довод истца о несогласии с начислением взноса на капитальный ремонт по причине не проведения ремонта в его квартире не имеет правового значения. Законодатель возможность освобождения от уплаты взноса с такими обстоятельствами не связывает.
Причин образования у истцов задолженности по оплате жилищно — коммунальных услуг в связи с их тяжелым материальным положением судом не установлено, соответствующих доказательств истцами не представлено.
Оснований полагать, что задолженность по оплате возникла у истцов по вине ответчика, в связи с неисполнением последним обязанности предоставлять истцу ежемесячную денежную компенсацию, у суда также не имеется.
Из объяснений истца явно следует, что единственным основанием к уклонению на протяжении длительного времени от уплаты взносов на капитальный ремонт, содержание общего имущества дома является несогласие истца с его начислением.
Указанные обстоятельства не могут являться исключительными и расценены как объективно препятствующие истцу исполнить свое обязательство по оплате жилищно - коммунальных услуг.
Ввиду наличия задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальных услуг, наличие которой подтверждено материалами дела (выпиской по лицевому счету, платежными документами) и отсутствия уважительных причин, послуживших основанием для приостановления выплаты компенсации, суд приходит к выводу о том, что решение о приостановлении Зимину А.И. и Зиминой В.Г. выплаты денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг принято органом, осуществляющим предоставление названной меры социальной поддержки, правомерно.
Само по себе наличие спора между истцом и ООО «Городское коммунальное управление» (разрешение которого выходит за рамки настоящего гражданского дела), по поводу законности начисления взноса на оплату капитального ремонта и платежей за коммунальные услуги в отсутствие со стороны истца мер, направленных на защиту своих прав, не может расцениваться как уважительная причина нарушения прав истца. Указанные обстоятельства не имели место на момент приостановления ответчиком истцам выплаты меры социальной поддержки.
Относительно требований истцов о признании незаконным механизма расчета ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и обязании произвести перерасчет ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также произвести выплату за декабрь 2015 года, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
- платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
- платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
- платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления;
- оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
В соответствии с пунктом 2 Закона Оренбургской области от 2 ноября 2004 года № 1523/254-III–ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, и лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны» лицам, имеющим звание "Ветеран труда", гражданам, приравненным к ним, предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из нормы не более 18 кв. метров общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (в коммунальных квартирах - жилой площади) на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек, 33 кв. метра - на одиноко проживающих граждан. Меры социальной поддержки по оплате за наем и содержание жилого помещения распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за отопление (теплоснабжение, природный газ), начисленной на общую площадь жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемую жилую площадь) исходя из нормы не более 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек, 33 кв. метра - на одиноко проживающих граждан, в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг; платы за коммунальные услуги (кроме услуги отопления), рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
С 01 января 2016 года по настоящее время методика расчета была изменена на основании Постановления Правительства Оренбургской области «О порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» от 21 января 2016 года № 27-п.
Зимину А.И. и Зиминой В.Г. меры социальной поддержки предоставлялись с дд.мм.гг. по дату приостановления выплат в соответствии с действующим законодательством, так как согласно статьи 2 Закона Оренбургской области от 2 ноября 2004 года № 1523/254-III–ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, и лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны» и статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Так, Зиминой В.Г., как инвалиду (данные изъяты) группы, ежемесячная денежная компенсация выплачивалась в размере 50% платы за жилое помещение и предоставляемые коммунальные услуги.
Зимину А.И., как «Ветерану труда» ежемесячная денежная компенсация выплачивалась в размере 50% платы за жилое помещение и предоставляемые коммунальные услуги в пределах общей площади жилья на одного члена семьи, а также исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления.
Представленный ответчиком расчет меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг за период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг., выплаченной Зимину А.И. и Зиминой В.Г., соответствует изложенным выше положениям действующего законодательства, которые в установленном порядке незаконными не признаны. Указанный расчет ежемесячной денежной компенсации, представленный филиалом ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в г. Ясном, является верным и истцами не опровергнут.
Как следует из справки о состоянии вклада Зимина А.И. за период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. и справки о состоянии вклада Зиминой В.Г. за период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг., а также справок о начисленных суммах Зимину А.И. и Зиминой В.Г. за период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг., представленных филиалом ГКУ «Центр поддержки населения» в г. Ясном ежемесячная денежная компенсация по оплате жилья и коммунальных услуг за указанный период произведена в полном объеме.
Расчет ежемесячной денежной компенсации за период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. производился на основании данных ООО «Городское коммунальное управление»: количество зарегистрированных: 3 чел., площадь 61 кв.м.
Пунктом 17 Порядка предоставление ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Оренбургской области, утвержденным постановлением Правительства Оренбургской области от 29 сентября 2008 года № 359-п «О форме предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг», действующим до 01 января 2016 года, установлено, что выплата ежемесячной денежной компенсации производится за текущий месяц путем перечисления на личный счет гражданина, открытый в кредитном учреждении, либо через предприятия Федеральной почтовой связи.
Не состоятелен довод истцов о не произведенной за декабрь 2015 года выплате компенсации ответчиком в размере 844, 52 руб., поскольку опровергается представленной историей выплат за декабрь 2015 года и выписками по лицевым счетам истцов, в которых отражены указанные суммы.
Допустимых доказательств выплаты ЕДК в указанной части в меньшем размере за спорный период истцами в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Зимина А.И. и Зиминой В.Г. к филиалу ГКУ «Центр поддержки населения» в г. Ясном, Биртаевой Алмагуль Куандыковне, Государственному казенному учреждению Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» о признании незаконным механизма расчета ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и обязании произвести перерасчет ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплатить недополученную компенсацию по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Зимину А.И. в размере 20 591,6 руб., Зиминой В.Г. в размере 20 895,47 руб., а также обязать ответчика произвести выплату за декабрь 2015 года.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Исходя из смысла приведенных выше правовых норм, на гражданина, полагающего, что действиями (бездействием) ответчика ему причинен вред, согласно положениям статьи 56 ГПК РФ, возлагается бремя доказывания ряда обстоятельств: факта причинения вреда, неправомерность (незаконность) действий (бездействия) причинителя вреда, причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, совокупность названных условий является основанием для удовлетворения исковых требований.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» при разрешении дела о компенсации морального вреда суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
В ходе рассмотрения настоящего дела, нарушений личных неимущественных прав истца либо действия посягающих на принадлежащие истцу нематериальные блага, не установлено, в связи с чем отсутствуют основания для компенсации морального вреда.
Истцами заявлено требование о взыскании штрафа в размере 50% от суммы присужденной судом, за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Учитывая указанные нормы права, обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что между истцами Зиминым А.И. и Зиминой В.Г. и ответчиками имеются социальные правоотношения, которые не регулируются Законом «О защите прав потребителей». В связи с чем исковые требования о взыскании штрафа удовлетворению не подлежат.
Исходя из анализа и оценки совокупности собранных доказательств по делу, суд, при наличии убедительных возражений со стороны ответчиков, в отсутствие достаточных и убедительных доказательств со стороны истцов, с необходимой полнотой объективно свидетельствующих об обоснованности исковых требований истцов в полном объёме, руководствуясь принципами состязательности и равноправия сторон, считает необходимым в удовлетворении исковых требований истцам отказать, поскольку они не основаны на нормах действующего законодательства и представленных в материалы дела документов.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░. ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 24 ░░░░░░░ 2019 ░░░░
░░░░░