Судья Заренкова Л.Н. Дело №33-74/2019
Докладчик Скипальская Р›.Р.
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Литюшкина Р’.Р.,
судей Лесновой Р.РЎ., Скипальской Р›.Р.,
РїСЂРё секретаре Рвашкиной Р•.Р’.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 января 2019 г. в г.Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску Гришунина Дмитрия Алексеевича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия о признании незаконным решения о снятии с учёта на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности восстановить на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по апелляционной жалобе Гришунина Дмитрия Алексеевича на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 18 октября 2018 г.
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Скипальской Р›.Р., судебная коллегия РїРѕ гражданским делам Верховного РЎСѓРґР° Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ
установила:
Гришунин Р”.Рђ. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Управлению Федеральной службы исполнения наказаний РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ (далее - УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ) Рѕ признании незаконным решения Рѕ снятии СЃ учёта РЅР° получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности восстановить РЅР° учёт РЅР° получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Р’ обоснование РёСЃРєР° указал, что СЃ 2002 РіРѕРґР° РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ службу РІ уголовно-исполнительной системе. Решением РєРѕРјРёСЃСЃРёРё УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РѕС‚ 10 марта 2016 Рі. РѕРЅ СЃ составом семьи РёР· трёх человек был поставлен РЅР° учёт РЅР° получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения СЃ 21 декабря 2015 Рі. Вместе СЃ тем, 30 августа 2012 Рі. администрацией Р—СѓР±РѕРІРѕ-Полянского муниципального района Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РѕРЅ был включен РІ СЃРїРёСЃРѕРє граждан, нуждающихся РІ жилых помещениях. 20 РёСЋРЅСЏ 2016 Рі. администрацией района ему Рё членам его семьи выдано свидетельство Рѕ праве РЅР° получение социальной выплаты РЅР° приобретение жилого помещения, как участнику подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» РІ размере 617 293 рублей, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, постановлением администрации Р—СѓР±РѕРІРѕ-Полянского муниципального района Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РѕС‚ 6 октября 2016 Рі. РѕРЅ СЃ составом семьи РёР· трёх человек СЃРЅСЏС‚ СЃ учёта граждан, нуждающихся РІ жилых помещениях. 29 РёСЋРЅСЏ 2016 Рі. Р·Р° счёт ипотечного займа, Р° также средств предоставленной социальной выплаты, РІ общую долевую собственность была приобретена однокомнатная квартира площадью 41 РєРІ. Рј РІ Рі. Саранске. Рнформация Рѕ приобретении указанной квартиры Рё улучшении жилищных условий РЅРµ скрывалась, поскольку обеспеченность каждого члена семьи составила менее 15 РєРІ. Рј. Полагал, что сохранил Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ право РЅР° получение единовременной социальной выплаты РЅР° недостающую площадь. Р’ 2018 РіРѕРґСѓ РїСЂРё проведении перерегистрации граждан РёРј РІ УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ подан рапорт СЃ пакетом документов Рѕ внесении изменений РІ учётное дело РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ рождением второго ребёнка. Каких-либо РґСЂСѓРіРёС… дополнений для внесения изменений РІ учётное дело РЅРµ подавалось. Решением РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РѕС‚ 10 мая 2018Рі. РѕРЅ СЃ составом семьи СЃРЅСЏС‚ СЃ учёта РЅР° получение единовременной социальной выплаты РЅР° приобретение или строительство жилого помещения РЅР° основании пункта 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Считал, что РїСЂРё наличии РѕРґРЅРёС… Рё тех Р¶Рµ оснований комиссией принимались диаметрально противоположные решения, поскольку факт приобретения квартиры РёРј РЅРµ скрывался. Также полагал, что РїСЂРё принятии решения Рѕ снятии его СЃ учёта РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ должна была руководствоваться основаниями, указанными РІ постановлении Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 24 апреля 2013 Рі. в„–369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений Рё органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Рё таможенных органов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», Р° РЅРµ нормами жилищного законодательства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
РџСЂРѕСЃРёР» СЃСѓРґ: признать решение РєРѕРјРёСЃСЃРёРё УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ Рѕ снятии его Рё членов семьи СЃ учёта РЅР° получение единовременной социальной выплаты незаконным Рё отменить; обязать РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ восстановить его Рё членов семьи РЅР° учёт РЅР° получение единовременной социальной выплаты СЃ момента обращения - 21 декабря 2015 Рі.
Определением Р—СѓР±РѕРІРѕ-Полянского районного СЃСѓРґР° Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РѕС‚ 5 сентября 2018 Рі. РІ качестве третьего лица, РЅРµ заявляющего самостоятельных требований относительно предмета СЃРїРѕСЂР°, РЅР° стороне истца привлечена Гришунина Рћ.Р•., действующая РІ СЃРІРѕРёС… интересах Рё интересах несовершеннолетних Р“.Р”.Р”., Р“.Рќ.Р”.; РІ качестве третьих лиц, РЅРµ заявляющих самостоятельных требований относительно предмета СЃРїРѕСЂР°, РЅР° стороне ответчика привлечены Федеральная служба исполнения наказаний Р РѕСЃСЃРёРё (далее - ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё) Рё администрация Р—СѓР±РѕРІРѕ-Полянского муниципального района Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ (Р».Рґ. 24-25).
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 18 октября 2018 г. исковые требования Гришунина Дмитрия Алексеевича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия о признании незаконным решения о снятии с учёта на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности восстановить на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения оставлены без удовлетворения.
Р’ апелляционной жалобе Гришунин Р”.Рђ. РїСЂРѕСЃРёС‚ решение СЃСѓРґР° отменить, принять РЅРѕРІРѕРµ решение РѕР± удовлетворении исковых требований. Ссылается РЅР° то, что: СЃСѓРґРѕРј допущены существенные нарушения РЅРѕСЂРј процессуального права, неправильно применены РЅРѕСЂРјС‹ материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела; СЃСѓРґ необоснованно отклонил его РґРѕРІРѕРґС‹ Рѕ сохранении права РЅР° получение ЕСВ СЃ учётом недостающей площади Рё согласился СЃ доводами ответчика Рѕ реализации РёРј, как гражданином, права РЅР° получение помощи РѕС‚ государства РІ РІРёРґРµ СЃСѓР±СЃРёРґРёРё Рё, соответственно, утрате права РЅР° получение ЕСВ, как сотрудником РЈРРЎ; выплата ЕСВ сотруднику РЈРРЎ является РЅРµ какой-либо подпрограммой ФЦП «Жилище», Р° РѕРґРЅРёРј РёР· РІРёРґРѕРІ социальных гарантий, предоставляемых государством отдельным категориям граждан, РІ том числе, Рё сотрудникам РЈРРЎ; СЃРІРѕРё обязательства РїРѕ подтверждению того, что ранее РЅРё РїРѕ РѕРґРЅРѕРјСѓ месту прохождения службы безвозмездная финансовая помощь РЅРµ предоставлялась, РѕРЅ выполнил; согласно перечню документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, подтверждение информации Рѕ получении, или неполучении каких-либо выплат РёР· РґСЂСѓРіРёС… учреждений, РІ том числе, муниципальных, РЅРµ требуется; факт получения Рё реализации сертификата «молодая семья» РЅРµ может служить основанием для исключения его РёР· СЃРїРёСЃРєРѕРІ РЅР° получение ЕСВ; основания снятия СЃ учёта сотрудников РЈРРЎ РЅР° получение ЕСВ прописаны РІ пункте 15 постановления Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 24 апреля 2013 Рі. в„–369, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, отсутствует основание для снятия его СЃ учёта РІ качестве нуждающегося РїРѕ основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации; несмотря РЅР° то, что РёРј была приобретена РІ долевую собственность квартира, РѕРЅ сохранил Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ право состоять РЅР° учёте, так как обеспеченность каждого члена семьи составила менее 15 РєРІ. Рј; факт получения свидетельства РІ рамках подпрограммы «молодая семья» Рё его реализации правового значения РЅРµ имеет, поскольку РЅРµ лишает его права РЅР° получение ЕСВ, как сотрудника РЈРРЎ, Р° лишь означает, что согласно пункту 20 Правил РїСЂРё расчёте размера ЕСВ РѕРЅ имеет право Р·Р° получение выплаты РІ размере стоимости недостающей площади.
В судебное заседание третье лицо Гришунина О.Е., представитель третьего лица администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания указанные лица извещены своевременно и надлежаще, представлено заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие Гришуниной О.Е. (л.д. 192, 194, 195).
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Р’ судебном заседании истец Гришунин Р”.Рђ. апелляционную жалобу поддержал, представитель ответчика УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ Рё третьего лица ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё Аверкина Р.Р’. относительно удовлетворения апелляционной жалобы возразила.
Заслушав объяснения явившихся лиц, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Гришунин Д.А. с 24 декабря 2002 г. непрерывно проходит службу в уголовно-исполнительной системе, в настоящее время - в должности <данные изъяты> (л.д. 76 оборот, 112).
29 апреля 2014 Рі. между УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ (наймодатель) Рё Гришуниной Рћ.Р•. (наниматель) заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ найма служебного жилого помещения в„–29, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, РЅР° время прохождения службы РІ УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ Рё подведомственных ему учреждениях. Совместно СЃ нанимателем РІ жилое помещение вселяются члены его семьи: РјСѓР¶ Гришунин Р”.Рђ., сын Р“.Р”.Р”. (Р».Рґ. 5-6).
Согласно выписке из домовой книги от 31 января 2018 г. по адресу: <адрес>, с 1 августа 2014 г. зарегистрированы: Гришунин Дмитрий Алексеевич <дата> года рождения, Гришунина Ольга Егоровна <дата> года рождения, Г.Д.Д. <дата> года рождения; с 20 января 2018 г. зарегистрирован Г.Н.Д. <дата> года рождения (л.д. 108 оборот).
21 декабря 2015 Рі. истец обратился РІ УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ СЃ заявлением (рапортом) Рѕ принятии его СЃ составом семьи три человека РЅР° учёт РЅР° получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения РІ соответствии СЃ Федеральным законом РѕС‚ 30 декабря 2012 Рі. в„–283-ФЗ. Решением РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ рассмотрению РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ предоставления сотрудникам УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ Рё подведомственных ему учреждений единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ) РѕС‚ 10 марта 2016 Рі., оформленным протоколом в„–1, Гришунин Р”.Рђ. РЅР° основании пункта 1 части 3 статьи 4 Федерального закона РѕС‚ 30 декабря 2012 Рі. в„–283-ФЗ поставлен РЅР° учёт РЅР° получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения СЃ даты подачи рапорта - 21 декабря 2015 Рі., СЃ составом семьи три человека: Гришунин Р”.Рђ. <дата> РіРѕРґР° рождения, СЃСѓРїСЂСѓРіР° Гришунина Рћ.Р•. <дата> РіРѕРґР° рождения, сын Р“.Р”.Р”. <дата> РіРѕРґР° рождения (Р».Рґ. 9-10, 33-34).
Постановлением администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 30 августа 2012 г. №1469 Гришунин Д.А. с семьёй включен в список участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы на получение социальной выплаты в 2013 году под №48. 20 июня 2016г. молодой семье в составе: супруг Гришунин Д.А., супруга Гришунина О.Е., сын Г.Д.Д., являющейся участницей подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, руководителем органа местного самоуправления С.С.С. выдано свидетельство №000083 о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 617 293 рублей (л.д. 7, 138-139, 140).
Впоследствии, в том числе за счёт полученных средств социальной выплаты, Гришунин Д.А., Гришунина О.Е., действующая за себя и несовершеннолетнего сына Г.Д.Д., по договору купли-продажи от 21 сентября 2016 г., заключенному с акционерным обществом «Мордовская ипотечная корпорация», приобрели в общую долевую собственность (по 1/3 доле в праве) квартиру общей площадью 41 кв. м, расположенную по адресу: <адрес>. За истцом и членами его семьи зарегистрировано право общей долевой собственности на указанную квартиру, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющими проведённую государственную регистрацию прав от 29 сентября 2016 г. (л.д. 12-16, 82-84).
Постановлением администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 6 октября 2016 г. №1450 Гришунин Д.А. с составом семьи: жена Гришунина О.Е., сын Г.Д.Д. сняты с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на основании пункта 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д. 141).
Решением комиссии от 21 декабря 2016 г., оформленным протоколом №6, к учётному делу на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Гришунина Д.А., согласно его рапорту, приобщены выписки из ЕГРП, подтверждающие приобретение жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 41 кв. м (л.д. 98).
31 января 2018 г. Гришуниным Д.А. в комиссию представлены дополнительные документы, подтверждающие изменение состава семьи в связи с рождением <дата> второго ребёнка Г.Н.Д. (л.д.99, 100, 101).
Согласно рапорту заместителя начальника отдела собственной безопасности УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ Рњ.РЎ.Р. РѕС‚ 6 апреля 2018 Рі., поступившему РІ УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ 17 апреля 2018 Рі., РІ С…РѕРґРµ проведения оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками отдела собственной безопасности установлен факт получения Гришуниным Р”.Рђ. РІ 2016 РіРѕРґСѓ денежных средств РЅР° себя Рё членов семьи РІ рамках подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» РЅР° 2015-2020 РіРѕРґС‹ РІ размере 617 293 рулей, данные сведения РІ нарушение требований постановления Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 24 апреля 2013 Рі. в„–369 Гришунин Р”.Рђ. РІ жилищную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РЅРµ предоставил (Р».Рґ. 112).
Решением комиссии от 10 мая 2018 г., оформленным протоколом №3, Гришунин Д.А. с составом семьи три человека снят с учёта на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пункта 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с получением денежных средств в рамках подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (л.д. 113).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что из смысла правовых норм, установленных статьёй 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ (предусмотрено право на единовременную социальную выплату), и пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (установлена обязанность указать на полученные ранее единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения), в их взаимосвязи следует, что содействие в улучшении жилищных условий независимо от формы данного содействия может быть оказано сотруднику за счёт федеральных средств только один раз.
При этом суд указал, что, выдав свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства молодой семье, государство выполнило свои обязательства. Право на повторное предоставление меры социальной поддержки в целях улучшения жилищных условий за счёт средств федерального бюджета действующим законодательством не предусмотрено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещённые законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путём предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В соответствии со статьёй 55 ЖК РФ право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьёй 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учёта.
При этом, согласно пункту 4 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата). Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. №283-ФЗ).
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. №369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации» финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется за счёт бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службе исполнения наказаний и Федеральной таможенной службе на осуществление деятельности в установленной сфере.
Одна из основных задач подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1050, - предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство жилого дома экономкласса. Основной принцип реализации подпрограммы - возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счёт средств, предоставляемых в рамках подпрограммы из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов на улучшение жилищных условий только один раз. Основные источники финансирования подпрограммы, в числе прочих - средства федерального бюджета, предоставляемые в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограммы; средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
РР· системного толкования указанных РЅРѕСЂРј законодательства следует, что единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренная Федеральным законом РѕС‚ 30 декабря 2012 Рі. в„–283-ФЗ, Рё социальная выплата для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого РґРѕРјР° РІ рамках подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» РЅР° 2015-2020 РіРѕРґС‹ осуществляются, соответственно: сотрудникам, принятым РЅР° учёт для получения единовременной социальной выплаты, Рё молодым семьям, поставленным РЅР° учёт РІ качестве нуждающихся РІ улучшении жилищных условий, РёР· бюджетных средств.
При этом получение гражданами в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения является основанием для снятия их с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в силу пункта 4 части 1 статьи 56 ЖК РФ.
Таким образом, предоставление социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» исключает получение иных мер государственной поддержки лицами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, в частности, в виде единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. №283-ФЗ.
Гришунин Д.А., обладая соответствующими жилищными гарантиями, выбрал иной способ реализации права на жилище и улучшения своих жилищных условий - приобрёл в общую долевую собственность квартиру, в том числе, за счёт полученных средств социальной выплаты по подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· смысла вышеприведённых РЅРѕСЂРј, право выбора оснований, РїРѕ которым законом предоставлена возможность улучшить СЃРІРѕРё жилищные условия, принадлежит самим гражданам Рё РѕРЅРё СЃРІРѕР±РѕРґРЅС‹ РІ выборе СЃРїРѕСЃРѕР±Р° реализации СЃРІРѕРёС… жилищных прав.
Доводы апелляционной жалобы Гришунина Д.А. о том, что факт получения и реализации сертификата по подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» не может служить основанием для исключения его из списков на получение единовременной социальной выплаты, как сотрудника уголовно-исполнительной системы, а также о том, что он сохранил за собой право состоять на учёте, поскольку обеспеченность каждого члена семьи приобретённой квартиры составила менее 15 кв. м и единовременная социальная выплата будет рассчитываться, исходя из стоимости недостающей площади, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и были обоснованно отклонены. Реализовав право на улучшение жилищных условий с использованием средств социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, являющейся одной из форм государственной поддержки, предоставляемых федеральным бюджетом, семья Гришунина Д.А. утратила право на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, как сотруднику уголовно-исполнительной системы, которая также предусматривает форму государственной поддержки за счёт средств федерального бюджета.
Довод жалобы Гришунина Р”.Рђ. Рѕ том, что РїСЂРё предоставлении документов РІ РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ СЃРІРѕРё обязательства РїРѕ подтверждению того, что ранее РЅРё РїРѕ РѕРґРЅРѕРјСѓ месту прохождения службы безвозмездная финансовая помощь РЅРµ предоставлялась, РѕРЅ выполнил, правового значения для разрешения СЃРїРѕСЂР° РЅРµ имеет.
Вопреки доводам жалобы, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все значимые по делу обстоятельства, нормы материального права применены правильно, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 18 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Гришунина Дмитрия Алексеевича - без удовлетворения.
Председательствующий Р’.Р. Литюшкин
РЎСѓРґСЊРё Р.РЎ. Леснова
Р›.Р. Скипальская