16RS0050-01-2020-010868-11
дело № 2-4969/2020
Решение
Именем Российской Федерации
19 октября 2020 года город Казань
Приволжский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе председательствующего – судьи Р.З. Хабибуллина,
при секретаре судебного заседания А.А. Гильфановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску З.Э.Р. к ГАПОУ «Казанский медицинский колледж» о признании действий (бездействий) незаконными и взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконным нарушение пунктов 2.6, 2.8, 2.9, 4.1-4.5 Положения о порядке проведения вступительных испытаний абитуриентов поступающих в ГАПОУ "Казанский медицинский колледж" и порядке проведения апелляции, взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб., обязать ответчика провести для истца вступительные испытания и в случае их успешного прохождения принять истца в число студентов специальности «лечебное дело» на бюджетную форму обучения, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ истец подал документы в приемную комиссию ГАПОУ «Казанкий медицинский колледж», истцу была выдана расписка с номером №. При прохождении вступительных испытаний ответчиком были нарушены п.п. 1.4, 2.6, 2.8, 2.9 «Положения о порядке проведения вступительных испытаний абитуриентов поступающих в ГАПОУ "Казанский медицинский колледж" и порядке проведения апелляции», а именно: перед началом вступительного испытания не была проведена консультация, информирующая поступающих об особенностях контрольных заданий, технологии проведения вступительного испытания и др. Также были нарушены п. 4.1-4.5 Положения о порядке проведения вступительных испытаний абитуриентов поступающих в ГАПОУ "Казанский медицинский колледж" и порядке проведения апелляции в связи с тем, что истцу было отказано в надлежащем рассмотрении апелляции. Истцом указывается, что ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 16 минут, войдя на заседание апелляционной комиссии, членов комиссии на месте не оказалось на месте, никакого заседания комиссии не проводилось. При проведении апелляции находилась лишь психолог, которая отказалась рассматривать мои доводы о нарушении порядка проведения вступительных испытаний и предоставить истцу результаты его вступительных испытаний, потребовала подписать пустой протокол рассмотрения апелляции. Истцом указывается, что указанные действия он фиксировал на видео камеру, производил аудиозапись и фотографирование происходящего. Другие члены комиссии Х.З.А. и Т.Е.М. на заседании комиссии не присутствовали, а лишь в дальнейшем фальсифицировали протокол, внеся в него записи о своем участии, что подтверждается пустым протоколом и фальсифицированным протоколом с уже внесенными в него приписками и допусками об участии других членов в заседании комиссии и принятом ими решении. Истцом указывается, что при соблюдении установленного порядка проведения вступительных испытаний и проведения апелляции истец смог бы принять участие в конкурсе аттестатов и с учетом его среднего балла и результатов вступительных испытаний должен был быть зачислен на бюджетную форму обучения по специальности «лечебное дело». На 14 августа истец находился на 58 месте из 60 возможных бюджетных мест. Полагая, что вышеуказанными действиями ответчика было нарушено неимущественное право на получение образования, истец обратился в суд с исковым заявлением в приведенной формулировке.
Истец в судебное заседание явился, иск поддержал, просил его удовлетворить. Заявил ходатайство об истребовании у ответчика видеозаписи с камер наблюдения, в подтверждение обстоятельств, приведенных выше в обоснование заявленных исковых требований. Также просил пригласить в судебное заседания для дачи свидетельских показаний преподавателя колледжа Т.Е.М.
Представители ответчика в судебное заседание явились, иск не признали, указав, что порядок проведения вступительных испытаний абитуриентов поступающих в ГАПОУ "Казанский медицинский колледж" и порядке проведения апелляции нарушен не был. В ходе рассмотрения апелляции проверяется только правильность оценки результатов сдачи вступительного испытания. Рассмотрение апелляции не является пересдачей вступительного испытания. В соответствии с заключением психологического обследования абитуриента З.Э.Р. последний признан несоответствующим требованиям, предъявляемым к психологическому статусу медицинского персонала, в связи с чем, истец не был рекомендован к зачислению по результатам психологического тестирования. Также представители ответчиков пояснили, что по запросу прокуратуры ответчиком была проведена служебная проверка на предмет соблюдения порядка проведения вступительных испытаний и проведения апелляции. В этой связи, членом апелляционной комиссии Т.Е.М. была представлена объяснительная, которой указывалось, что в ходе апелляции в беседе с З.Э.Р. последнему были раскрыты причины результатов вступительных испытаний, в соответствии с которыми он признан несоответствующим требованиям, предъявляемым к психологическому статусу медицинского персонала. Однако он высказал свое несогласие, при этом вел себя со специалистом психологом некорректно, на повышенных тонах и с угрозами. Также представители ответчика представили видеозапись с камер наблюдения, в которой видно, что работник ответчика вводит в компьютерную программу в целях сдачи истцом тестовых вступительных испытаний регистрационный номер абитуриента З.Э.Р. Также представители ответчика пояснили, что истец самостоятельно заполнил пустой бланк протокола заседания апелляционной комиссии, проставив в нем свою подпись, а затем сфотографировал. Также представили паспорт безопасности ГАПОУ «Казанский медицинский колледж» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно п. 9.1.5 которого срок хранения видеоинформации с камер видеонаблюдения составляет 20 дней, в связи с чем, предоставление видеозаписей о которых заявлено ходатайство истцом не представляется возможным.
Истцом в ходе рассмотрения дела также было заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела в целях предоставления стенограммы аудиозаписи с членом апелляционной комиссии, имевшихся видеозаписей в подтверждение приведенных в обоснование иска доводов, а также в целях ознакомления с отзывом ответчика.
Между тем, суд не находит оснований для отложения судебного заседания в связи со следующим.
В силу статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.
На основании статьи 154 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, если иные сроки рассмотрения и разрешения дел не установлены настоящим Кодексом, а мировым судьей до истечения месяца со дня принятия заявления к производству.
При определении разумного срока судебного разбирательства, который включает в себя период со дня поступления искового заявления или заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного постановления по делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников гражданского процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, и общая продолжительность судопроизводства по делу.
Согласно части 1, части 2 статьи 35 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
Истцом в обоснование ходатайства об отложении рассмотрения дела было указано на желание предоставить им аудиозаписи с членом апелляционной комиссии, имевшихся видеозаписей в подтверждение приведенных в обоснование иска доводов, а также в целях ознакомления с отзывом ответчика.
Вместе с тем, на предложение суда истец прослушать указанные аудио и видео файлы в данном судебном заседании не счел возможным, указав, что желает предоставить укороченные по времени просмотра и прослушивания файлы, предоставления стенограммы аудиозаписи. Однако указанные доводы, с учетом предложенного судом просмотра и прослушивания указанных аудио и видеофайлов в данном судебном заседании не могут являться основанием для отложения рассмотрения дела. Кроме того, суд учитывает, что с момента подачи искового заявления до даты проведения судебного заседания у истца имелось достаточно времени (около 2 месяцев) для того, чтобы предоставить укороченные по времени просмотра и прослушивания файлы, предоставления стенограммы аудиозаписи. Оснований отложения рассмотрения дела для ознакомления с отзывом ответчика суд также не находит, поскольку отзыв ответчика является лишь письменным изложением его позиции по делу, которую его представители высказали в судебном заседании. В отзыве ответчик не ссылался на новые обстоятельства по делу, а лишь приводит свою позицию относительно доводов истца с учетом фактических обстоятельств дела. Основания для приглашения члена апелляционной комиссии Т.Е.М. в судебное заседание с учетом имеющихся в материалах дела ее объяснений суд также не находит.
С учетом изложенного суд расценивает действия истца как попытку затянуть судебное разбирательство и с учетом установленных в ходе рассмотрения дела в порядке ст. 56 ГПК РФ обстоятельств, имеющих значение для дела, полагает возможным рассмотреть дело в данном судебном заседании.
В соответствии с п.п. 1, 2 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В силу п.п. 1, 2 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно положениям статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с п. 8 ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" порядок приема на обучение по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования (в том числе порядок приема иностранных граждан и лиц без гражданства), перечень вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно пунктами 29, 30, 31, 31.1 Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 23.01.2014 N 36 (ред. от 26.03.2019, с изм. от 26.05.2020) в соответствии с перечнем вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, утверждаемым Министерством просвещения Российской Федерации <12>, проводятся вступительные испытания при приеме на обучение по следующим специальностям среднего профессионального образования: …, 31.02.01 Лечебное дело, …
Вступительные испытания проводятся в письменной и (или) устной форме, в виде прослушивания, просмотра, собеседования или в ином виде, определяемом правилами приема.
Вступительное испытание, проводимое в устной форме, оформляется протоколом, в котором фиксируются вопросы к поступающему и комментарии экзаменаторов.
Результаты вступительных испытаний оцениваются по зачетной системе. Успешное прохождение вступительных испытаний подтверждает наличие у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, необходимых для обучения по соответствующим образовательным программам.
Кроме того, согласно пунктов 10, 11, утвержденных приказом Минпросвещения России от 26.05.2020 N 264, Особенностей приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на 2020/21 учебный год, вступительные испытания проводятся организацией в формах, определяемых организацией самостоятельно с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья поступающего, с использованием дистанционных технологий, позволяющих при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии поступающего и педагогических работников оценить наличие у поступающего определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, необходимых для обучения по программе. При проведении вступительных испытаний организация самостоятельно обеспечивает идентификацию личности поступающего. Подача и рассмотрение апелляций осуществляются с использованием дистанционных технологий.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец подал документы в приемную комиссию ГАПОУ «Казанкий медицинский колледж» в целях обучения по специальности «Лечебное дело», истцу была выдана расписка с номером №.
Согласно п. 1.2. Положения о порядке проведения вступительных испытаний абитуриентов поступающих в ГАПОУ "Казанский медицинский колледж" целью вступительного испытания в форме психологического тестирования является выявление у абитуриентов, поступающих для обучения по специальностям … «Лечебное дело»…, профессионально значимых психологических качеств, необходимых в профессиональной деятельности будущих специалистов среднего медицинского звена. В состав комиссии вступительного испытания в форме психологического тестирования включаются специалисты-психологи, имеющие соответствующее образование и опыт.
В этих целях между ответчиком и психологом Ф.Л.Р. был заключен договор возмездного оказания услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому последняя осуществляла психологическую оценку совместимости с профессией абитуриентов, поступающих на обучение по программам подготовки специалистов среднего звена по специальностям «Лечебное дело» …
В соответствии с заключением психологического обследования абитуриента З.Э.Р. последний признан несоответствующим требованиям, предъявляемым к психологическому статусу медицинского персонала, в связи с чем, истец не был рекомендован к зачислению по результатам психологического тестирования.
Согласно п. 2.6 Положения о порядке проведения вступительных испытаний абитуриентов поступающих в ГАПОУ "Казанский медицинский колледж" перед началом вступительного испытания проводится консультация, информирующая поступающих об особенностях контрольных заданий, технологии проведения вступительного испытания и др.
Ответственный за проведение психологического тестирования в аудитории и дежурный (дежурные) в аудитории назначаются ответственным секретарем приемной комиссии или его заместителем за сутки до проведения вступительного испытания из числа членов приемной комиссии колледжа (п. 2.8 Положения о порядке проведения вступительных испытаний).
Ответственность за проведение психологического тестирования в аудитории инструктирует абитуриентов правилам проведения тестирования и осуществляет контроль над соблюдением этих правил (п. 2.9 Положения о порядке проведения вступительных испытаний).
Согласно пунктам 4.1.-4.5. 4.1. по результатам вступительного испытания поступающий имеет право подать в апелляционную комиссию письменное заявление о нарушении, по его мнению, установленного порядка проведения испытания и (или) несогласии с его результатами. Рассмотрение апелляции не является пересдачей вступительного испытания. В ходе рассмотрения апелляции проверяется только правильность оценки результатов сдачи вступительного испытания.
4.2. Апелляция подается поступающим лично на следующий день после получения результатов вступительного испытания. При этом поступающий имеет право ознакомиться со своей работой, выполненной в ходе вступительного испытания, в порядке, установленном колледжем.
4.3. Приемная комиссия обеспечивает прием апелляций в течение всего рабочего дня. Рассмотрение апелляций проводиться не позднее следующего дня после дня ознакомления с работами, выполненными в ходе вступительных испытаний. Поступающий имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции.
4.4. Поступающий должен иметь при себе документ, удостоверяющий личность, и результаты вступительного испытания. С несовершеннолетним поступающим имеет право присутствовать один из родителей или иных законных представителей.
4.5. После рассмотрения апелляции выносится решение апелляционной комиссии о результатах вступительного испытания. При возникновении разногласий в апелляционной комиссии проводится голосование, и решение утверждается большинством голосов. Оформленное протоколом решение апелляционной комиссии доводится до сведения поступающего (под роспись).
В судебном заседании была просмотрена видеозапись, в которой видно, что работник ответчика вводит в компьютерную программу, предназначенную для сдачи вступительных испытаний, регистрационный номер абитуриента З.Э.Р. - №. Истец на указанной видеозаписи себя узнал.
Из письменных объяснений члена апелляционной комиссии Т.Е.М. следует, что ходе апелляции в беседе с З.Э.Р. последнему были раскрыты причины результатов вступительных испытаний, в соответствии с которыми он признан несоответствующим требованиям, предъявляемым к психологическому статусу медицинского персонала. Однако он высказал свое несогласие, при этом вел себя со специалистом психологом некорректно, на повышенных тонах и с угрозами. После окончания беседы, еще до того, как лаборант могла записать под диктовку специалиста резолюцию данной беседы, он воспользовавшись моментом, расписался в бланке апелляции (заставить его это сделать никто не мог), сфотографировал его и вышел из кабинета.
При указанных обстоятельствах, суд, с учетом положениям п. 5 ст. 10 ГК РФ, презюмирующих добросовестность участника гражданских правоотношений, в отсутствие у истца допустимых и относимых доказательств, подтверждающих доводы, положенные в основу заявленных исковых требований, приходит к выводу, что ответчиком Положения О порядке проведения вступительных испытаний абитуриентов поступающих в ГАПОУ "Казанский медицинский колледж" и порядке проведения апелляции не нарушались, консультации абитуриента при прохождении вступительных испытаний, а также процедура апелляции были проведены ответчиком в соответствии с принятыми на себя обязательствами.
Таким образом, суд, установив фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не находит.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Приволжского
районного суда г. Казани Р.З. Хабибуллин