Председательствующий: Калинина К.А. № 33-4644/2023
55RS0007-01-2022-007728-97
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск 02 августа 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Магденко И.Ю.,
судей Мезенцевой О.П., Перфиловой И.А.,
при секретаре Нецикалюк А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-819/2023
по апелляционной жалобе истца ДВЯ
на решение Центрального районного суда г. Омска от 04 апреля 2023 года
по иску ДВЯ к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области об обязании произвести перерасчет размера пенсии.
Заслушав доклад судьи Перфиловой И.А., судебная коллегия
установила:
ДВЯ обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области об обязании произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости. В обоснование указал, что с 27.12.2017 являлся получателем досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Впоследствии отказался от страховой пенсии по старости на основании п. 5 ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О страховых пенсиях», в связи с чем в июле 2022 года пенсию не получал, пенсионером не являлся.
В июле 2022 года вновь обратился в пенсионный орган с заявлением о восстановлении страховой пенсии по старости на основании п. 3 ч. 3 ст. 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» после отказа от ее получения. Считал, что обладает правом на определение размера страховой пенсии по старости заново при разрешении вопроса о восстановлении ее выплаты. Пенсионным органом произведен расчет размера страховой пенсии по старости по данным по состоянию на 2017 год.
Не согласившись с произведенным ответчиком расчетом размера страховой пенсии по старости просил суд признать определение размера страховой пенсии по старости заново при восстановлении выплаты неправомерным, обязать ответчика произвести расчет страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» на день назначения – 01.08.2022.
Истец ДВЯ в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности ДВЯ возражал против удовлетворения заявленных истцом требований, просил в иске отказать.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе истец с решением суда не соглашается, просит его отменить. Указывает, что отказался от получения назначенной ему страховой пенсии по старости для того, чтобы согласно пунктам 4-6 ч. 3 ст. 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» получить право на назначение пенсии вновь с определением размера страховой пенсии заново, с учетом всех индивидуальных пенсионных коэффициентов. Считал, что получить право на назначение страховой пенсии по старости вновь с определением иного размера страховой пенсии может возникнуть при отказе от назначения страховой пенсии по старости. Полагает, что при отказе от выплаты страховой пенсии по старости, не получая выплат, он не является пенсионером, а является гражданином, осуществляющим трудовую деятельность. Считает, что ответчик неправомерно вновь назначил ему выплату страховой пенсии по старости, оставив при этом прежний размер страховой пенсии по старости.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ДВЯ доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. Полагал, что пенсионный орган должен определить размер страховой пенсии заново в порядке, предусмотренном законом. При новом расчете ИПК должна быть учтена стоимость ИПК по состоянию на июль 2022 года, а не на 2017 год, как посчитал ответчик. Пояснил судебной коллегии, что в июне 2022 года он написал заявление об отказе от получения страховой пенсии по старости, после подачи заявления к ответчику в июле 2022 года пенсию он не получал, но продолжал при этом работать.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области не явился, судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Изучив материалы гражданского дела, заслушав пояснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, в частности, являются нарушение или неправильное применение норм процессуального и материального права (статья 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении данного дела судом первой инстанции допущено не было.
Из материалов дела следует и установлено судом, что с 27.12.2017 ДВЯ являлся получателем досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее ФЗ «О страховых пенсиях»).
11.06.2022 ДВЯ, являясь работающим пенсионером, посредством электронного сервиса подал заявление о прекращении выплаты страховой пенсии по старости.
Согласно ответу ОПФР по Омской области от 22.06.2022, рассмотрев заявление истца от 11.06.2022, органом пенсионного обеспечения выплата страховой пенсии по старости ДВЯ прекращена в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 25 ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.07.2022 (л.д. 11).
14.07.2022 ДВЯ обратился в пенсионный орган с заявлением о восстановлении выплаты страховой пенсии по старости.
На основании указанного заявления выплата страховой пенсии по старости истцу восстановлена с 01.08.2022, страховая пенсия по старости назначена в прежнем размере, как работающему пенсионеру, без учета вновь приобретенного страхового стажа и соответствующего этому увеличения размера пенсионных коэффициентов и их стоимости и размера фиксированной выплаты.
Не согласившись с размером восстановленной выплаты страховой пенсии по старости, полагая размер восстановленной выплаты страховой пенсии по старости нарушающим его пенсионные права, ДВЯ обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
Разрешая заявленные требования истца, руководствуясь положениями Федерального закона «О страховых пенсиях», учитывая, что ДВЯ после назначения ему страховой пенсии по старости продолжил осуществлять трудовую деятельность, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что стоимость ИПК и величина фиксированной выплаты обоснованно применены пенсионным органом в размере, установленном на дату назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости (27.12.2017), ввиду чего не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований.
Изучив материалы настоящего гражданского дела, имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, проанализировав нормы материального права, применимые к спорным правоотношениям, суд апелляционной инстанции с выводами районного суда соглашается, полагает их законными и обоснованными по следующим основаниям.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - ФЗ «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с 01.01.2015.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 4 ст. 5 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документам (части 1 и 2 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В соответствии п. 5 ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае отказа пенсионера от получения назначенной страховой пенсии - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» восстановление выплаты страховой пенсии производится при подаче пенсионером заявления о восстановлении выплаты страховой пенсии после отказа от ее получения на основании пункта 5 части 1 настоящей статьи - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера.
В соответствии с ч. 4 ст. 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» при восстановлении выплаты страховой пенсии право на страховую пенсию не пересматривается. При этом размер указанной пенсии определяется заново в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. В случае, если при восстановлении выплаты страховой пенсии ее размер не достигает размера страховой пенсии, установленного на день прекращения выплаты указанной страховой пенсии, пенсионеру восстанавливается страховая пенсия в прежнем, более высоком размере.
По желанию пенсионера страховая пенсия может быть назначена вновь (ч. 5 ст. 25 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Частью 6 статьи 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что при восстановлении выплаты страховой пенсии по старости, выплата которой была прекращена в связи с отказом от ее получения, или при назначении указанной пенсии вновь учитывается сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов и коэффициентов за иные засчитываемые в страховой стаж периоды, имевшие место до назначения страховой пенсии впервые, за периоды после назначения страховой пенсии впервые, за которые выплата указанной пенсии или иной пенсии либо ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренных законодательством Российской Федерации (за исключением граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации), не осуществлялась, но не ранее чем с 01.01.2015.
Из буквального толкования указанных норм права следует, что восстановление права на получение пенсии определяется заново, в порядке, который предусмотрен для назначения данного вида пенсии (в данном случае по старости), то есть, начиная с первого обращения за ее получением, с учетом новых периодов, прошедших с момента прекращения ранее назначенной пенсии.
При этом, сумма ИПК за периоды, имевшие место после назначения страховой пенсии впервые, учитывается только в том случае, если в это время пенсионер не получал выплату пенсии по старости.
Особенности выплаты страховой пенсии в период осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности установлены ст. 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Частью 1 ст. 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (ч. 3 ст. 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Как следует из отзыва ответчика на исковое заявление, поскольку вид страховой пенсии по старости остался прежним (независимо от изменения её основания), а статья 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусматривает выплату того же вида страховой пенсии исходя из актуальной стоимости одного пенсионного коэффициента только в случае прекращения работы и (или) иной деятельности, то сумма пенсии к выплате ДВЯ определена исходя из применявшейся до отказа от страховой пенсии стоимости одного ИПК (78,58 рублей) и фиксированной выплаты, и составила 10 984,48 рублей, в том числе страховая пенсия – 6 179,37 рублей, фиксированная выплата – 4 805,11 рублей.
Из расчета органа пенсионного обеспечения следует, что при восстановлении истцу страховой пенсии по старости размер выплат не уменьшался.
Руководствуясь приведенными нормами пенсионного законодательства, регулирующими основания, порядок и условия назначения страховой пенсии по старости, установив, что ДВЯ работал при назначении пенсии впервые и не прекратил работать на момент повторного обращения за пенсией 14.07.2022, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при восстановлении выплаты ДВЯ страховой пенсии пенсионным органом обоснованно применены положения ст. 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», в связи с чем, правомерно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции истец пояснял, что после отказа от выплаты страховой пенсии по старости и на момент подачи заявления о её восстановлении он продолжал осуществлять трудовую деятельность.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2021 №1139-О, в действующей правовой системе Российской Федерации граждане, продолжающие после назначения страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к ней осуществлять трудовую деятельность и, следовательно, не утрачивающие заработок, сохраняют статус застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования и продолжают формировать свои пенсионные права.
Сохранение за ними права на получение пенсии в период дальнейшего осуществления трудовой деятельности представляет собой средство реализации социальной политики, определяемой с учетом задач государства и социально-экономических условий на конкретном историческом этапе.
Использование такого средства направлено на поддержание социально приемлемого уровня жизни лиц пожилого возраста, удовлетворение жизненных потребностей пенсионеров с учетом реального уровня зарплат и пенсий и стандарта потребления, гарантирование максимально безболезненного перехода к обеспечению необходимого объема потребления пенсионера на основе исключительно социальных выплат, в том числе пенсии как основного финансового источника (средства) их существования.
Прекращение или продолжение лицом после достижения пенсионного возраста и приобретения права на страховую пенсию по старости и фиксированную выплату к ней работы и (или) иной деятельности, в период которой такое лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию, может выступать в качестве критерия дифференциации при определении порядка предоставления данных видов обязательного страхового обеспечения.
Для пенсионеров по старости, продолжающих после назначения пенсии осуществлять трудовую деятельность, в соответствии с ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» еще до внесения в ст. 75 Конституции Российской Федерации части 6 был предусмотрен такой порядок выплаты сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней (в том числе полученных в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 данного Федерального закона), при котором указанные суммы выплачивались без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Однако после прекращения пенсионером трудовой деятельности пенсия выплачивается с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (ст. 7 Федерального закона от 29.12.2015 №385-ФЗ, ч. 3 ст. 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Вводя такое правовое регулирование, законодатель, очевидно, принимал во внимание, что такая категория граждан, как работающие пенсионеры, - в отличие от получателей пенсий, прекративших работу, - продолжая осуществлять работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, после достижения пенсионного возраста, продолжают формировать свои пенсионные права.
В частности, для них предусмотрен ежегодный перерасчет размера страховой пенсии в связи с увеличением по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости при ее назначении (п. 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Кроме того, следует учитывать, что уровень жизни работающих пенсионеров в основном определяется их заработной платой, которая в соответствии со статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации подлежит индексации. Суммы же страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к ней, как правило, ниже оплаты труда.
Соответственно, выплата названных сумм в период осуществления трудовой деятельности без учета проводимой индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии не может оказать существенного влияния на удовлетворение основных жизненных потребностей пенсионеров и повлечь снижение уровня их жизни. К тому же само предоставление работающим пенсионерам права одновременно с заработной платой получать назначенное пенсионное обеспечение в рамках реализации социальной политики государства направлено на повышение их материального обеспечения и увеличение денежных доходов. При этом согласно действующему правовому регулированию у каждого пенсионера есть право выбора - прекратить трудовую деятельность и получать страховую пенсию по старости и фиксированную выплату к ней с учетом соответствующих корректировки и увеличения либо продолжать ее, получая одновременно заработную плату и пенсию с фиксированной выплатой к ней, но с применением особых правил, касающихся выплаты той части пенсии, на которую увеличен размер фиксированной выплаты к страховой пенсии и скорректирован размер страховой пенсии.
Таким образом, приведенное правовое регулирование, предполагающее основанную на объективных критериях дифференциацию порядка выплаты обязательного страхового обеспечения, было осуществлено в пределах имевшейся у законодателя на соответствующий период дискреции с учетом, в частности, динамики развития пенсионного законодательства. Нет оснований считать, что такое регулирование само по себе нарушает право на социальное обеспечение по возрасту, а также затрагивает конституционно обусловленные основы механизма его реализации, по крайней мере в том виде, как они были установлены до вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» (п. 3.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2021 №1139-О).
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что ДВЯ после достижения пенсионного возраста и приобретения права на страховую пенсию по старости и фиксированную выплату к ней не прекратил работу, как на момент прекращения выплаты пенсии, так и на момент возобновления ее выплаты являлся лицом, подлежащим обязательному пенсионному страхованию, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности применения пенсионным органом положений ст. 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В данном случае вопреки доводам апелляционной жалобы расчет ответчиком выплаты страховой пенсии по старости исходя из стоимости одного пенсионного коэффициента, применявшейся до её отказа, является обоснованным и не нарушает права ДВЯ
Ответчик, в соответствии с действующим пенсионным законодательством, регулирующим спорные правоотношения, правомерно вновь назначил истцу выплату страховой пенсии по старости, оставив при этом прежний размер страховой пенсии по старости.
Учитывая, что ДВЯ после назначения ему страховой пенсии по старости продолжил трудовую деятельность, стоимость ИПК и величина фиксированной выплаты обоснованно применены пенсионным органом в размере, установленном в 2017 году.
Подпункт 5 ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусматривает, что прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае отказа пенсионера от получения назначенной страховой пенсии - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера.
Судом правомерно отмечено, что положения приведенной статьи не связывают такой отказ пенсионера от получения пенсии с какими-либо причинами. Такой отказ является его личным волеизъявлением и не влияет на его правовое положение как пенсионера, поскольку у него есть право на возобновление выплаты страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 3 части 3 той же статьи.
Повторное обращение за назначением страховой пенсии по старости с предоставлением всего пакета необходимых документов, подтверждающих право на ее получение, при этом не требуется. Статус пенсионера ввиду отказа от получения пенсии не утрачивается.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном толковании норм пенсионного законодательства, регулирующих спорные отношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Фактически приведенные в жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда.
Само по себе несогласие, выраженное в апелляционной жалобе с выводами районного суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм материального или процессуального права.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 04 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий п/п
Судьи п/п п/п
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09 августа 2023 года.
«КОПИЯ ВЕРНА»подпись судьи__________И.А. Перфиловасекретарь судебного заседания___________________ (подпись) «_____» __________ 2023 года |