Дело № 2-113/2024 05 февраля 2024 года
УИД 29RS0014-01-2023-004313-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Полицинской Е.В.
при секретаре Воловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Титовой Е. А. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о возложении обязанности включить в стаж периоды работы, произвести перерасчёт размера пенсии, взыскании компенсации морального вреда
установил:
Титова Е.А. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о возложении обязанности включить в стаж периоды работы, произвести перерасчёт размера пенсии, взыскании компенсации морального вреда.
Требования мотивировала тем, что с <Дата> ей выплачивается страховая пенсия по старости. Согласно материалам выплатного дела стаж истца учтен по <Дата>. Истец <Дата> обратилась с заявлением о перерасчете размера пенсии, однако ответчиком перерасчет пенсии не был произведен с учетом спорного периода. Истец <Дата> вновь обратилась о перерасчете размера пенсии, но ей было отказано. В оспариваемый период работала в организации, расположенной в городе Архангельске, получала заработную плату. Факт работы подтверждается записями в трудовой книжке и выпиской из индивидуального лицевого счета. Просит суд с учетом уточнения исковых требований произвести перерасчет страховой пенсии по старости с <Дата>, включить в страховой стаж истца период работы с <Дата> по <Дата>, взыскать компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.
В судебное заседание истец, третье лицо не явились, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки суду не сообщили.
Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал, просил требования удовлетворить.
Определением суда от <Дата> производство по делу по иску Титовой Е.А. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в части требований о возложении обязанности включить в страховой стаж период работы с <Дата> по <Дата> прекращено.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие истца, третьего лица.
Заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, материалы пенсионного дела, материалы наблюдательных дел, суд приходит к следующему.
Из материалов выплатного пенсионного дела следует, что истцу установлена трудовая пенсии по старости в соответствии со статьей 14 Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» с <Дата>.
04 июня 2019 года истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчёте размера пенсии, представив вместе с заявлением копию паспорта, архивную справку о заработной плате за период с 1974 – 1980 года, справку о рождении.
Согласно распоряжению № 209041/19 от 1 июня 2019 года истцу произведен перерасчет пенсии на основании предоставленных документов.
В настоящее время вопросы, связанные с назначением, выплатой и перерасчетом страховых пенсий регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
В статье 3 Закона № 400-ФЗ определено, что страховой стаж – это учитываемая при определении права на страховую пенсию и её размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из содержания статьи 14 Закона № 400-ФЗ следует, что при подсчёте страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Порядок подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий предусмотрен Правилами подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 (далее – Правила № 1015).
Как указано в пункте 10 Правил № 1015, периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 настоящих Правил.
Пунктом 11 Правил № 1015 определено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно части 1 статьи 15 Закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии по старости определяется по формуле: СПст = ИПК x СПК, где СПст - размер страховой пенсии по старости; ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент; СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
На основании части 9 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях», величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) зависит от суммы годовых пенсионных коэффициентов (баллов) за период до и после <Дата>, а также от повышающего коэффициента к страховой пенсии.
Определение размера величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г., установлено ч. 10 ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, имевших место до 1 января 2015 г.
Таким образом, величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г., рассчитанного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяется для каждого пенсионера индивидуально, в зависимости от его трудового вклада (стажа, заработка до 1 января 2002 г. и страховых накоплений на индивидуальном лицевом счете за работу после 1 января 2002 г. на территории Российской Федерации).
Указанные периоды учитываются при определении суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов, если они по выбору застрахованного лица не учитываются при исчислении размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 21 марта 2005 г. № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан» и Федеральным законом от 4 июня 2011 г. № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан».
При этом статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» определены правила оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, при этом предусмотрено несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии указанных лиц (пункты 3, 4 и 6) с правом выбора наиболее выгодного варианта определения расчетного размера трудовой пенсии.
Статьёй 30 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путём их конвертации (преобразования) в расчётный пенсионный капитал.
Величина расчётного пенсионного капитала застрахованного лица зависит от расчётного размера трудовой пенсии, определяемого по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 статьи 30 Закона № 173-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона № 173-ФЗ величина расчётного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьёй 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению). Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчётного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьёй 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчётного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретённого до 1 января 1991 года, определённого в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
На основании пункта 2 статьи 30 Закона № 173-ФЗ в общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчётного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьёй 30 настоящего Федерального закона. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применён при определении расчётного размера трудовой пенсии. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчётного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.
Как усматривается из пенсионного дела Титовой Е.А., истцом вместе с заявлением о назначении пенсии была представлена трудовая книжка, в которую занесены сведения о работе в <***>», принята на должность заместителя генерального директора <Дата>.
В период с <Дата> по <Дата> истец работала в должности <***>
На момент назначения страховой пенсии по старости в трудовой книжке истца, представленной в пенсионный орган, была указана только запись о приеме на работу истца <Дата> в <***>", а также <Дата> указана запись о работе" по настоящее время".
Таким образом, стаж работы истца при назначении пенсии был учтен по <Дата>.
Из материалов дела следует, что истец обращалась в пенсионный орган <Дата> с заявлением о включении в стаж работы периодов с <Дата> по <Дата>.
Из ответа пенсионного органа от 31 мая 2023 года следует, что истцу отказано в рассмотрении заявления о перерасчете пенсии с учетом спорных периодов ее работы.
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» (здесь и далее названный Федеральный закон приводится в редакции, действовавшей до 1 января 2023 года) (далее – Закон № 27-ФЗ) следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учёта являются, среди прочего, создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Закона № 27-ФЗ).
На территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счёт, имеющий постоянный страховой номер (пункт 1 статьи 6 Закона № 27-ФЗ).
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Закона № 27-ФЗ в общей части индивидуального лицевого счёта застрахованного лица указываются, в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьёй 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В силу пунктов 1 и 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют ежегодно в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы), в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет приём и учёт сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Закона № 27-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей до 1 января 2023 года) работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
По смыслу приведённых нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учёт используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
Как следует из пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации. Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Таким образом, по общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Истец зарегистрирована в системе персонифицированного учета <Дата>.
Индивидуальный лицевой счет Титовой Е.А. не содержит сведений о работе истца в <***>» за спорный период.
Информация о работе истца в ООО «Полиэкс» с <Дата> по <Дата> также отсутствует на выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Титовой Е.А.
Согласно расчетным ведомостям, имеющимся в материалах наблюдательного дела <***>», за второй квартал 1998 года, четвертый квартал 1998 года (указано количество работающих - 1 человек); первый, второй квартал 1999 года, сведения о страховых взносах отсутствуют; за І, II, III кварталы 1999 года расчетные ведомости отсутствуют, за IV квартал 1999 года начислены страховые взносы только за октябрь 1999 года. За 2000-2001 года расчетные ведомости по страховым взносам отсутствуют.
Согласно объяснительной генерального директора <***>» Титова А.В. <№> следует, что заработная плата в 1998 году начислялась не в полном объеме из-за отсутствия денежных средств: за II, IV квартал 1998 г. - не начислялась. В 1999 году, согласно данной объяснительной, предприятие временно приостановило свою деятельность в І и II квартале, в III квартале заработная плата начислена, но не выплачена.
В соответствии с письмом ЗАО «Фирма ТАВ» от <Дата> финансово-хозяйственная деятельность по данному предприятию приостановлена на неопределенный период из-за отсутствия объемов работ.
Согласно акту службы судебных приставов о невозможности взыскания задолженности с <***> от <Дата> было установлено, что <***>» отсутствует по месту нахождения (...), со слов очевидца данная организация с имуществом переехала и располагается на ..., 3 этаж.
Согласно акту службы судебных приставов о невозможности взыскания задолженности с <***>» от <Дата> было установлено, что <***>» отсутствует адресу: г. Архангельск, ..., 3 этаж, где имущество неизвестно.
Решением пенсионного органа <***>» была признана не осуществляющей финансово-хозяйственную деятельность с <Дата>. Решением Арбитражного суда Архангельской области от <Дата> ЗАО «Фирма ТАВ» была признана банкротом.
Согласно материалам наблюдательного дела <***>» было зарегистрировано <Дата>.
За спорный период в материалах наблюдательного дела имеется расчетная ведомость за 2000 год, где количество работников указано 1, сведения о начисленных страховых взносах отсутствуют.
При указанных обстоятельствах, периоды работы истца с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> подлежат включению в страховой стаж.
Оснований для возложения на ответчика обязанности включить в страховой стаж для установления пенсии истцу периодов с <Дата> по <Дата> не имеется, поскольку в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено доказательств начисления ей в спорные периоды заработной платы, исходя из которой работодатель производил начисление и уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как указано в части 10 статьи 15 Закона № 400-ФЗ, величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды работы, имевшие место до <Дата>, зависит от размера страховой части трудовой пенсии по старости (без учёта фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), исчисленного по состоянию на <Дата> по нормам Федерального закона от <Дата> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ).
Статьёй 30 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на <Дата> путём их конвертации (преобразования) в расчётный пенсионный капитал.
Как следует из материалов дела, при установлении истцу пенсии величина её расчётного пенсионного капитала в соответствии со статьёй 30 Закона № 173-ФЗ определена от неполного общего трудового стажа исходя из числа месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа. При таких обстоятельствах, включение периодов работы с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> в общий трудовой стаж повлечёт увеличение величины пенсионного капитала и размера пенсии истца.
Из материалов дела следует, что истец обращалась в пенсионный орган <Дата> с заявлением о включении в стаж работы периодов с <Дата> по <Дата>.
Из ответа пенсионного органа от <Дата> следует, что истцу отказано в рассмотрении заявления о перерасчете пенсии с учетом спорных периодов ее работы.
Согласно части 1 статьи 23 Закона № 400-ФЗ перерасчёт размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится:
1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчёт размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения;
2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчёте размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчёте размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчёта документов, подлежащих представлению заявителем с учётом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 23 Закона № 400-ФЗ).
Таким образом, согласно действующему пенсионному законодательству перерасчёт размера пенсии возможен только на основании заявления получателя пенсии, в котором отражено его волеизъявление. При этом к своему заявлению гражданин обязан приложить необходимые для перерасчёта документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Учитывая, что истец с таким заявлением и документами обратилась в мае 2023 года, суд, руководствуясь положениями вышеприведённой статьи 23 Закона № 400-ФЗ, приходит к выводу, что перерасчёт размера страховой пенсии по старости должен быть произведён с <Дата>, то есть с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения.
Оснований для перерасчёта размера страховой пенсии по старости с <Дата> не имеется, поскольку ранее мая 2023 года истец не обращалась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии в связи с включением заявленных спорных периодов.
На основании изложенного, поскольку перерасчёт размера страховой пенсии носит заявительный характер, в удовлетворении иска о понуждении произвести перерасчёт размера страховой пенсии по старости с <Дата> надлежит отказать.
Согласно положениям статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В пункте 2 статьи 1099 ГК РФ содержится правило о том, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
По смыслу вышеприведенных норм действующего законодательства, право на компенсацию морального вреда возникает, по общему правилу, при нарушении личных неимущественных прав гражданина или посягательстве на иные принадлежащие ему нематериальные блага. И только в случаях, прямо предусмотренных законом, такая компенсация может взыскиваться при нарушении имущественных прав гражданина.
В данном случае нравственные страдания, причиненные истцу, обусловлены нарушением его имущественного права на получение пенсии в определенном размере. Между тем, ни нормы гражданского, ни нормы пенсионного законодательства не предусматривают возможности взыскания с органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, компенсации морального вреда в связи с нарушением прав на пенсионные выплаты, то есть имущественных прав гражданина.
Как разъяснено в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <Дата> <№> «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
С учетом изложенного правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации морального вреда не имеется.
Таким образом, исковые требования Титовой Е.А. являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Титовой Е. А. (СНИЛС <***>) к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИНН 2901038317) о возложении обязанности включить в стаж периоды работы, произвести перерасчёт размера пенсии, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу включить в страховой стаж Титовой Е. А. периоды работы с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> и произвести перерасчёт размера страховой пенсии по старости Титовой Е. А. с <Дата>.
В удовлетворении исковых требований Титовой Е. А. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о возложении обязанности включить в стаж периоды работы с <Дата> по <Дата>, произвести перерасчёт размера пенсии с <Дата>, взыскании компенсации морального вреда отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 12 февраля 2024 года.
Председательствующий Е.В. Полицинская