Дело № 2-737/2018 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Острогожск 28 ноября 2018 года
Острогожский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Вискуновой С.В.,
при секретаре Глаголевой Е.С.,
с участием в судебном заседании старшего помощника Острогожского межрайпрокурора Безрукавой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Острогожского межрайпрокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Веретьевского сельского поселения Острогожского муниципального района Воронежской области о возложении обязанности совершить действия по постановке на кадастровый учет и по оформлению права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Острогожский межрайпрокурор в порядке ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в суд с иском, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Веретьевского сельского поселения Острогожского муниципального района Воронежской области, в котором просит обязать ответчика поставить на государственный кадастровый учет и зарегистрировать право муниципальной собственности на земельные участки, на которых расположены действующие кладбища по адресам: <адрес> и <адрес>, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование своих требований истец указывает, что межрайпрокуратурой проведена проверка исполнения требований земельного законодательства в деятельности администрации Веретьевского сельского поселения Острогожского муниципального района Воронежской области. В ходе проверки было установлено, что на территории данного поселения имеются действующие общественные кладбища по адресам: <адрес> и <адрес>. При этом межевание границ земельных участков, на которых фактически расположены кладбища, не проводилось. Указанные земельные участки на кадастровый учет не поставлены, право собственности сельского поселения на них не зарегистрировано. В связи с этим в адрес главы поселения в октябре 2017 года вносилось представление об устранении выявленных нарушений, однако до настоящего времени требования закона в полной мере не исполнены, что может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, поскольку отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
Представитель ответчика администрации Веретьевского сельского поселения Острогожского муниципального района Воронежской области, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, согласно заявления просит рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований не возражает, признаёт их в полном объёме.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения старшего помощника Острогожского межрайпрокурора Безрукавой Н.И., в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика администрации Веретьевского сельского поселения Острогожского муниципального района Воронежской области.
В судебном заседании старший помощник Острогожского межрайпрокурора Безрукавая Н.И. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, настаивал на их удовлетворении.
Выслушав старшего помощника Острогожского межрайпрокурора Безрукавую Н.И., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Статьей 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ от 06 октября 2003 г.) определены вопросы местного значения сельских поселений.
В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 г. законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи. В силу п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 г. к вопросам местного значения поселений относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 г. Законом Воронежской области от 10 ноября 2014 г. № 148-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Воронежской области» (далее – Закон № 148-ОЗ от 10 ноября 2014 г.) за сельскими поселениями Воронежской области закреплены отдельные вопросы местного значения, в том числе в соответствии с п. 11 ст. 2 Закона №148-ОЗ от 10 ноября 2014 г. сельские поселения Воронежской области решают вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. Согласно ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ от 12 января 1996 г.), общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 4 и 5 ст. 16 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 г. предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.
С учетом изложенного общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 г., места погребения (с расположенными на них кладбищами) по принадлежности могут быть государственными и муниципальными. Следовательно, земли кладбищ могут находиться только в государственной или муниципальной собственности, а общественные кладбища могут быть только муниципальными. Этот вывод соответствует и положениям п. 5 ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 г., согласно которым в собственности поселений может находиться имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 г. деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
Эти положения Конституции Российской Федерации конкретизированы в Федеральном законе от 10.01.2002 г № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно части 1 статьи 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (СанПиН 2.1.2882-11), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 84 от 28 июня 2011 г., устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю. Согласно ст. 6 ЗК РФ объектом земельных отношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке. В соответствии с ч.2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Как определено ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015 г. «О государственной регистрации недвижимости», в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Таким образом, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учет и последующего оформления прав на него. Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Острогожской межрайпрокуратурой проведена проверка исполнения требований земельного законодательства в деятельности администрации Веретьевского сельского поселения Острогожского муниципального района Воронежской области. В результате проверки было установлено, что на территории Веретьевского сельского поселения имеются действующие общественные кладбища по адресам: <адрес> и <адрес>. При этом межевание границ земельного участка, на которых расположены кладбища, не проводилось, они не поставлены на государственный кадастровый учет, право собственности на данные земельные участки не зарегистрировано в установленном законом порядке.
Указанное свидетельствует о том, что органом местного самоуправления администрацией Веретьевского сельского поселения ненадлежаще реализуются полномочия по организации на территории поселения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.
В связи с этим 18 октября 2017 г. Острогожским межрайпрокурором в адрес главы администрации Веретьевского сельского поселения было внесено представление о принятии исчерпывающих мер к устранению вышеуказанных нарушений и недопущению их впредь.
Согласно информации Главы администрации Веретьевского сельского поселения Торубаровой О.Н. от 30 октября 2017 г., в ходе рассмотрения представления, выявленные нарушения подтвердились. Планируется проведение работ в 2018 году при наличии поступивших денежных средств сверх запланированных объёмов. В связи с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей инспектор по земельным вопросам администрации Веретьевского сельского поселения ФИО5 привлечена к дисциплинарной ответственности и ей объявлено замечание (Распоряжение администрации Веретьевского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ).
Однако как следует из акта от 31 октября 2018 г., в ходе проверки в рамках исполнения ранее внесенных актов прокурорского реагирования, было установлено, что до настоящего времени земельные участки под кладбищами, расположенные на территории Веретьевского сельского поселения по адресам: <адрес> и <адрес> не поставлены на кадастровый учет, право собственности на них не зарегистрировано.
Осуществление кадастрового учета и проведение в связи с этим кадастровых работ влечет за собой не только установление границ земельного участка, но и внесение сведений в федеральный государственный информационный ресурс о земельном участке, позволяющие определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи и подтвердить существование такого участка.
Отсутствие границ мест погребения не обеспечивает права и интересы, как смежных землепользователей, так и установленные федеральным законодательством гарантии погребения умерших, так как фактически невозможно обеспечить использование земельного участка по целевому назначению, а также в связи с тем, что захоронение на не сформированном земельном участке не позволяет идентифицировать его, как объект с особым режимом использования.
Следовательно, отсутствие границ земельного участка, занятого кладбищем, с одной стороны, создает опасность для жизни, здоровья граждан, поскольку не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно-эпидемиологического режима, определить обязательную защитную зону в соответствии с действующими СанПиНами и, с другой стороны, может привести к нарушению порядка использования земель соответствующего назначения. Отсутствие необходимых землеустроительных документов может привести к нарушению границ смежных с указанными участками земель и, как следствие, захоронение тел на земельных участках с нарушением назначения земли, а также с нарушением требований земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Места захоронения в силу СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно – защитные зоны и санитария классификация предприятий, сооружений и иных объектов» относятся к опасным объектам и требуют соблюдения целого ряда обязательных норм, в том числе выдерживание необходимого расстояния от жилых секторов населенных пунктов, а также расчет оказываемых нагрузок на окружающую среду и иные требования.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Установленный судом срок для исполнения решения должен являться разумным и обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.
В соответствии с изложенным, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора к администрации Веретьевского сельского поселения Острогожского муниципального района Воронежской области в полном объеме. Разрешая вопрос о сроке исполнения требований прокурора, с учетом значительного времени необходимого для оформления всех необходимых документов, суд считает, что срок в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу, является разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Веретьевского сельского поселения Острогожского муниципального района Воронежской области совершить действия по постановке на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на земельные участки, на которых расположены действующие кладбища по адресам: <адрес> и <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Воронежский областной суд через Острогожский районный суд.
Председательствующий С.В. Вискунова