Решение по делу № 2-737/2018 от 14.11.2018

Дело № 2-737/2018 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Острогожск                                                                                              28 ноября 2018 года

Острогожский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Вискуновой С.В.,

при секретаре Глаголевой Е.С.,

с участием в судебном заседании старшего помощника Острогожского межрайпрокурора Безрукавой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Острогожского межрайпрокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Веретьевского сельского поселения Острогожского муниципального района Воронежской области о возложении обязанности совершить действия по постановке на кадастровый учет и по оформлению права собственности,

УСТАНОВИЛ:

                Острогожский межрайпрокурор в порядке ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в суд с иском, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Веретьевского сельского поселения Острогожского муниципального района Воронежской области, в котором просит обязать ответчика поставить на государственный кадастровый учет и зарегистрировать право муниципальной собственности на земельные участки, на которых расположены действующие кладбища по адресам: <адрес> и <адрес>, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

     В обоснование своих требований истец указывает, что межрайпрокуратурой проведена проверка исполнения требований земельного законодательства в деятельности администрации Веретьевского сельского поселения Острогожского муниципального района Воронежской области. В ходе проверки было установлено, что на территории данного поселения имеются действующие общественные кладбища по адресам: <адрес> и <адрес>. При этом межевание границ земельных участков, на которых фактически расположены кладбища, не проводилось. Указанные земельные участки на кадастровый учет не поставлены, право собственности сельского поселения на них не зарегистрировано. В связи с этим в адрес главы поселения в октябре 2017 года вносилось представление об устранении выявленных нарушений, однако до настоящего времени требования закона в полной мере не исполнены, что может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, поскольку отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.

Представитель ответчика администрации Веретьевского сельского поселения Острогожского муниципального района Воронежской области, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, согласно заявления просит рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований не возражает, признаёт их в полном объёме.

    При таких обстоятельствах, с учетом мнения старшего помощника Острогожского межрайпрокурора Безрукавой Н.И., в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика администрации Веретьевского сельского поселения Острогожского муниципального района Воронежской области.

В судебном заседании старший помощник Острогожского межрайпрокурора Безрукавая Н.И. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, настаивал на их удовлетворении.

        Выслушав старшего помощника Острогожского межрайпрокурора Безрукавую Н.И., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.          Статьей 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ от 06 октября 2003 г.) определены вопросы местного значения сельских поселений.

В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 г. законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи.          В силу п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 г. к вопросам местного значения поселений относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 г. Законом Воронежской области от 10 ноября 2014 г. № 148-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Воронежской области» (далее – Закон № 148-ОЗ от 10 ноября 2014 г.) за сельскими поселениями Воронежской области закреплены отдельные вопросы местного значения, в том числе в соответствии с п. 11 ст. 2 Закона №148-ОЗ от 10 ноября 2014 г. сельские поселения Воронежской области решают вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.             Согласно ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ от 12 января 1996 г.), общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам                        похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов                         местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.

На основании п.п. 4 и 5 ст. 16 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 г. предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.

С учетом изложенного общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 г., места погребения (с расположенными на них кладбищами) по принадлежности могут быть государственными и муниципальными. Следовательно, земли кладбищ могут находиться только в государственной или муниципальной собственности, а общественные кладбища могут быть только муниципальными. Этот вывод соответствует и положениям п. 5 ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 г., согласно которым в собственности поселений может находиться имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 г. деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

Эти положения Конституции Российской Федерации конкретизированы в Федеральном законе от 10.01.2002 г № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно части 1 статьи 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (СанПиН 2.1.2882-11), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 84 от 28 июня 2011 г., устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.                            Согласно ст. 6 ЗК РФ объектом земельных отношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.          В соответствии с ч.2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Как определено ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015 г. «О государственной регистрации недвижимости», в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.

Таким образом, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории является первоначальным этапом для постановки земельного                   участка на кадастровый учет и последующего оформления прав на него.         Как установлено судом и подтверждается материалами дела,                            Острогожской межрайпрокуратурой проведена проверка исполнения требований земельного законодательства в деятельности администрации Веретьевского сельского поселения Острогожского муниципального района Воронежской области.                                            В результате проверки было установлено, что на территории Веретьевского сельского поселения имеются действующие общественные кладбища по адресам: <адрес> и <адрес>. При этом межевание границ земельного участка, на которых расположены кладбища, не проводилось, они не поставлены на государственный кадастровый учет, право собственности на данные земельные участки не зарегистрировано в установленном законом порядке.

Указанное свидетельствует о том, что органом местного самоуправления администрацией Веретьевского сельского поселения ненадлежаще реализуются полномочия по организации на территории поселения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.

В связи с этим 18 октября 2017 г. Острогожским межрайпрокурором в адрес главы администрации Веретьевского сельского поселения было внесено представление о принятии исчерпывающих мер к устранению вышеуказанных нарушений и недопущению их впредь.

Согласно информации Главы администрации Веретьевского сельского поселения Торубаровой О.Н. от 30 октября 2017 г., в ходе рассмотрения представления, выявленные нарушения подтвердились. Планируется проведение работ в 2018 году при наличии поступивших денежных средств сверх запланированных объёмов. В связи с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей инспектор по земельным вопросам администрации Веретьевского    сельского поселения ФИО5 привлечена к дисциплинарной ответственности и ей объявлено замечание (Распоряжение администрации Веретьевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ).

             Однако как следует из акта от 31 октября 2018 г., в ходе проверки в рамках исполнения ранее внесенных актов прокурорского реагирования, было установлено, что до настоящего времени земельные участки под кладбищами, расположенные на территории Веретьевского сельского поселения по адресам: <адрес> и <адрес> не поставлены на кадастровый учет, право собственности на них не зарегистрировано.

Осуществление кадастрового учета и проведение в связи с этим кадастровых работ влечет за собой не только установление границ земельного участка, но и внесение сведений в федеральный государственный информационный ресурс о земельном участке, позволяющие определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи и подтвердить существование такого участка.

Отсутствие границ мест погребения не обеспечивает права и интересы, как смежных землепользователей, так и установленные федеральным законодательством гарантии погребения умерших, так как фактически невозможно обеспечить использование земельного участка по целевому назначению, а также в связи с тем, что захоронение на не сформированном земельном участке не позволяет идентифицировать его, как объект с особым режимом использования.

       Следовательно, отсутствие границ земельного участка, занятого кладбищем, с одной стороны, создает опасность для жизни, здоровья граждан, поскольку не                                 позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно-эпидемиологического режима, определить обязательную защитную зону в соответствии с действующими СанПиНами и, с другой стороны, может привести к нарушению порядка использования земель соответствующего назначения. Отсутствие необходимых землеустроительных документов может привести к нарушению границ смежных с указанными участками земель и, как следствие, захоронение тел на земельных участках                   с нарушением назначения земли, а также с нарушением требований земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Места захоронения в силу СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно – защитные зоны и санитария классификация предприятий, сооружений и иных объектов» относятся к опасным объектам и требуют соблюдения целого ряда обязательных норм, в том числе выдерживание необходимого расстояния от жилых секторов населенных пунктов, а также расчет оказываемых нагрузок на окружающую среду и иные требования.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Установленный судом срок для исполнения решения должен являться разумным и обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.

В соответствии с изложенным, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора к администрации Веретьевского сельского поселения Острогожского муниципального района Воронежской области в полном объеме. Разрешая вопрос о сроке исполнения требований прокурора, с учетом значительного времени необходимого для оформления всех необходимых документов, суд считает, что срок в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу, является разумным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

                Обязать администрацию Веретьевского сельского поселения Острогожского муниципального района Воронежской области совершить действия по постановке на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на земельные участки, на которых расположены действующие кладбища по адресам: <адрес> и <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Воронежский областной суд через Острогожский районный суд.

Председательствующий                             С.В. Вискунова

2-737/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Острогожский межрайпрокурор Воронежской области
Ответчики
Администрация Веретьевского сельского поселения Острогожского муниципального района
Суд
Острогожский районный суд Воронежской области
Судья
Вискунова Светлана Владимировна
Дело на странице суда
otstrogozhsky.vrn.sudrf.ru
14.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.11.2018Передача материалов судье
19.11.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.11.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.11.2018Судебное заседание
28.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.05.2020Передача материалов судье
19.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.05.2020Судебное заседание
19.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.05.2020Дело передано в архив
28.11.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее