Дело №
УИД № КОПИЯ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области
в составе председательствующего судьи: Назаренко И.А.,
при секретаре: Сивковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новокузнецке
07 октября 2021 года
гражданское дело по иску Бобрышева А. С. к Государственному казенному учреждению Центр занятости населения <адрес> о признании незаконными приказов о снятии с учета и прекращении выплат пособий по безработице,
УСТАНОВИЛ:
Бобрышев А.С. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Центр занятости населения <адрес> о признании незаконными приказов о снятии с учета и прекращении выплат пособий по безработице.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Бобрышев А.С. уволился с последнего места работы ООО «Компания Ирбис плюс» с целью найти иную работу. Однако в связи с начавшейся пандемией истец не смог найти работы и был вынужден обратиться в службу занятости населения <адрес> (по месту своего фактического жительства). У истца двое несовершеннолетних детей. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГКУ Центр занятости населения <адрес> с целью подбора подходящей работы, трудоустройства и регистрации в качестве безработного через портал информационного – аналитическую систему «общероссийская база вакансий «Работа в России» в соответствии с Временными Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданами, признанным в установленном порядке безработными, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Истцом было заполнено заявление и приложены все необходимые документы, в том числе копия паспорта со страницей о регистрации по месту жительства, (в которой четко прослеживается, что истец снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ), копия свидетельства о временной регистрации по месту жительства, копия трудовой книжки, свидетельства о рождении детей). Государственной казенное учреждение Центр занятости населения <адрес> поставил истца на учет в качестве безработного и начисляли пособие по безработице вплоть до ДД.ММ.ГГГГ г. За время нахождения на учете в качестве безработного истцу не было предложено сотрудниками службы какие-либо вакансии для трудоустройства. Самостоятельно истец в период ограничительных мер в связи с короновирусной инфекцией также не мог найти работу. Также в июне для перерегистрации истцом были направлены повторно те же самые документы непосредственно на электронную почту Службы Занятости, которую продиктовала сотрудница, когда истец звонил по телефону. Так вплоть до ДД.ММ.ГГГГ истцу приходили уведомления о переводах на почту по адресу временной регистрации и фактического места жительства истца. Сумма переводов всегда были разные, отследить сколько начислили и сколько перевели самостоятельно истец не смог. С учетом нахождения в условиях пандемии, личные приемы в службе были запрещены и общение с сотрудниками происходило в телефонном режиме. ДД.ММ.ГГГГ истец узнал, что ГКУ Центр занятости населения <адрес> подало исковое заявление в Кузнецкий районный суд <адрес> о взыскании незаконно полученного пособия по безработице. Из приложенных к исковому заявлению документов истец узнал, что ДД.ММ.ГГГГ были изданы приказы которыми прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного в связи с попыткой либо получением пособия по безработице обманным путем. Основания для издания таких приказов, послужило якобы тот факт, что при подаче заявления через портал истцом указана недостоверная информация о себе, а именно в связи с тем, что у истца на момент подачи заявления отсутствовала постоянная регистрация по месту жительства. Истец не согласен с изданными приказами службы занятости о снятии истца с учета и прекращении начисления пособия, так как истцом не было допущено никаких обманных действий для постановки на учет и получения пособия.
Просит суд признать Приказ ГКУ Центр занятости населения <адрес> №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными и отменить. Восстановить истца в качестве безработного с начислением недоначисленного пособия.
Истец Бобрышев А.С. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал в полном объеме.
Ответчик о дате, времени и месте судебного заседания извещен, в суд представитель не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме, поскольку одним из условий приобретения статуса безработного является регистрация гражданина по месту жительства, истец не имеет постоянную регистрацию по месту жительства.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее -Закон от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1).
В силу положений части 1 статьи 3 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Пунктом 2 этой же статьи установлено, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации -паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 31 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Порядок регистрации безработных граждан регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 891, которым утверждены соответствующие Правила регистрации безработных граждан (далее - Правила).
Согласно п. 3 Правил, регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 891, в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.
В п. 4 Правил содержится исчерпывающий перечень документов, подлежащих предъявлению в государственные учреждения службы занятости населения с целью постановки на регистрационный учет безработных граждан: паспорт или документ, его заменяющий; трудовая книжка или документ, ее заменяющий; документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях; справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 460, утвердившее Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
В соответствии с данными Временными правилами в период действия режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции организован дистанционный режим работы государственных учреждений службы занятости населения.
В соответствии с п. 2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
В судебном заседании установлено, что Бобрышев А.С. осуществлял трудовую деятельность в <данные изъяты>» <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор расторгнут по инициативе работника, что подтверждается копией трудовой книжки № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Бобрышев А.С. обратился в ГКУ ЦЗН <адрес> для постановки на учет в качестве безработного.
ДД.ММ.ГГГГ в период в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, Бобрышев А.С. в целях поиска подходящей работы в дистанционной форме через личный кабинет информационно-аналитической системы «Общероссийская база вакансий «Работа в России» обратился в ГКУ ЦЗН <адрес> с соответствующим заявлением, в котором указал адрес своего фактического проживания: <адрес>.
Согласно карточки персонального учёта гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы № от ДД.ММ.ГГГГ, Бобрышев А.С. обратился в ГКУ ЦЗН <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, дата наступления незанятости ДД.ММ.ГГГГ, уволен с последнего места работы: <данные изъяты>
Указанный в карточке адрес является адресом места пребывания Бобрышева А.С. на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации по месту пребывания.
Приказами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ГКУ ЦЗН <адрес> Бобрышев А.С. признан безработным, ему назначено пособие по безработице на 6 месяцев на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 21769 руб. Установлен следующий размер и сроки выплаты пособия по безработице: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в размере 21769 рублей; в размере 75 % средней зарплаты гражданина (<данные изъяты> рублей, но не выше 15769 рублей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в размере 60 % средней зарплаты гражданина (<данные изъяты> руб., но не выше 15769 рублей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ выплата пособия по безработице прекращена с ДД.ММ.ГГГГ с одновременным снятием Бобрышева А.С. с учета в качестве безработного в связи с попыткой получения пособия по безработице обманным путем.
Приказом Министерства труда и занятости населения Кузбасса ГКУ Центра занятости населения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Бобрышев А.С. снят с регистрационного учета с ДД.ММ.ГГГГ в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством труда и занятости населения Кузбасса ГКУ Центра занятости населения <адрес> издан приказ № не осуществлять выплату пособия по безработице Бобрышеву А.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ГКУ Центр занятости населения <адрес> обратился в Кузнецкий районный суд <адрес> с исковым заявлением к Бобрышеву А.С. о взыскании выплаченных денежных сумм.
Решением Кузнецкого районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: В удовлетворении исковых требований Государственного казенного учреждения Центр занятости населения <адрес> к Бобрышеву А. С. о взыскании невыплаченных денежных сумм отказать в полном объеме.
Решение суда не обжаловалось и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из решения Кузнецкого районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Бобрышев А.С. состоял на учете в качестве безработного и получал пособие по безработице в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Сумма пособия, полученная ответчиком в указанный период составила 110296,26 руб.
Причиной снятия Бобрышева А.С. с учета в качестве безработного послужило указание истцом места своего жительства, являющегося местом его временной регистрации по месту пребывания, и отсутствие постоянной регистрации по месту жительства, что было расценено ГКУ ЦЗН <адрес> как получение пособия ответчиком обманным путем.
Между тем, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
По общим правилам гражданского законодательства местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В Законе Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» содержится понятие места жительства, под которым понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (ст. 2).
При этом положения ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» устанавливают, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Исходя из системного толкования перечисленных выше нормативных актов, следует, что отсутствие регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства, не исключает возможность установления фактического места жительства такого гражданина на основании иных сведений, представленных истцом, в том числе, свидетельства о регистрации по месту пребывания, которое при установлении юридически значимого обстоятельства, необходимого установлению для разрешения спора о поставке гражданина на регистрационный учет в качестве безработного, подлежит оценке наряду с другими доказательствами, поскольку иное ограничило бы право Бобрышева А.С. на труд и социальную защиту от безработицы.
Из материалов дела следует, и решением Кузнецкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на момент обращения в центр занятости ДД.ММ.ГГГГ Бобрышев А.С, будучи уволенным с предыдущего места работы ДД.ММ.ГГГГ и не трудоустроенный к новому работодателю, имея временную регистрацию по месту пребывания, предоставил по месту своего фактического проживания в ГУ ЦЗН <адрес> необходимый пакет документов, поименованных в ч. 2 ст. 3 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1. п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N891.
При подаче в дистанционной форме в ГКУ ЦЗН <адрес> заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и в целях принятия решения о признании безработным, ответчиком представлены достоверные сведения о месте своего фактического проживания. Реализация гражданином права быть зарегистрированным в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также на осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, не поставлена в зависимость от места жительства такого гражданина, соответствующего месту его регистрации; в действиях лица, обратившегося за получением соответствующей государственной услуги отсутствует недобросовестность, свидетельствовавшая бы о наличии умысла на получение пособия по безработице обманным путем. Регистрация по месту жительства или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными, актами субъектов Российской Федерации.
Исчерпывающий перечень случаев, предоставляющих государственным учреждениям службы занятости населения право осуществить снятие с регистрационного учета безработных граждан, содержится в п. 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 891, п. 19 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, к каковым относится попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем.
Указанное основание приведено центром занятости при издании приказа от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении выплаты ответчику пособия по безработице.
Между тем, само по себе указание ответчиком сведений о месте своего фактического проживания в <адрес> в заявлении по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, которыми центр занятости располагал, на момент принятия заявления от ДД.ММ.ГГГГ не может расцениваться как обманный путь к получению пособия либо попытке получения пособия по безработице, в силу достоверности таких сведений и отнесения ответчика к категории безработных граждан, имеющих право на получение пособия по безработице.
Кроме того в период выплаты пособия по безработице ответчик неоднократно направлял по электронной почте данные своего паспорта, а также справку о регистрации по месту жительства, что свидетельствует о добросовестности действий ответчика при оформлении и получении пособия.
Довод представителя истца, изложенный в своем отзыве, что в Законе о занятости, а также других законодательных документах регламентирующие порядок постановки на учет в качестве безработного, признание и назначение пособия по безработице нет таких понятий как в Законе № 418-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ: «по месту жительства, (пребывания) или фактического проживания», а прямо предусмотрено: «по месту жительства» и никаких других понятий нет, не может быть принят судом во внимание, так как основан на неверном толковании норм материального права.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что у ответчика отсутствовали основания для прекращения выплаты пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ и снятия с регистрационного учета Бобрышева А.С. в целях поиска подходящей работы, поскольку достаточных и бесспорных доказательств, свидетельствующих о получении истцом пособия по безработице обманным путем, не представлено. Следовательно, требования о признании незаконными и подлежащем отмене приказы ГКУ Центр занятости населения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и обязании ответчика восстановить его на учете в качестве безработного подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бобрышева А. С. к Государственному казенному учреждению Центр занятости населения <адрес> о признании незаконными приказов о снятии с учета и прекращении выплат пособий по безработице удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконными и отменить Приказы ГКУ Центр занятости населения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ
Восстановить Бобрышева А. С. в качестве безработного с начислением недоначисленного пособия.
Решение может быть обжаловано сторонами в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий (подпись) И.А. Назаренко
Верно. Судья. И.А. Назаренко
Подлинный документ подшит в деле № Центрального районного суда <адрес>