дело №а-1133/2020
УИД 18RS0№-41
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«29» июня 2020 года г. Глазов
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Ураковой А.А.,
с участием административного истца заместителя прокурора <адрес> Удмуртской Республики ФИО3,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> Удмуртской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
у с т а н о в и л :
Административный истец прокурор <адрес> Удмуртской Республики (далее по тексту прокурор, административный истец), действуя в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) обратился в суд с административным иском о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, которым просит суд признать информацию, размещенную для неопределенного круга лиц на Интернет-сайте https://все-народу.рус/ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района в ходе проверки законодательства в сфере ЖКХ, законодательства об информации, информационных технологиях и их защите, путем мониторинга информации, размещенной на сайтах сети «Интернет», по адресу https://все-народу.рус/ размещена информация о продаже импульсных приборов для остановки счетчиков электроэнергии. Установка данных приборов позволяет пользователю осуществлять хищение энергоресурсов. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует. Установлено, что Интернет-сайт с вышеуказанным адресом не включен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Выявленный Интернет-сайт, содержит информацию о возможности хищения энергоресурсов с помощью покупки импульсного прибора для остановки счетчиков электроэнергии. Распространение указанной информации может способствовать безучетному потреблению энергии и как следствие не полной оплате коммунальных услуг. Поскольку распространение данных сведений противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайту, где размещена вышеуказанная информация, в соответствии с законодательством Российской Федерации, должен быть закрыт.
В судебном заседании административный истец заместитель прокурора <адрес> Удмуртской Республики ФИО3 исковые требования поддержал в полном объеме, указал, что информацию необходимо признать незаконной и запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
ФИО1 службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Административное дело рассмотрено в отсутствие неявившегося лица в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Суд, изучив представленные письменные доказательства, считает установленными следующие обстоятельства.
<адрес> Удмуртской Республики проведен мониторинг информации, размещенной на сайтах сети «Интернет», в ходе которого выявлен сайт с URL https://все-народу.рус/ с информацией о возможности приобретения импульсного прибора для остановки счетчика электроэнергии. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет пользователь. Приняты меры по установлению владельца сайта и адреса его регистрации, однако установить владельца сайта не представляется возможным. Данные обстоятельства подтверждаются скриншотом страницы с указанного сайта (л.д. 12-20).
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения прокурора в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.
Установив вышеизложенные юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. ч. 1, 3 ст. 1 КАС РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу п. 1 ст. 2 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту ФЗ №) информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Согласно ч. ч. 1, 6 ст. 10 ФЗ № в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных ФИО1 законодательством. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ № ограничение доступа к информации устанавливается ФИО1 законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ № на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего ФИО1 закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных ФИО1 законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены ФИО1 законами (ч. 5 ст. 15 ФЗ №).
В силу ч. 1 ст. 15.1 ФЗ № в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее реестр).
Согласно ч. 2 ст. 15.1 ФЗ № в реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ №).
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Жилищного Кодекса РФ (далее по тексту ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено ФИО1 законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с п. 62 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном настоящими Правилами. На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги. Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Проверку факта несанкционированного подключения потребителя в нежилом помещении осуществляют исполнитель в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, в случае если ресурсопотребляющее оборудование такого потребителя присоединено к внутридомовым инженерным сетям, и организация, уполномоченная на совершение указанных действий законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, в случае если такое подключение осуществлено к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения до ввода в многоквартирный дом и потребление коммунального ресурса в таком нежилом помещении не фиксируется коллективным (общедомовым) прибором учета. Объем коммунальных ресурсов, потребленных в нежилом помещении, при несанкционированном подключении определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев самовольного подключения.
Согласно п. 169 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» проверка правильности снятия показания расчетных приборов учета (далее - контрольное снятие показаний) осуществляется не чаще 1 раза в месяц сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства потребителей (объекты по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках), в отношении которых установлены указанные расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.
Под безучетным потреблением понимается потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности) (п. 2 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»).
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов. Распространение данной информации, может свидетельствовать о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.19 КоАП РФ, что является основанием для признания указанных сведений информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено
Таким образом, информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на Интернет-сайте https://все-народу.рус/ является запрещенной, фактически способствует совершению преступлений. Распространение сведений о возможности приобретения импульсных приборов для остановки счетчиков электроэнергии, установка которых позволяет пользователю осуществлять хищение энергоресурсов, противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Поскольку в судебном заседании установлен факт размещения на Интернет-сайте https://все-народу.рус/ вышеуказанной информации, что противоречит целям и задачам действующего законодательства, данная информация должна быть признана незаконной и запрещена к распространению на территории РФ, а доступ к сайту, где размещена вышеуказанная информация, в соответствии с законодательством РФ должен быть закрыт.
По делам о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации, в данном случае, с информацией о возможности приобретения импульсных приборов для остановки счетчиков электроэнергии, установка которых позволяет пользователю осуществлять хищение энергоресурсов, и размещенной в сети «Интернет», юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации, а также характер такой информации.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, <адрес> Удмуртской Республики путем мониторинга информации, размещенной на сайте сети «Интернет» выявлен сайт с URL адресом https://все-народу.рус/, с информацией о возможности приобретения импульсных приборов для остановки счетчиков электроэнергии, установка которых позволяет пользователю осуществлять хищение энергоресурсов. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь.
Согласно информации ФИО1 Роскомнадзора по УР интернет-ресурс https://все-народу.рус/ в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значится.
Предоставление возможности доступа к интернет-сайту, на котором содержится вышеуказанная информация, является, по существу, ее распространением.
Таким образом, нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации о возможности приобретения импульсных приборов, установка которых позволяет пользователю осуществлять хищение энергоресурсов вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно легальности такового вида деятельности, не содержит указаний на противоправность указанных действий, потворствует совершению преступлений, оказывает негативное влияние на правосознание граждан, тем самым может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, а также нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности является пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения, а распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, в связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах, как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации в защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и других правонарушений.
Учитывая изложенное, суд считает установленным факт того, что на вышеуказанном сайте содержится информация, запрещенная к распространению действующим законодательством.
Установленные обстоятельства позволяют признать данную информацию запрещенной, что является основанием для внесения информации, размещенной на странице сайта с URL адресом https://все-народу.рус/ в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> Удмуртской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на сайте в сети «Интернет» по адресу https://все-народу.рус/ незаконной и запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Копию решения направить в ФИО1 службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения названного сетевого адреса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Глазовский районный суд Удмуртской Республики.
Решение в окончательной форме принято «29» июня 2020 года.
Судья А.А. Уракова