Дело № 2-1-215/2017 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    Жуковский районный суд Калужской области

в составе председательствующего судьи Сизовой О.В.,

при секретаре Косян С.А.,

с участием представителя истца ст.помощника прокурора Жуковского района Миненко И.Ф., представителей ответчика - Администрации МО СП «Село Восход» Груздевой Л.В., Щедроткина Е.В., представителей третьего лица Шашковой С.В., Майер Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Жуков в зале суда

18 апреля 2017 года

гражданское дело по иску заместителя прокурора Жуковского района Калужской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «Село Восход» Жуковского района Калужской области, МУП «Возрождение» МО СП «Село Восход» о запрете сброса неочищенных сточных вод в водоохранную зону р. Протва,

У С Т А Н О В И Л:

12.10.2016 года заместитель прокурора Жуковского района в интересах неопределенного круга лиц с учетом уточненных исковых требований обратился в суд с иском к Администрации МО СП «Село Восход» Жуковского района Калужской области об исключении сброса сточных вод в водоохранную зону р. Протва, указывая, что в ходе проведенной по согласованию с прокуратурой Калужской области 16.06.2016 года внеплановой проверки соблюдения природоохранного законодательства в МУП «Возрождение» установлено, что очистные сооружения с. Восход числятся на балансе администрации СП «Село Восход», главой администрации СП «Село Восход» на момент внеплановой выездной проверки 16.06.2016 г. представлено постановление администрации СП «Село Восход» № 36 от 04.04.2014 г., согласно п.5 Приложения к договору «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения» № 2 от 04.04.2014 г. администрация СП «Село Восход» закрепляет очистные сооружения и наружные, внешние сети канализации за МУП «Возрождение» на праве хозяйственного ведения, данные обязательства подтверждаются актом приема-передачи от 04.04.2014 г. Таким образом, очистные сооружения п.Восход, закрепленные на праве хозяйственного ведения за МУП «Возрождение», с 04.04.2014 г. по 20.06.2016 г. эксплуатировались указанным предприятием. В настоящее время эксплуатация очистных сооружений осуществляется администрацией МО СП «Село Восход», сброс сточных вод в пойму р. Протвы продолжается. В ходе проверки установлено, что сточные воды из неисправного коллектора по понижению стекают в пойму р. Протвы и растекаются вдоль подошвы надпойменной трассы водного объекта в границах водоохранной зоны, что свидетельствует о том, что предприятием допускается использование водоохранной зоны водного объекта р. Протвы с нарушением ограничений хозяйственной или иной деятельности, в связи с чем, 08.08.2016 г. МУП «Возрождение» было признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ и ему назначен штраф в размере 200 000 руб. Кроме того, МУП «Возрождение» было признано виновным в нарушении правил землепользования (ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ) и ему назначен штраф в размере 40 000 руб. В вышеназванном постановлении о назначении административного наказания указано, что в результате изучения протоколов химического анализа почвы отобранных 22.06.2016 г. ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному Федеральному округу» в процессе административного расследования проб почвы на выпуске с очистных сооружений по понижению траншеи вдоль трассы сбросного коллектора с очистных сооружений с целью установления факта загрязнения почвы (далее площадка № 2) и одна проба почвы на сопредельной территории не подверженной негативному воздействию установлено, что по состоянию на 22.06.2016 г. с очистных сооружений МУП «Возрождение» в пойму р. Протвы производился сброс сточных вод с превышением установленных предельно допустимых концентраций веществ по сравнению с сопредельной зоной не подверженной техногенному воздействию на площадке № 1: по нитритам в 18,4 раза, по фосфатам в 3,00 раза, по азоту аммонийному в 17,6 раз, по нефтепродуктам в 2,5 раза, на площадке №2 – по нитритам в 33,6 раза, по фосфатам в 2,4 раза, по азоту аммонийному в 11,7 раз, по нефтепродуктам в 1,8 раз. Кроме того, 08.08.2016 г. МУП «Возрождение» признано виновным в нарушении требований Водного кодекса РФ по ст.8.15 КоАП РФ и ему назначен штраф в размере 10 000 руб. Просит обязать Администрацию МО СП «Село Восход» исключить сброс неочищенных сточных вод в водоохранную зону реки Протвы.

В последующем исковые требования были уточнены, истец просил запретить Администрации МО СП «Село Восход» сброс неочищенных сточных вод в водоохранную зону реки Протвы.

20.02.2017 года истцом исковые требования были уточнены, к участию в деле в качестве соответчика привлечено МУП «Возрождение» МО СП «Село Восход».

В судебном заседании ст. помощник прокурора Жуковского района Миненко И.Ф. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные исковому заявлению. Дополнительно пояснил, что МУП «Возрождение» неоднократно привлекалось к административной ответственности, за то, что в ходе эксплуатации очистных сооружений и канализационных сетей допускало загрязнение почвы неочищенными сточными водами, что нашло свое подтверждение в ходе проверки проведенной в рамках полномочий Управления Росприроднадзора по Калужской области. Ответчиками допускается использование водоохраной зоны водного объекта р. Протва, с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, а также усматривается нарушение правил эксплуатации водохозяйственных и водоохранных сооружений и устройств.

Представитель ответчика - Администрации МО СП «Село Восход» Груздева Л.В. и представитель ответчика Щедроткин Е.В. в судебном заседании исковые требования не признали, суду пояснили, что Администрация МО СП «Село Восход» не является собственником очистных сооружений, право собственности на очистные сооружения за администрацией не зарегистрировано. Очистные сооружения расположены на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Калужской области, которая и является собственником очистных сооружений. Вопросы водоснабжения и водоотведения не относятся к компетенции Администрации МО СП «Село Восход». Истцом не представлено доказательств того, что ответчики сбрасывают неочищенные сточные воды в водоохранную зону р. Протва. Просят в иске отказать.

Представитель ответчика МУП «Возрождение» МО СП «Село Восход» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Калужской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В предыдущих судебных заседаниях представитель третьего лица Черников М.А. суду пояснил, что 10.11.2016 года с его участием проводилась прокурорская проверка соблюдения природоохранного законодательства со стороны Администрации СП «Село Восход» при осуществлении водоотведения, были обследованы очистные сооружения и сети канализации, находящиеся в собственности администрации СП «Село Восход», а также трассы сбросного коллектора, установлено, что очистные сооружения в составе песколовок, 2-х ярусных отстойников, 2-х блоков, биофильтра, вторичного отстойника и иловых площадок находятся в аварийном состоянии. Часть сточных вод поступает в один из блоков биофильтра, не попадает в фильтрующую загрузку биофильтров, не достигая распределительного бака, сбрасывается внутри здания из поврежденного коллектора в отводящие лотки биофильтра и без очистки поступает во вторичный отстойник, из которого сточные воды должны по сбросному коллектору поступать в р. Протва. Однако при обследовании территории указанных очистных сооружений установлено, что сточные воды в сбросный коллектор не поступают ввиду его неисправности, а стекают вдоль трассы сбросного коллектора по склону надпойменной терассы в пойму реки Протва. Сточные воды по понижению (траншеи вдоль трассы сбросного коллектора с очистных сооружений) стекают в пойму р. Протва и растекаются вдоль подошвы надпойменной трассы водного объекта в границах его водоохраной зоны. Ответчиком допускается использование водоохранной зоны водного объекта р. Протва, с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, а также усматривается нарушение правил эксплуатации водохозяйственных и вооохранных сооружений и устройств. В ходе проведения проверки была составлена справка, в которой он ошибочно указал, что обследование проводилось не 10.11.2016 года, а 16.06.2016 года.

Представители третьего лица Администрации МР «Жуковский район» Шашкова С.В., Майер Н.Н. суду пояснили, что на основании соглашения №128 о передаче полномочий от 30.12.2016 года, заключенного между МО «Жуковский район», Администрацией МР «Жуковский район» и МО СП село «Восход», последнему переданы полномочия по организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения. При этом выполнение полномочий осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета Района в бюджет поселения. Район финансирует полномочия в рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Жуковского района», которая включает в себя организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ с предоставлением межбюджетного трансферта в сумме 207 000 руб. В 2018 году планируется строительство единых очистных сооружений для г. Жуков и с. Восход. Строительство очистных сооружений будет осуществляться в рамках подпрограммы «Чистая вода в Калужской области» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Калужской области». 08.10.2014 года между Администрацией МР «Жуковский район» и ООО «НПП «АРШИН» заключен муниципальный контракт на выполнение комплекса землеустроительных и кадастровых работ для производства проектно-изыскательских работ для строительства объекта «Единые очистные сооружения для г. Жуков и с. Восход». Просят в иске отказать.

Представители третьих лиц Министерства экономического развития Калужской области, ГБУЗ Калужской области «Областная туберкулезная больница» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В судебном заседании 16.02.2017 года представитель ГБУЗ Калужской области «Областная туберкулезная больница» Самохотка Е.П. суду пояснила, что ГБУЗ Калужской области «Областная туберкулезная больница» не является собственником очистных сооружений, расположенных в с. Восход. Министерством экономического развития Калужской области были изданы приказы о передаче очистных сооружений Администрации села Восход. ГБУЗ Калужской области «Областная туберкулезная больница» подготовила акты передачи очистных сооружений, указанные акты были утверждены Министерством экономического развития Калужской области, а Администрация СП село Восход отказалась от подписания передаточных документов. То обстоятельство, что очистные сооружения были приняты Администрацией село Восход в собственность свидетельствует письмо от 09.04.2014 года №213/1, которым Администрация извещает об определении обслуживающей организации объектов водоснабжения и водоотведения и информирует о передаче объектов на техническое обслуживание МУП « Возрождение». Кроме того, Администрацией СП село Восход был заключен договор оказания услуг по техническому обслуживанию имущества водопроводно-канализационного хозяйства №2/1 от 01.01.2011 года, где Администрация выступает в роли заказчика, т.е. Администрация СП село Восход является собственником очистных сооружений.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав документы, имеющиеся в деле, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что на основании приказа Министерства экономического развития Калужской области №983-п, 984-п от 16.12.2011 года утверждены акты приема- передачи зданий (сооружений) № 73,89, 90,93,94,102 от 26.10.2010 года в безвозмездную собственность МО СП село Восход имущества, являющегося государственной собственностью Калужской области.

Согласно акта приема-передачи №73 от 26.10.2010 года в собственность Администрации СП село Восход переданы очистные сооружения.

Согласно акта приема-передачи №89 от 26.10.2010 года в собственность Администрации СП село Восход передана наружняя канализационная сеть (тер. РСУ).

Согласно акта приема-передачи №90 от 26.10.2010 года в собственность Администрации СП село Восход передана наружняя канализационная сеть (тер. РСУ)

Согласно акта приема-передачи №93 от 26.10.2010 года в собственность Администрации СП село Восход передан отстойник канализационный 2-х ярусный.

Согласно акта приема-передачи №94 от 26.10.2010 года в собственность Администрации СП село Восход передан отстойник канализационный вторичный.

Согласно акта приема- передачи №102 от 26.10.2010 года в собственность Администрации СП село Восход переданы иловые площадки.

Постановлением администрации МО СП «Село Восход» № 36 от 04.04.2014 г. «О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения», администрация закрепляет на праве хозяйственного ведения имущество, предназначенное для водопользования за МУП «Возрождение». Согласно п.5 Приложения к договору № 2 «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения» от 04.04.2014 г. администрация СП «Село Восход» закрепляет очистные сооружения и наружные, внешние сети канализации за МУП «Возрождение» на праве хозяйственного ведения.

Соглашением об изменении договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 20.06.2016 года п.1.2. Договора №2 изложен в следующей редакции. Администрация согласно Постановлению главы Администрации СП село Восход от 04.04.2014 года №36 закрепляет за МУП «Возрождение» на праве хозяйственного ведения расположенное в с. Восход Жуковского района имущество, согласно приложению №1 и №2, а именно канализационную насосную станцию у главного корпуса, насосную станцию канализационную, наружную канализационную сеть (тер. РСУ), колодец канализационный, наружную канализационную сеть (тер. РСУ), наружную канализационную сеть (тер. Спорткомплекса), внешние сети канализации.

Оставшееся имущество: биофильтр, бытовые помещения очистных сооружений, очистные сооружения, отстойник канализационный вторичный, пескоголовки на очистных сооружениях, иловые площадки, отстойник канализационный 2-х ярусный, благоустройство очистных сооружений, дорога на очистные сооружения остались в собственности ответчика Администрации МО СП « Село Восход».

Утверждения представителей Администрации МО СП «Село Восход» о том, что за Администрацией МО СП «Село Восход» право собственности на очистные сооружения не зарегистрировано и она собственником очистных сооружений не является, опровергается вышеуказанными доказательствами.

Кроме того, из письма Министерства экономического развития от 09.02.2017 года следует, что очистные сооружения, расположенные в п. Восход Жуковского района, в реестре государственной собственности Калужской области отсутствуют. На основании приказа Министерства экономического развития Калужской области от 30.11.2010 года №1080-п, в соответствии с приказом от 16.12.2011 года №984-п, актом приема- передачи от 26.10.2010 года №73 очистные сооружения переданы в собственность МО СП «Село Восход».

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Согласно статье 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объектов расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Положением части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с ч. 4 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

На основании соглашения №128 о передаче полномочий от 30.12.2016 года, заключенного между МО «Жуковский район», Администрацией МР «Жуковский район» и МО СП село «Восход», последнему переданы полномочия по организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения. При этом выполнение полномочий осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета Района в бюджет поселения. Район финансирует полномочия в рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Жуковского района», которая включает в себя организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ с предоставлением межбюджетного трансферта в сумме 207 000 руб.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).

В силу ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", данного Закона под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Согласно ст. 10 вышеуказанного закона, собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Как установлено в судебном заседании Администрация МО СП с. Восход является собственником очистных сооружений, часть которых передана МУП «Возрождение» на праве хозяйственного ведения. МУП «Возрождение» транспортирует сточные воды по канализационным сетям до очистных сооружений. В последующем часть сточных вод поступает на рельеф, покрытый древостоем, другая часть сточных вод поступает в один из блоков биофильтра, но не попадает на фильтрующую поверхность биофильтров, не достигая распределительного бака сбрасывается внутри здания из поврежденного коллектора в отводящие лотки биофильтрата и без очистки поступает во вторичный отстойник, из которого сточные воды должны по сбросному коллектору поступать в р. Протву, однако сточные воды в сбросный коллектор не поступают ввиду его неисправности, а стекают вдоль трассы сбросного коллектора по склону в водоохранную зону р. Протва.

Таким образом, организация водоотведения в границах МО СП с. Восход в силу закона является обязанностью администрации МО СП с. Восход и МУП «Возрождение», однако ответчиками в нарушение положений закона не предприняты меры по организации надлежащего водоотведения.

Постановлением Управления Росприроднадзора по Калужской области от 08.08.2016 года МУП «Возрождение» было привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей по ст. 8.6. ч.2 КоАП РФ за то, что в ходе эксплуатации очистных и канализационных сетей в результате нарушения правил обращения с иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления была допущена порча земель.

Постановлением Управления Росприроднадзора по Калужской области от 08.08.2016 года МУП «Возрождение» было привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей по ст. 8.42 ч.1. КоАП РФ за то, что предприятием допускается использование водоохраной зоны водного объекта р. Протвы с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, сточные воды из неисправного коллектора по понижению ( траншее вдоль трассы сбросного коллектора с очистных сооружений) стекают в пойму р. Протва и растекаются вдоль подошвы надпойменной трассы водного объекта в границах его водоохраной зоны.

Постановлением Управления Росприроднадзора по Калужской области от 08.08.2016 года МУП «Возрождение» было привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей по ст. 8.15 КоАП РФ за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных и водоохранных сооружений и устройств, а именно за то, что с 04.04.2014 года по 20.06.2016 года – эксплуатируя очистные сооружения п. Восход, нарушало требования закона о том, что сброс сточных вод разрешен (платно) только в водные объекты.

Вышеуказанные постановления были обжалованы директором МУП «Возрождение», но решениями главного государственного инспектора по Калужской области Глумова И.Ф. от 30.08.2016 года в удовлетворении жалоб директора МУП «Возрождение» было отказано, постановления Управления Росприроднадзора по Калужской области от 08.08.2016 года оставлены без изменения.

Постановлением Управления Росприроднадзора Калужской области от 16.08.2016 года глава администрации МО СП «Село Восход» Груздева Л.В. была привлечена к административной ответственности в виде штрафа в сумме 1000 рублей по ст. 8.15 КоАП РФ за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств.

Неисполнение органом местного самоуправления и МУП «Возрождение», указанной обязанности по организации надлежащего водоотведения влечет нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия населения сельского поселения.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Жуковского района Калужской области осуществлен выезд и произведена внеплановая проверка соблюдения природоохранного законодательства Администрации СП «Село Восход», в ходе которой было установлено осуществление сброса сточных вод из очистных сооружений и наружных, внешних сетей канализации, числящихся на балансе Администрации МО СП «Село Восход», закрепленных на праве хозяйственного ведения за МУП «Возрождение», в пойму реки Протвы с превышением концентрации нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ, что неблагоприятно влияет на окружающую среду, санитарно-эпидемиологическую обстановку, здоровье населения, из акта проверки от 30.06.2016 года следует, что по результатам анализов установлены превышения по сравнению с сопредельной зоной, не подверженной техногенному воздействию по нитритам: на площадке №1 в 18,4 раза, площадке №2 в 33,6 раза, на глубине 0-20 см, по азоту аммонийному: на площадке №1 в 17,6 раза, на площадке №2 в 11,7 раза на глубине 0-2- см., по фосфатам: на площадке №1 в 3,0 раза, на площадке №2 в 2,4 раза на глубине 0-2- см., по нефтепродуктам: на площадке №1 в 2,5 раза, на площадке №2 в 1,8 раза на глубине 0-20 см. Источником указанных загрязнений является сбрасываемая с очистных сооружений неочищенная сточная вода.

К указанному заключению приложена фототаблица, на которой зафиксированы разрушенное здание биофильтров очистных сооружений, неисправный вторичный отстойник, из которого неочищенные сточные воды сбрасываются на рельеф водоохранной зоны р. Протва, истечение неочищенных сточных вод на рельеф по траншее в водоохранную зону р. Протва из неисправного вторичного отстойника очистных сооружений с. Восход, место отбора проб в районе выпуска с очистных сооружений, место скопления неочищенных сточных вод со сброса очистных сооружений с. Восход в водоохранную зону р. Протва.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки Росприроднадзора по Калужской области от 30.06.2016 года, из которого следует, что по результатам анализов полученных Управлением Росприроднадзора по Калужской области (протокол КХА Пп-195/39/16 от 22.06.2016 года, следует, что установлены превышения по сравнению с сопредельной территорией не подверженной техногенному воздействию по следующим показателям: по нитритам: на площадке №1 в 18,4 раза, площадке №2 в 33,6 раза, на глубине 0-20 см, по азоту аммонийному: на площадке №1 в 17,6 раза, на площадке №2 в 11,7 раза на глубине 0-2- см., по фосфатам: на площадке №1 в 3,0 раза, на площадке №2 в 2,4 раза на глубине 0-2- см., по нефтепродуктам: на площадке №1 в 2,5 раза, на площадке №2 в 1,8 раза на глубине 0-20 см.

В судебном заседании установлено, что сброс сточных вод в водоохранную зону р. Протва из очистных сооружений п.Восход, состоящих на балансе Администрация МО СП «Село Восход» осуществляется с нарушениями вышеуказанных требований водного и природоохранного законодательства.

Из справки об участии в качестве специалиста ведущего эксперта Управления Росприроднадзора по Калужской области Черникова М.А. в прокурорской проверке соблюдения природоохранного законодательства со стороны Администрации СП «Село Восход» при осуществлении водоотведения, проведенной 11.10.2016 года, следует, что обследованы очистные сооружения и сети канализации, находящиеся в собственности администрации СП «Село Восход», а также трассы сбросного коллектора, установлено, что очистные сооружения в составе песколовок, 2-х ярусных отстойников, 2-х блоков, биофильтра, вторичного отстойника и иловых площадок находятся в аварийном состоянии. Часть сточных вод поступает в один из блоков биофильтра, не попадает в фильтрующую загрузку биофильтров, не достигая распределительного бака сбрасывается внутри здания из поврежденного коллектора в отводящие лотки биофильтра и без очистки поступает во вторичный отстойник, из которого сточные воды должны по сбросному коллектору поступать в р. Протва. Однако при обследовании территории указанных очистных сооружений 16.06.2016 года установлено, что сточные воды в сбросный коллектор не поступают ввиду его неисправности, а стекают вдоль трассы сбросного коллектора по склону надпойменной терассы в пойму реки Протва. Сточные воды по понижению (траншеи вдоль трассы сбросного коллектора с очистных сооружений) стекают в пойму р. Протва и растекаются вдоль подошвы надпойменной трассы водного объекта в границах его водоохранной зоны. Ответчиком допускается использование водоохранной зоны водного объекта р. Протва, с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, а также усматривается нарушение правил эксплуатации водохозяйственных и вооохранных сооружений и устройств. Из пояснений Черникова М.А. в судебном заседании следует, что в справке он ошибочно указал, что обследование проводилось не 10.11.2016 года, а 16.06.2016 года.

Пунктом 19 статьи 1 Водного кодекса РФ определено, что сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

Согласно части 2 статьи 39 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов, в том числе при сбросе сточных вод, обязаны не допускать нарушение прав других водопользователей и причинение вреда окружающей среде, а также выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения, вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

В нарушение указанных требований законодательства администрация СП «Село Восход» не обеспечивает содержание очистных сооружений и отводящих сетей в исправном состоянии, не обеспечивает контроль за объектом и качеством сточных вод, что является нарушением правил эксплуатации водохозяйственных и водоохранных сооружений и устройств.

Согласно ч.2 ст.39 ФЗ от 10.01.2002 года №7-ФЗ « Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Как следует из требований ч.2 ст.51 указанного закона сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву- запрещен.

Как установлено в судебном заседании сточные воды по понижению (траншеи вдоль трассы сбросного коллектора с очистных сооружений) стекают в пойму р. Протва и растекаются вдоль подошвы надпойменной трассы водного объекта в границах его водоохраной зоны.

В силу пунктов 2, 4 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: 1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров; 2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; 3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

Согласно п.15 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещаются в том числе использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; сброс сточных, в том числе дренажных, вод.

В судебном заседании установлено, что Администрация МО СП «Село Восход» отнесена к субъекту природоохранной деятельности, на который возложена обязанность по соблюдению законодательства по охране окружающей среды, в том числе путем принятия мер по водоснабжению, водоотведению, установке очистных сооружений на всех местах выпуска сточных вод в водные объекты, однако, каких-либо реальных мер по организации надлежащего водоотведения и исключению сброса сточных вод в водоохранную зону реки Протва не принято.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).

Согласно статье 3 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

На основании части 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Однако до настоящего времени установленные проверкой нарушения природоохранного законодательства не устранены в полном объеме.

Из пояснений представителей Администрации МР « Жуковский район» в судебном заседании следует, что только в 2018 году планируется строительство единых очистных сооружений для г. Жуков и с. Восход. Строительство очистных сооружений будет осуществляться в рамках подпрограммы «Чистая вода в Калужской области» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Калужской области».

Согласно ст.13 ЗК РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

При указанных обстоятельствах, суд находит обоснованными требования заместителя прокурора Жуковского района Калужской области в части обязания Администрации МО СП «Село Восход», МУП «Возрождение» устранить нарушения природоохранного законодательства путем запрета сброса неочищенных сточных вод в водоохранную зону реки Протвы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                        РЕШИЛ:

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ «░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░ ░░ «░░░░ ░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░

            ░░░░░:                  ░░░░░░ ░.░.

2-1-215/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора Жуковского района
Ответчики
Администрация МО СП "с. Восход"
МУП "возрождение"
Другие
Министерство экономического развития Калужской области
Управление Росприроднадзора по Калужской области
ГБУЗ КО "Областная туберкулезная больница"
Щедроткин Е.В.
Администрация МР "Жуковский район"
Суд
Жуковский районный суд Калужской области
Дело на сайте суда
zhukovsky.klg.sudrf.ru
03.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
03.02.2017Передача материалов судье
03.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.02.2017Судебное заседание
20.02.2017Судебное заседание
06.03.2017Судебное заседание
20.03.2017Судебное заседание
29.03.2017Судебное заседание
13.04.2017Судебное заседание
18.04.2017Судебное заседание
24.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее