Дело НОМЕР
52RS0НОМЕР-13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25.11.2024 года Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в составе председательствующего судьи Котеевой М.Г., при секретаре Назаровой К.Ф, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации <адрес> о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности,
установил:
ФИО2 обратился в суд с иском к администрации <адрес> о возложении обязанности.
В обоснование требований указал, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с положением статьи 1 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Указанное подтверждается распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР-р об установлении опеки над несовершеннолетним ФИО2 в связи с тем, что его мать - ФИО3 лишена родительских прав.
Исходя из положений ч.1 ст.38 Конституции РФ, провозглашающих, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие детям достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу части 4 статьи 15 Конституции РФ составной частью правовой системы Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного и социального развития.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п.3 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Кроме того, Законом Нижегородской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской <адрес> отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, за исключением приобретения жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления городского округа <адрес> (п.6 ч.1 ст.1 указанного нормативного акта).
Также, в соответствии с Законом Нижегородской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР «О жилищной политике в Нижегородской <адрес>» в статье 10 установлено, что распоряжение жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской <адрес> осуществляется уполномоченными Правительством Нижегородской <адрес> органами исполнительной власти Нижегородской <адрес>," в том числе, путем предоставления гражданами жилых помещений специализированного жилищного фонда Нижегородской <адрес> для социальной защиты отдельных категорий граждан.
Из содержания приведенных положений следует, что предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом времени постановки на учет соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
При этом, положения перечисленных норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Приведенная позиция находит свое отражение в судебной практике - Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР-КГПР-14-7 и Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР-КГ-14-2, которыми подтверждено, что у сирот отсутствует очередность в процессе предоставления им жилых помещений.
Во исполнение принципа единообразного применения законодательства Российской Федерации, указанная позиция также имеет подтверждение в судебной практике судов общей юрисдикции Нижегородской <адрес> (в частности вступившее в законную силу Решение Нижегородского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу НОМЕР).
Распоряжением заместителя главы администрации города, главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР-р Истец включен в районный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ <адрес>.
ФИО2 имеет ребенка - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по своей сути означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Постановка на жилищный учет по предоставлению вне очереди жилого помещения по льготной категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» в муниципальном образовании свидетельствует о признании права на получение жилого помещения на территории данного муниципального образования
Таким образом, у истца, как лица нуждающегося в жилом помещении, возникло право на предоставление жилого помещения в порядке, установленном законом, и, как имеющая право на получение жилого помещения, она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако полагающееся по закону жилое помещение истцу предоставлено не было.
Таким образом, полагает, что ответчик надлежащим образом не реализовал возложенные на него обязательства в части предоставления истцу жилого помещения на основании договора найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в котором оно предоставляется, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся под арестом, общей площадью не менее 54 квадратных метров, т.е. не менее установленной законом социальной нормы (п.3 ч.2 ст.12 Закона Нижегородской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР «О жилищной политике в Нижегородской <адрес>»).
Согласно приведенных норм права (в частности п.6 ч.1 ст.1 Закона Нижегородской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской <адрес> отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений») надлежащим ответчиком по настоящему исковому заявлению является Администрация города (городского округа) Нижнего Новгорода, будучи органом местного самоуправления, наделенным отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Истец изменил исковые требования указав, что распоряжением заместителя главы администрации города, главы администрации <адрес> ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР-р. ФИО2 исключен из районного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, и подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования <адрес>.
В соответствии с законодательством Российской Федерации участие в приватизации - это право, а не обязанность, и каждый человек может решать сам за себя. нужно ли ему приватизировать жилое помещение или нет, и никто не вправе его принуждать к этому.
Отказавшийся от участия в приватизации гражданин имеет право пользования этим помещением, которое в силу статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», а также требование пасти 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации сохраняется за ним бессрочно. Более того, такое лицо не подлежит выселению по иску нового собственника спорной квартиры (в случае ее продажи).
В то же время, общая площадь жилого помещения, расположенного по адресу: г.Н.Новгород, <адрес>, приходящаяся на одно лицо,. проживающее в данном жилом помещении, в случае вселения туда ФИО2 будет составлять менее учетной нормы площади жилого помещения.
Все это явилось следствием ненадлежащего исполнения органами опеки е попечительства своих должностных обязанностей в отношении лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Истец, с учетом заявления об изменении иска, просит суд признать незаконным распоряжение заместителя главы администрации города, главы администрации <адрес> ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР-р, которым ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождение исключен из районного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, и подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальном образования <адрес>.
Обязать администрацию <адрес> включить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в районный список детей-сирот и детей. оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, и подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования <адрес>.
Обязать администрацию <адрес> предоставить
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение на территории <адрес> на основании договора найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживание отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в котором оно предоставляется, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся под арестом, общей площадью не менее 30 квадратных метров, т.е. по нормам предоставления площади жилого помещения
по договору социального найма.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, с учетом положений ст.167 ГПК РФ, находит возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Постановлением Правительства Нижегородской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 404 утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договором найма специализированных жилых помещений, в соответствии с п.3.2 которого, которого обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется, в том числе, путем предоставления жилых помещений из состава имеющегося муниципального жилищного фонда.
Кроме того, законом Нижегородской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 116-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской <адрес> отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений" органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Законом Нижегородской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской <адрес>" в ст. 10 установлено, что распоряжение жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской <адрес> осуществляется уполномоченными Правительством Нижегородской <адрес> органами исполнительной власти Нижегородской <адрес>, в том числе, путем предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Нижегородской <адрес> для социальной защиты отдельных категорий граждан.
Из содержания приведенных положений следует, что предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
При этом положения перечисленных норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Судом установлено, что истец ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением администрации <адрес> г.Н.Новгород от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР-Р над ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. установлена опека. Опекуном назначен ФИО5. За ФИО2 сохранено право пользования жилым помещением по адресу: г.Н.Новгород, <адрес>
Распоряжением администрации <адрес> г.Н.Новгород от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР-Р ФИО2 включен в районный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г.Н.Новгорода.
Распоряжением администрации <адрес> г.Н.Новгород от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР-р ФИО2 исключен из районного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, и подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования <адрес>, в связи с утратой оснований для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (намеренное ухудшение своих жилищных условий).
Согласно данного распоряжения, ФИО2 отказался от участия в приватизации жилого помещения по адресу: <адрес>.
Вместе с тем, как уже было указано судом, в силу ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", невозможность проживания детей в занимаемых жилых помещениях является основанием для однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации,
Проживание детей в жилых помещениях признается невозможным и в том случае, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом, порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Нижегородской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 64 утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
Согласно пункта 1 указанный Порядок определяет механизм организации работы по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - лица из числа детей-сирот), лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - лица, которые достигли возраста 23 лет), в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее - ранее занимаемые жилые помещения).
Согласно пункта 2 Порядка проживание детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, признается невозможным в ранее занимаемых жилых помещениях, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
2.1. Проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
а) лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
б) страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном помещении невозможно.
2.2. Жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством.
2.3. <адрес> жилого помещения, приходящаяся на одного человека, проживающего в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет.
Частями 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса РФ установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Постановлением Городской Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения в городе Нижнем Новгороде" установлена учетная норма площади жилого помещения на территории <адрес> в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 10 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в отдельных квартирах (доме) и 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в коммунальных квартирах, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма - в размере 13 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства Нижегородской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 64, установление факта невозможности проживания детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в ранее занимаемых жилых помещениях осуществляется на основании заявления об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях (далее - письменное заявление).
Орган местного самоуправления в день поступления регистрирует заявление, в течение трех рабочих дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку поступивших документов и передает их на рассмотрение комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях (далее - Комиссия). Документы, указанные в подпунктах 3, 4, "в", "г" подпункта 5 пункта 4 настоящего Порядка, заявитель вправе не представлять. Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня регистрации заявления самостоятельно запрашивает документы, указанные в подпунктах 3, 4, подпунктах "в", "г" подпункта 5 пункта 4 настоящего Порядка, в порядке межведомственного взаимодействия (п. 5 Порядка).
Судом установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес>, площадью 63,8 кв.м. было предоставлено ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ на основании договора социального найма жилого помещения НОМЕР. Совместно с нанимателем в жилое помещение были вселены: ФИО6 и ФИО2.
В указанном жилом помещении зарегистрированы следующие лица:
- с ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения;
- с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения;
- с ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение было предоставлено на основании договора о безвозмездной передаче жилого помещения ФИО5 и членам его семьи.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказался от участия в приватизации.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 отказалась от участия в приватизации.
Какие-либо документы, подтверждающие, что уполномоченным органом проводилась проверка возможности либо невозможности проживания Истца в ранее занимаемом жилом помещении, суду не представлены.
Оспариваемое распоряжение указанную информацию также не содержит.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (части 1 и 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Таким образом, органы местного самоуправления, издавая оспариваемое распоряжение лишь на том основании, что истец отказался от приватизации, не установив все условия возможности либо невозможности предоставления жилого помещения Истцу, фактически лишили его гарантированного государством права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
На основании изложенного, исковые требования о признании незаконным распоряжения заместителя главы администрации города, главы администрации <адрес> ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР-р подлежат удовлетворению.
Суд отказывает в удовлетворении иска о возложении обязанности включить истца в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования <адрес>, а также в удовлетворении иска о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, поскольку возможность предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и включение Истца в соответствующий список регламентирован Законом, который определяет порядок выявления наличия либо отсутствия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. На момент вынесения судом решения по настоящему спору, указанный вопрос уполномоченным на обеспечение жилыми помещениями на территории муниципального образования <адрес> органом, не разрешен.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить в части.
Признать незаконным распоряжение заместителя главы администрации города, главы администрации <адрес> ФИО8 НОМЕР-р от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении ФИО2 из районного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, и подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальном образования <адрес>». В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Г. Котеева