Дело №2-551/2022
УИД 75RS0002-01-2022-000314-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 апреля 2022 года г. Чита
Ингодинский районный суд г. Читы в составе
председательствующего судьи Рахимовой Т.В.,
при секретаре Егоровой Я.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреевой Т. И. к администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма,
установил:
Андреева Т.И. обратилась с названным иском, указывая, что решением Ингодинского районного суда г. Читы от 22.04.2021 за ней и ее членами семьи было признано право пользования на условиях социального найма квартирой по адресу: <адрес>.Решением межведомственной комиссии дом 01.10.2015 признан непригодным для проживания. Истица и ее члены семьи признаны малоимущими и поставлены на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с отнесением в общий и внеочередной список. В связи с чем просит обязать предоставить жилое помещение на территории городского округа «Город Чита», отвечающее санитарным требованиям, не ниже установленной социальной нормы на условиях договора социального найма, взыскать судебные расходы.
Определением Ингодинского районного суда г. Читы от 12.04.2022 производство по делу в части требований о взыскании судебных расходов прекращено в связи с отказом истца от этих исковых требований.
В судебном заседании истец Андреева Т.И. исковое заявление поддержала, третьи лица - Варватова Т.Н. и Варватова С.Н. – также просили иск удовлетворить.
Остальные участники в судебное заседание не явились при надлежащем извещении о слушании дела, что по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ делает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска по следующим причинам.
Положениями Федерального закона от 16.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона № 131-Ф3).
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставление жилых помещений по договорам социального найма осуществляется органом местного самоуправления.
В соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 г. N 131-Ф3, вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относится к компетенции органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
При предоставлении гражданам жилых помещений по договору социального найма в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимо соблюдение общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилья по данному виду договора и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, предусмотренных частью 2 статьи 49 и 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. №47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации)
Из указанного следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности (применительно к позиции, изложенной в определении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08.02.2022 № 88-535/2022).
Из материалов дела усматривается, что решением Ингодинского районного суда г. Читы от 22.04.2021 за Андреевой Т.И., а также В.Р.Н, Варватовой Р. Н., несовершеннолетним Сычевым С. Э., Варватовой С. Н., несовершеннолетней Варватовой С. Н. признано право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> на условиях социального найма.
Распоряжением администрации городского округа «Город Чита» от 14. 10.2015 №-р утверждено заключение межведомственной комиссии от 01.10.2015 № о признании дома непригодным для проживания. Кроме того, распоряжением от 13.08.2019 №-р утверждено заключение межведомственной комиссии от 27.06.2019 №, которым жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. №).
Квартира по адресу: <адрес> (ранее – <адрес>) находится в муниципальной собственности (л.д.№).
В.Р.Н умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Андреева Т.И. и Варватова Р.Н. состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях (л.д. №).
Из технического паспорта следует, что занимаемое Андреевой Т.И. и членами ее семьи жилое помещение имеет общую площадь 62,1 кв.м.
Поскольку жилое помещение, в котором проживает истец с составом семьи 5 человек (Андреева Т.И., Варватова В.Н., Варватова С.Н., Варватова С. и Сычев С.), признано непригодным для проживания, в соответствии с вышеприведенными нормами закона, администрация городского округа «<адрес>» обязана предоставить истцу благоустроенное жилое помещение площадью не менее 62,1 кв.м.
В иске к администрации <адрес> надлежит отказать, поскольку обязанность по предоставлению жилья на основании изложенных выше норм закреплена за администрацией городского округа.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ 5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 62,1 ░░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░».
░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 19.04.2022.