Дело № 2- 1308/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 мая 2014 года г. Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Купцовой Г.В., с участием:
ст. помощника Серпуховского горпрокурора Кобозевой О.А.,
представителя ответчика МУП «Водоканал-сервис» Ерина С.В., действующего на основании доверенности от 10.01.2014 года,
при секретаре судебного заседания Потаповой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серпуховского горпрокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Водоканал-сервис» о признании незаконными действий по взиманию платы за оказанные услуги,
У С Т А Н О В И Л :
Серпуховский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором просил признать незаконными действия МУП «Водоканал-Сервис» по взиманию платы за оказание услуги по вызову специалиста для проверки соответствия места расположения и устройства водомерного узла существующим нормативным документам.
В обоснование заявленных требований указал, что городской прокуратурой проведена проверка по обращению Ч. о незаконном взимании МУП «Водоканал-Сервис» платы за услуги по опломбировке приборов учета. В ходе проведенной проверки установлено, что МУП «Водоканал-Сервис» оказывает физическим и юридическим лицам ряд платных услуг согласно прейскуранту, утвержденному 05.02.2013 года директором МУП Б. В указном прейскуранте в п.14 значится услуга «вызов специалиста для проверки соответствия места расположения и устройства водомерного узла существующим нормативным документам», стоимость которой для физических лиц составляет <данные изъяты>, для юридических лиц – <данные изъяты>. Согласно объяснению представителя МУП «Водоканал-Сервис» Ерина С.В. от 21.02.2014 года, итогом оказания услуги является установление пломбы в местах соединения прибора учета с трубопроводом, которая будет препятствовать владельцу счетчика производить несанкционированный слив воды, и последующее подписание акта, которым прибор вводится в эксплуатацию, и его показания принимаются МУП «РКЦ ЖКЖ» при расчете платы за потребленную коммунальную услугу. Целями оказания МУП «Водоканал-Сервис» возмездной (платной) услуги являются: принятие мер к недопустимости забора абонентом горячей воды без использования индивидуального прибора учета и составление акта о его приеме в эксплуатацию. Обязанность исполнителя, в данном случае МУП «Водоканал-Сервис», принять меры и ввести установленные потребителем индивидуальные приборы учета в эксплуатацию вытекает из требований закона и обусловлена решением последнего использовать при расчетах за коммунальные услуги показания таких приборов. Учитывая, что МУП «РКЦ ЖКХ» не производит расчет потребленных услуг на основании показаний индивидуальных приборов учета до предоставления акта о приеме в эксплуатацию индивидуального прибора, составленного МУП «Водоканал-Сервис», имеет место навязывание гражданам возмездной (платной) дополнительной услуги по проверке правильности монтажа прибора учета холодной воды. Таким образом, МУП «Водоканал-Сервис» незаконно возложило на граждан обязанность оплаты оказываемой им услуги по вызову специалиста для проверки соответствия места расположения и устройства водомерного узла существующим нормативным документам, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании старший помощник Серпуховского городского прокурора Кобозева О.А. заявленные исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика МУП «Водоканал-сервис» Ерин С.В., действующий на основании доверенности от 10.01.2014 года, в судебном заседании пояснил, что МУП «Водоканал-Сервис» возражает против удовлетворения искового заявления, поскольку МУП «Водоканал-Сервис» не является лицом, обязанным в соответствии с п.5 Федерального закона №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», без взимания платы опломбировать индивидуальные приборы учета воды, сточных вод в домах, собственниками которых заключены с управляющей организацией договоры управления многоквартирными домами. В соответствии с ч.2 ст. 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме обязуется предоставить коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме. Собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах, заключившие с управляющими организациями договоры управления многоквартирными домами, не являются абонентами МУП «Водоканал-Сервис», которое также не осуществляет им непосредственно оказание услуг по холодному водоснабжению и водоотведению. Именно управляющие организации как исполнители услуг водоснабжения и водоотведения обязаны осуществлять бесплатное опломбирование индивидуальных приборов учета, установленных для определения количества ресурсов, поданных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах. МУП «Водоканал-Сервис» по заявлениям граждан действительно осуществляло опломбирование мест соединения прибора учета с трубопроводом, но без взимания платы. При этом указанные граждане вправе были обратиться в соответствующую управляющую организацию для опломбирования мест установки приборов учета. Опломбирование мест соединения прибора учета с трубопроводом действительно препятствует несанкционированному сливу воды собственником (пользователем) помещений в многоквартирных домах, однако это делается прежде всего в интересах соответствующей управляющей организации (абонента МУП «Водоканал-Сервис»). При этом услуга «вызов специалиста для проверки соответствия места расположения и устройства водомерного узла существующим нормативным документам» являлась самостоятельной по отношению к опломбированию мест соединения приборов учета с трубопроводами и оказывалась МУП «Водоканал-Сервис» только по заявлениям граждан, которые не были уверены в правильности установки приборов учета. Гражданам, которые не обращались в МУП «Водоканал-Сервис» с соответствующим заявлением, подобная услуга не оказывалась. Акт о приеме в эксплуатацию прибора прежде всего необходим собственнику (пользователю) помещений многоквартирного дома для начала приборного учета потребляемых ресурсов. С учетом изложенного, обязанность по принятию и вводу установленных потребителями индивидуальных приборов учета в эксплуатацию в силу решения потребителей и требований закона, указанных в исковом заявлении, лежит на управляющей организации, а не на МУП «Водоканал-Сервис», не являющимся исполнителем услуг водоснабжения и водоотведения собственникам (пользователям) помещений соответствующего многоквартирного дома. В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договоров, поэтому МУП «Водоканал-Сервис» вправе оказывать заинтересованным лицам услуги на возмездной основе. По заявлениям граждан – собственников помещений многоквартирных домов МУП «Водоканал-Сервис» осуществляло проверку правильности установки водомерных узлов с последующим составлением актов осмотра водомерных узлов и заключений проверяющего лица о соответствии / несоответствии водомерных узлов и их монтажа требованиям нормативно-технических документов и инструкциям изготовителей средств измерений (при этом фиксировались выявленные замечания). В соответствии с прейскурантом платных услуг МУП «Водоканал-Сервис» для физических лиц стоимость вызова специалиста для проверки соответствия места расположения и устройства водомерного узла соответствующим нормативным документам составила <данные изъяты>. В заявлении Ч. содержалась просьба о проверке правильности установки водомерного узла, МУП «Водоканал-Сервис» приняло от него платеж в размере <данные изъяты> за вызов представителя в соответствии с прейскурантом платных услуг. Специалисты МУП «Водоканал-Сервис» выезжали по заявлению Ч., осматривали водомерные узлы по указанному им адресу и подтвердили правильность их монтажа, о чем были составлены акты. Таким образом, оплаченные Ч. услуги по вызову представителя МУП «Водоканал-Сервис» были оказаны законно и в полном объеме, оснований для возврата соответствующих денежных сумм не имеется. В соответствии со ст. 779 ГК РФ оказанные услуги подлежат оплате (л.д.25-27).
Будучи допрошенным в судебном заседании свидетель Ч. пояснил, что В конце 2013 года он решил в квартире, где проживает, поставить счетчики горячего и холодного водоснабжения, узнал, что такую услугу оказывает МУП «Водоканал-сервис» в отношении холодного водоснабжения и МУП «Серпуховская теплосеть» в отношении горячего водоснабжения. Позвонив по телефону в МУП «Водоканал-сервис», он узнал стоимость опломбировки счетчика, пришел в МУП «Водоканал-сервис» написал заявление и внес оплату в кассу за выезд специалиста. В назначенное время приехали специалисты, проверили счетчик и составили акт о том, что правильность установки счетчиков проверена. Потом выяснилось, что приборы установлены не качественно, он вызвал сантехников из управляющей компании и ему все переделали. От друзей он узнал, что услуги по опломбировке счетчика по закону платными не могут быть, в связи с чем, с соответствующим заявлением он обратился в прокуратуру г. Серпухова.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, по заявлению Ч. от 05.12.2013 года сотрудником МУП «Водоканал-Сервис» был осуществлен осмотр водомерного узла по адресу: <адрес>, по результатам которого составлены акт осмотра водомерного узла от 17.12.2013 года, а также акт приемки водомеров (л.д.34-36).
26.12.2013 года в адрес Серпуховского городского прокурора от Ч. поступило сообщение о нарушении законодательства РФ, указав, что МУП «Водоканал-Сервис» осуществляет опломбировку вновь устанавливаемых счетчиков учета холодной воды в квартирах собственников помещений в многоквартирных жилых домах с предварительной оплатой абонентами <данные изъяты>, что противоречит положениям п.5 ст. 20 Федерального закона РФ от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» о том, что опломбирование осуществляется без взимания платы с абонента (л.д.7).
В рамках проверки Серпуховским городским прокурором были поучены объяснения представителя МУП «Водоканал-Сервис» (л.д.8-11).
Согласно положений Устава, МУП «Водоканал-Сервис» осуществляет следующие виды деятельности: добыча, обработка и подача питьевой воды населению, предприятиям и учреждения г.Серпухова и частично Серпуховского района, очистка сточных вод на городских очистных сооружениях; водоотведение г.Серпухова и частично Серпуховского района; техническая эксплуатация и ремонт сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения и др.
Договором на отпуск питьевой воды и систем сточных вод <номер> от 01.01.2012 года, заключенным между МУП «Водоканал-Сервис» (Предприятие ВКХ) и МУП «Д» (Абонент), определено, что МУП «Водоканал-Сервис» обеспечивает МУП «Д» питьевой водой, а также принимает в систему канализации сточные воды и производит их очистку, а МУП «Д» в свою очередь производит оплату оказанных МУП «Водоканал-Сервис» услуг в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Договором. Пунктом 2.2.2 указанного договора установлена обязанность МУП «Д» устанавливать общедомовые приборы учета на водопроводных вводах в срок до 01.07.2012 г. в соответствии с Федеральным законом РФ от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации», с момента подписания настоящего договора. Приборы учета приобретаются Абонентом и находятся в его хозяйственном ведении и обслуживании. Помещение водомерного узла является собственностью Абонента, находится в его эксплуатации и должно соответствовать нормативным требованиям. Абонент обеспечивает сохранность и исправность приборов и устройств, предусмотрены в настоящем пункте. К материалам дела приобщено приложение к Договору <номер> от 01.01.2012 года с перечнем обслуживаемых домов (л.д28-33).
В соответствии с п.13 Прейскуранта на платные услуги, оказываемые МУП «Водоканал-Сервис» физическим и юридическим лицам с 05.02.2013 года, стоимость вызова специалиста для проверки соответствия места расположения и устройства водомерного узла существующим нормативным документам для физических лиц составляет <данные изъяты>, юридических лиц – <данные изъяты> (л.д.12-14).
Как усматривается из «Плановой калькуляции стоимости работы по вызову специалиста для проверки соответствия места расположения и устройства водомерного узла существующим нормативным документам» в данную услугу входят следующие работы: проверка соответствия места расположения и устройства водомерного узла существующим нормативным документам, фиксация характеристики и показаний прибора, оформление Акта; норма времени определена в 1,0ч., работы осуществляются инженером абонентского отдела.
В Прейскуранте на платные услуги, оказываемые МУП «Водоканал-Сервис» физическим и юридическим лицам с 01.01.2014г., услуга по вызову специалиста для проверки соответствия места расположения и устройства водомерного узла существующим нормативным документам отсутствует.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возложил на собственников помещений в многоквартирных домах обязанность обеспечить оснащение многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13).
Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.
Вместе с тем, порядка обеспечения приборами учета в данной норме не содержится, поэтому оснований для ее расширительного толкования в пользу платного опломбирования указанных приборов, не имеется.
Отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг с 01.09.2012 регламентируется принятыми в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, которые также, не регламентируют вопросы установки индивидуальных приборов учета, а также не устанавливают условия о том, за чей счет она должна производиться.
Согласно подпункту "у" пункта 31 Правил исполнитель обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Положения подпункта "г" пункта 50, подпунктов "в", "г" пункта 52, подпункта "д" пункта 53 Правил также не предъявляют к потребителю требований по производству опломбировки прибора учета за свой счет.
Между тем, в соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 Закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Ввод индивидуальных приборов учета энергоресурсов в эксплуатацию представляет собой документальное оформление в установленном порядке готовности средства измерений к использованию по назначению и является необходимой составляющей для осуществления расчетов за коммунальные услуги по приборам учета.
Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил.
Данными лицами могут являться: управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация.
Поскольку между собственниками жилых помещений многоквартирных домов и ресурсоснабжающей организацией отсутствуют договоры на поставку холодной воды, то в данном случае исполнителем услуги по водоснабжению будет являться Управляющая организация и соответственно обязанность по опломбированию впервые установленных приборов учета без взимания платы лежит на данной организации.
Серпуховский горпрокурор 31.03.2014 года обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что МУП «Водоканал-Сервис» незаконно возложило на граждан обязанность оплаты оказываемой услуги по вызову специалиста для проверки соответствия места расположения и устройства водомерного узла существующим нормативным документам. Однако, судом установлено, что с 01.01.2014 года такой услуги МУП «Водоканал-Сервис» гражданам не оказывается, что из прейскуранта на платные услуги, утвержденного директором МУП «Водоканал-Сервис» Б. Такой прейскурант был размещен на сайте МУП «Водоканал-Сервис» (л.д. 47). Следовательно, рассматриваемый иск прокурора не направлен в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку круг лиц, которым были оказаны такие услуги, может быть определен по документам, хранящимся в МУП «Водоканал-Сервис».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Серпуховского горпрокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Водоканал-сервис» о признании незаконными действий по взиманию платы за оказанные услуги по вызову специалиста для проверки соответствия места расположения и устройства водомерного узла существующим нормативным документам – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Московский областной суд через Серпуховский городской суд со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Купцова Г.В.
Мотивированное решение изготовлено 29 мая 2014 года.