78RS0№-10
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 сентября 2020 года <адрес>
Всеволожский городской суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Серба Я.Е.,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО3, ФИО4 о признании завещания недействительным, применении последствий недействительности сделок,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратился в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ФИО3, ФИО4 о признании недействительным завещания ФИО8, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации уточнив исковые требования, просит признать недействительным завещание ФИО8, заверенного нотариусом ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ, применить последствия недействительности сделок по отчуждению ФИО1 в пользу ФИО3 квартиры, расположенной по адресу: <адрес>; по отчуждению ФИО1 в пользу ФИО4 земельного участка с кадастровым номером 47:16:0842001:59, общей площадью 1254 кв.м, и двухэтажного садового дома с пристройкой, расположенных по адресу: <адрес>, массив Апраксин, СНТ Апраксин-2, <адрес>, уч. 56, <адрес>; установить факт принятия наследства после смерти ФИО8, умершего ДД.ММ.ГГГГ, признать за истцом право собственности в порядке наследования после смерти ФИО8 на 1/6 долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес>; на 1/6 долю земельного участка и садового дома, расположенных по адресу: <адрес>, массив Апраксин, СНТ Апраксин-2, <адрес>, уч. 56, <адрес>.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ умер его отец - ФИО8 После его смерти открылось наследство, состоящее из квартиры по адресу: <адрес>, а также земельного участка и садового дома с пристройкой по адресу: <адрес>, массив Апраксин, СНТ Апраксин-2, <адрес>, уч. 56, <адрес>. Истец указывает на то, что отец болел при жизни, страдал некоторыми заболеваниями, связанными с его преклонным возрастом. Перед смертью в последний год жизни психическое состояние отца ухудшилось, много времени находился в стационаре больницы с диагнозом «старческий маразм» и другими заболеваниями, не узнавал родственников. После смерти отца открылось наследство, и по завещанию в права наследования вступила мать истца — ФИО1 При жизни отец подписал нотариальное завещание на все имеющиеся у него на момент смерти имущество в пользу супруги ФИО1
Определением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО3, ФИО4 о признании завещания недействительным, применении последствий недействительности сделок передано для рассмотрения по подсудности во Всеволожский городской суд <адрес>.
Истец ФИО2, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, направил в суд своего представителя по ордеру адвоката ФИО9, которая в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Ответчики ФИО3, ФИО4, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, почтовые отправления возвращены за истечением срока хранения.
Третьи лица – нотариус ФИО10, Управление Росреестра по <адрес>, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителей не направили.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав доказательства по делу и оценив их в совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит иск подлежащим отклонению ввиду следующего.
В соответствии со ст.1118 Гражданского кодекса Российской Федерации распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания; завещание может быть совершено гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме; завещание должно быть совершено лично; в завещании могут содержаться распоряжения только одного гражданина; завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства.
Согласно ст. 1119 Гражданского кодекса Российской Федерации завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а также включить в завещание иные распоряжения, предусмотренные правилами Кодекса о наследовании, отменить или изменить совершенное завещание.
Завещатель не обязан сообщать кому-либо о содержании, совершении, об изменении или отмене завещания.
В соответствии с п.1 ст. 1131 Гражданского кодекса Российской Федерации при нарушении положений этого Кодекса, влекущих за собой недействительность завещания, в зависимости от основания недействительности, завещание является недействительным в силу признания его таковым судом (оспоримое завещание) или независимо от такого признания (ничтожное завещание).
В силу ст. 1131 Гражданского кодекса Российской Федерации завещание может быть признано судом недействительным по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим завещанием.
В соответствии со ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу п. 1 ст. 177 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.
Исходя из положений ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Как указано в ст. 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил Кодекса не следует иное.
Из положений ст. 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 Кодекса. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства. Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО8, что подтверждается актовой записью от ДД.ММ.ГГГГ №, составленной Управлением ЗАГС администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>.
После его смерти ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Всеволожского нотариального округа <адрес> ФИО7 открыто наследственное дело №. С заявлением о принятии наследства обратилась ФИО1 как наследник ФИО8 на основании завещания от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в реестре за №, составленном на бланке 47 А 474427, в связи с чем выдано свидетельство о праве на наследственное имущество по завещанию <адрес>4, состоящее из 1/2 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, а также свидетельство о праве на наследство по завещанию <адрес>5, состоящее из земельного участка и садового дома с пристройкой по адресу: <адрес>, массив Апраксин, СНТ Апраксин-2, <адрес>, уч. 56, <адрес>.
На основании вышеуказанных свидетельств о праве на наследство по завещанию ФИО1 в установленном законом порядке зарегистрировала право собственности на имущество в Управлении Росреестра по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, действующим от имени ФИО1, заключен договор купли-продажи земельного участка с садовым домом, зарегистрированный в реестре за №-н/47-2018-4-354, согласно которому ФИО4 купила земельный участок и садовый дом с пристройкой по адресу: <адрес>, массив Апраксин, СНТ Апраксин-2, <адрес>, уч. 56, <адрес>.
Право собственности ФИО4 на вышеуказанный земельный участок и садовый дом зарегистрированы в Управлении Росреестра по <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Из материалов дела следует, что на основании договора дарения, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО3, последний принял в дар квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Из материалов наследственного дела № после смерти ФИО8 следует, что с заявлением о принятии наследства истец ФИО2 не обращался, также ФИО2 не обращался с заявлением о принятии наследства после умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, что подтверждается наследственным делом № к имуществу ФИО1
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств того, что истец фактически принял наследство после умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 в материалы дела не представлено.
ФИО8 распорядился принадлежащим ему на праве собственности имуществом, завещав его ФИО1, завещание ФИО8 не отменено и не изменено.
Наследник ФИО1 вступила в права наследования в установленном законом порядке и, в свою очередь, распорядилась им по собственному усмотрению путем отчуждения квартиры ФИО3, земельного участка с садовым домом ФИО4
Доводы истца о том, что ФИО8 не отдавал отчета своим действиям перед смертью, психическое состояние его ухудшилось, страдал психическим расстройством и другими заболеваниями, отклоняются судом как несостоятельные, поскольку относимых допустимых достоверных доказательств данным обстоятельствам в материалы гражданского дела не представлено. Согласно сведениям ГБУЗ «Всеволожская КМБ» ФИО8 за медицинской помощью в учреждение не обращался. Доказательств того, что наследодатель страдал болезнью, при которой он был не способен понимать значение своих действий или руководить ими, также не представлено.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Ввиду изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░3, ░░░4 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 1/6 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.