Решение по делу № 3а-286/2021 от 15.07.2021

44OS0000-01-2021-000211-23

Дело № 3а-286/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 октября 2021 года, город Кострома

Костромской областной суд в составе

председательствующего Колесова Р.Н.,

при секретаре Полищук Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Костромской области, Управлению Росреестра по Костромской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Костромской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

ФИО1, действуя через представителя по доверенности ФИО5, обратился в суд с указанным административным иском по тем основаниям, что ему на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:

- земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для эксплуатации объектов промышленного назначения, для размещения промышленных объектов, площадью 3 012 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> кадастровая стоимость которого по состоянию на 02 июля 2020 года утверждена в размере 5 255 187 руб.;

- земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для эксплуатации объектов промышленного назначения, для размещения промышленных объектов, площадью 1 367 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> кадастровая стоимость которого по состоянию на 02 июля 2020 года утверждена в размере 2 385 073,25 руб.

Однако рыночная стоимость данных земельных участков по состоянию на дату оценки в соответствии с отчетами № 2-З от 01 февраля 2020 года и № 1-З от 26 января 2020 года, выполненными оценщиком ООО «Оценка» ФИО3, составляет 3 315 859 руб. и 1 274 807 руб. соответственно.

Таким образом, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость объектов недвижимости, что нарушает права административного истца, как плательщика налога на имущество физических лиц, который рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объектов.

Просит установить кадастровую стоимость указанных выше земельных участков по состоянию на дату оценки равной их рыночной стоимости в размере 5 255 187 руб. и 1 274 807 руб. соответственно.

В ходе подготовки к рассмотрению дела судом привлечены в качестве заинтересованного лица по делу Администрация города Костромы, ФИО6; исключено из числа лиц, участвующих в деле, Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы.

При рассмотрении дела административным истцом были уточнены заявленные требования в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере 3 315 859 руб., а также уточнена площадь земельного участка с кадастровым номером в размере 1 367 кв.м.

В судебное заседание административный истец ФИО1 и его представитель ФИО5 не явились, будучи надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания, в ходатайстве просили о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Представители административных ответчиков администрации Костромской области, Управления Росреестра по Костромской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Костромской области, представитель заинтересованного лица Администрации города Костромы, заинтересованное лицо ФИО6, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, возражений относительно административных исковых требований, связанных с расчётом рыночной стоимости, не представили.

Дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц в соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 3 012 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для эксплуатации объектов промышленного назначения, расположенный по адресу: <адрес> /л.д. 218-221/;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 1 367 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для эксплуатации объектов промышленного назначения, расположенный по адресу: <адрес> /л.д. 215-217/.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером утверждена по состоянию на 02 июля 2020 года в размере 5 255 187 руб. /л.д. 14/, земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 02 июля 2020 года в размере 2 385 073,25 руб. /л.д. 15/.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков влияют на объём налоговых обязательств ФИО1, а, следовательно, затрагивают его права.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон «Об оценочной деятельности») результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – комиссия).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Абзацем 5 статьи 24.20 Закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Согласно частям 1, 3 статьи 11 Закона «Об оценочной деятельности» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее – отчёт).

Отчёт не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчёте в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчёте.

В подтверждение заявленных требований административный истец представил отчёты № 1-З от 26 января 2020 года и № 2-З от 01 февраля 2020 года, выполненные оценщиком ООО «Оценка» ФИО3 /л.д. 109-200, 16-108/.

В отчётах рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 02 июля 2020 года определена в размере 3 315 859 руб., земельного участка с кадастровым номером в размере 1 274 807 руб.

Оценщик определил рыночную стоимость объектов с использованием метода сравнительного подхода, обоснованно отказавшись от доходного и затратного подходов. При определении рыночной стоимости земельных участков сравнительным подходом оценщиком проведён анализ рынка предложений по продаже земельных участков, путём сопоставления характеристик объекта оценки и предлагавшихся к продаже объектов в качестве объектов-аналогов отобраны те участки, которые в наибольшей степени приближены по элементам сравнения к оцениваемому. Информация об объектах-аналогах проанализирована оценщиком и приведена в таблице. При наличии отличий по ценообразующим характеристикам введены соответствующие корректировки.

Отчёт подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим необходимое образование и являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков - Ассоциации «Русское общество оценщиков». Содержащиеся в отчётах выводы в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности» не допускают неоднозначного толкования, содержат сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки.

Частью 1 статьи 12 Закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признаётся достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Учитывая, что каких-либо доказательств, которые опровергали бы заявленную рыночную стоимость, свидетельствовали бы о рыночной стоимости в ином размере, в материалы дела не представлено; административными ответчиками и заинтересованными лицами результаты оценки, содержащиеся в отчётах, под сомнение не ставились и не оспаривались, ходатайств о назначении судебной экспертизы с целью установления иной рыночной стоимости объектов недвижимости не заявлено, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию, если имело место обращение этого лица в комиссию.

Поскольку в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Костромской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости административный истец не обращался, датой подачи заявления следует считать дату его обращения в суд с настоящим административным иском, то есть 15 июля 2021 года.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 3 012 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для эксплуатации объектов промышленного назначения, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 02 июля 2020 года в размере 3 315 859 (Три миллиона триста пятнадцать тысяч восемьсот пятьдесят девять) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 367 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для эксплуатации объектов промышленного назначения, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 02 июля 2020 года в размере 1 274 807 (Один миллион двести семьдесят четыре тысячи восемьсот семь) рублей.

Датой подачи заявления считать 15 июля 2021 года.

На настоящее решение в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Костромской областной суд.

Председательствующий      Р.Н. Колесов

Полный текст решения изготовлен 08 октября 2021 года.

3а-286/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Орлов Александр Михайлович
Ответчики
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице Филиала по Костромской области
Управление Росреестра по Костромской области
Администрация Костромской области
Другие
Сизова Наталья Андреевна
Администрация городского округа город Кострома
Платонов Виталий Сергеевич
Суд
Костромской областной суд
Судья
Колесов Роман Николаевич
Дело на странице суда
oblsud.kst.sudrf.ru
15.07.2021Регистрация административного искового заявления
15.07.2021Передача материалов судье
20.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
20.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.09.2021Судебное заседание
07.10.2021Судебное заседание
08.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее