Дело № 2а-2844/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 августа 2017 года г. Новосибирск
Октябрьский районный суд г. Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи Поздняковой А.В.,
При секретаре Мухаревой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Евросеть-Ритейл» в лице филиала «Западно-Сибирский» к Государственной инспекции труда в Новосибирской области о признании незаконным Предписания,
У С Т А Н О В И Л :
ООО «Евросеть-Ритейл» в лице филиала «Западно-Сибирский» обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Новосибирской области о признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленных нарушений. В обосновании иска истец указал, что вынесенное предписание № от /дата/. обязывает ООО «Евросеть-Ритейл» возвратить работнику Лаухину М.К. незаконно удержанные денежные средства, что, по сути, является трудовым спором между работником и работодателем, ответчик же не наделен правом разрешать такие споры. Кроме того, для данной категории споров предусмотрен общий трехмесячный срок исковой давности, который при рассмотрении жалобы работника ответчиком также не учтен. Учитывая заявленные доводы, обжалуемое предписание вынесено с нарушением закона и подлежит отмене, что и явилось основанием для обращения с указанным иском в суд.
Представитель административного истца ООО «Евросеть-Ритейл» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Новосибирской области в судебное заседание также не явился, извещался надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Так, судом установлено, что Государственной инспекцией труда в НСО проведена внеплановая документарная проверка деятельности ООО «Евросеть-Ритейл», о чем составлен Акт проверки № от /дата/ (л.д. 8-10).
Актом зафиксировано, что Лаухин М.К. был принят на работу в ООО «Евросеть-Ритейл» в Сектор Новосибирск 5 Отдела розничных продаж Службы розничных продаж Филиала «Западно-Сибирский» на должность продавца-Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу № от /дата/
Из заработной платы Лаухина М.К.. были незаконно удержаны следующие суммы: в /дата/ года- 1809,68 руб., в /дата/ года- 785,92 руб., в /дата/ года - 3545,43 руб., в /дата/ года - 3243,26 руб., в /дата/ года - 3572,80 руб., в /дата/ года - 8480,79 руб., в /дата/ года - 1209,08 руб., в /дата/ года - 2787,57 руб., в /дата/ года- 1347,52руб., в /дата/ года-4736,39 руб., в /дата/ года- 7519,19 руб., в /дата/ года - 2371,21 руб., в /дата/ года - 1653,51 руб., в /дата/ года - 3281,75 руб., в /дата/ года-539,77 руб., в /дата/ года - 500 руб., в /дата/ года- 1096,49руб., в /дата/ года - 6392,74 руб., в /дата/ года - 1809,46 руб., в /дата/ года - 20,83 руб., в /дата/ года - 17,34 руб., в /дата/ года - 438,95 руб., в /дата/ года - 25,91 руб., в /дата/ года - 435,64 руб., в /дата/ года - 11,63 руб.
/дата/ ГИТ в НСО в отношении ООО «Евросеть-Ритейл» вынесено Предписание № о понуждении возвратить Лаухину М.К. незаконно удержанные суммы (л.д. 11-12).
Согласно Конвенции Международной организации труда N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от /дата/, ратифицированной Россией /дата/, инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
В соответствии с ч.1 ст.356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об оплате труда) рассматриваются в рамках ст.ст.381 - 397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.
Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.
При этом, спор об удержании из заработной платы в силу ст.236 ТК РФ, ст.381 ТК РФ является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом.
В силу указанной нормы Государственная инспекция труда не наделена полномочиями по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Ст.ст.353, 356, 357 ТК РФ на нее возложены функции государственного надзора по соблюдению трудового законодательства.
Следовательно, оспариваемое предписание вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому являются незаконными.
При таких обстоятельствах, предписание государственного инспектора труда № от /дата/., надлежит признать незаконными и подлежащими отмене. При указанных обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░-░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░ № ░░ /░░░░/ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░-░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.