Решение по делу № 33-7319/2023 от 04.09.2023

Каспийский городской суд

Судья Тикаев И.Г.

Дело

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 4 октября 2023 года, , г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Биремовой А.А.,

судей Шабровой А.А. и Сатыбалова С.К.,

при секретаре судебного заседания Газиевой Д.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика по доверенности Айдиева М.М. на решение Каспийского городского суда от <дата>,

по гражданскому делу исковому заявлению Бейбулатова Т. Ю. к администрации ГО «<адрес>» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Шабровой А.А., судебная коллегия

установила:

Бейбулатов Т.Ю. обратился в суд с иском к Администрации ГО «<адрес>». Требования мотивированы тем, что с 2001 по 2004 он находился в Избербашском дошкольном детдоме, куда был переведен с Буйнакского роддома (дом малютки). В 2004 был переведен в Каспийский детский дом, где учился до 2014 года. После выпуска с Каспийского детского дома, где проживал по различным адресам своих знакомых, иногда снимал жилье. С 2014 года он неоднократно обращался в администрацию с заявлением об обеспечении его жильем. В связи с тем, что с 2014 года ему так и не было предоставлено жилье, он в мае 2022 года обратился в Администрацию ГО «<адрес>» и уведомлением от <дата> ему сообщили, что из числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, он стоит на учете под . <дата> он обратился в Администрацию ГО «<адрес>» с заявлением об ущемлении его прав. Уведомлением от <дата> ему сообщили, что с учетом даты поставки на учет, он значился под и он получит жилье по мере доведения денежных средств из Республиканского бюджета Республики Дагестан, согласно утвержденному списку очередников детей-сирот состоящих на учете. В связи с чем, просит суд обязать Администрацию ГО «<адрес>» во внеочередном порядкеобеспечить его путем предоставления пригодного для постоянного проживания, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, не обмеренное правами третьих лиц и не находящееся под арестом по договору найма специализированное жилое помещение с учетом установленных норм в специализированном жилищном фонде.

Решением Каспийского городского суда Республики Дагестан от <дата> постановлено:

«Исковые требования Бейбулатова Т. Ю. к Администрации городского округа «<адрес>» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа «<адрес>» предоставить во внеочередном порядке Бейбулатову Т. Ю., <дата> года рождения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся под арестом по договору социального найма, специализированное жилое помещение с учетом установленных норм в специализированном жилищном фонде».

В апелляционной жалобе представитель ответчика – Администрации ГО «<адрес>» по доверенности Айдиев М.М. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что решение суда противоречит нормам жилищного законодательства, согласно которому жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Вопрос проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении судом не исследовался. Также указывают, что предоставление Бейбулатову Т.Ю. жилого помещения во внеочередном порядке нарушает права и законные интересы других детей – сирот, состоящих в очереди.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились истец Бейбулатов Т.Ю. и его представитель по доверенности М. М.Н., представитель ответчика Администрации ГО «<адрес>» не явился.

Исходя из представленных в дело сведений, с учетом положений ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), ст.ст. 113,117 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), судебная коллегия находит извещение неявившихся в судебное заседание лиц надлежащим, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Выслушав объяснения истца Бейбулатова Т.Ю., и его представителя - адвоката М. М.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что постановлением Администрации ГО «<адрес>» от <дата> Бейбулатов Т.Ю. принят на учет в список детей – сирот, оставшихся без попечения родителей. В этом списке по состоянию на <дата> он состоит под . Кроме того, там дополнительно указано, что его обеспечат жильем согласно утвержденному списку очередников детей –сирот, состоящих на учете, нуждающихся в жилье по мере поступления денежных средств из Республиканского бюджета Республики Дагестан.

Жилого помещения, закрепленного или находящегося в собственности, Бейбулатов Т.Ю. не имеет, доказательств обратного в материалах дела не содержится и сторонами суду не представлено.

Однако до настоящего времени администрацией <адрес> жилое помещение для проживания Бейбулатова Т.Ю. не предоставлено по причине недостаточности выделяемых субвенций из бюджета Республики Дагестан на эти цели. Министерство финансов Республики Дагестан не выделило в достаточном размере субвенции администрации <адрес> для финансирования расходов по приобретению или строительства жилья для передачи их сиротам.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от <дата> № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от <дата> N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем, по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.

Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ.

К их числу относятся, в частности, дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При изложенных обстоятельствах с учетом приведенных положений закона, обстоятельств дела, суд правильно удовлетворил исковые требования.

Довод жалобы о том, что действующее законодательство о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и жилищное законодательство не предусматривает обязанность по внеочередному предоставлению Бейбулатову Т.Ю. как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения из специализированного жилищного фонда, не является основанием к изменению решения суда, поскольку истец подлежит обеспечению жилым помещением с момента возникновения у него такого права.

При этом, действующим правопорядком не предусмотрен внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями данной категорий лиц, поскольку в соответствии с приведенными положениями законодательства, указанным лицам жилые помещения предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования и прохождения военной службы по призыву. Предоставление жилого помещения истцу не может каким-либо образом нарушить права других лиц, поскольку обязанность по обеспечению его жилым помещением возникла в силу закона, не может быть отложена на неопределенный срок и не ставится в зависимость от какой-либо очереди.

Предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.

При изложенных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>

Каспийский городской суд

Судья Тикаев И.Г.

Дело

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 4 октября 2023 года, , г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Биремовой А.А.,

судей Шабровой А.А. и Сатыбалова С.К.,

при секретаре судебного заседания Газиевой Д.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика по доверенности Айдиева М.М. на решение Каспийского городского суда от <дата>,

по гражданскому делу исковому заявлению Бейбулатова Т. Ю. к администрации ГО «<адрес>» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Шабровой А.А., судебная коллегия

установила:

Бейбулатов Т.Ю. обратился в суд с иском к Администрации ГО «<адрес>». Требования мотивированы тем, что с 2001 по 2004 он находился в Избербашском дошкольном детдоме, куда был переведен с Буйнакского роддома (дом малютки). В 2004 был переведен в Каспийский детский дом, где учился до 2014 года. После выпуска с Каспийского детского дома, где проживал по различным адресам своих знакомых, иногда снимал жилье. С 2014 года он неоднократно обращался в администрацию с заявлением об обеспечении его жильем. В связи с тем, что с 2014 года ему так и не было предоставлено жилье, он в мае 2022 года обратился в Администрацию ГО «<адрес>» и уведомлением от <дата> ему сообщили, что из числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, он стоит на учете под . <дата> он обратился в Администрацию ГО «<адрес>» с заявлением об ущемлении его прав. Уведомлением от <дата> ему сообщили, что с учетом даты поставки на учет, он значился под и он получит жилье по мере доведения денежных средств из Республиканского бюджета Республики Дагестан, согласно утвержденному списку очередников детей-сирот состоящих на учете. В связи с чем, просит суд обязать Администрацию ГО «<адрес>» во внеочередном порядкеобеспечить его путем предоставления пригодного для постоянного проживания, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, не обмеренное правами третьих лиц и не находящееся под арестом по договору найма специализированное жилое помещение с учетом установленных норм в специализированном жилищном фонде.

Решением Каспийского городского суда Республики Дагестан от <дата> постановлено:

«Исковые требования Бейбулатова Т. Ю. к Администрации городского округа «<адрес>» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа «<адрес>» предоставить во внеочередном порядке Бейбулатову Т. Ю., <дата> года рождения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся под арестом по договору социального найма, специализированное жилое помещение с учетом установленных норм в специализированном жилищном фонде».

В апелляционной жалобе представитель ответчика – Администрации ГО «<адрес>» по доверенности Айдиев М.М. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что решение суда противоречит нормам жилищного законодательства, согласно которому жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Вопрос проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении судом не исследовался. Также указывают, что предоставление Бейбулатову Т.Ю. жилого помещения во внеочередном порядке нарушает права и законные интересы других детей – сирот, состоящих в очереди.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились истец Бейбулатов Т.Ю. и его представитель по доверенности М. М.Н., представитель ответчика Администрации ГО «<адрес>» не явился.

Исходя из представленных в дело сведений, с учетом положений ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), ст.ст. 113,117 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), судебная коллегия находит извещение неявившихся в судебное заседание лиц надлежащим, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Выслушав объяснения истца Бейбулатова Т.Ю., и его представителя - адвоката М. М.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что постановлением Администрации ГО «<адрес>» от <дата> Бейбулатов Т.Ю. принят на учет в список детей – сирот, оставшихся без попечения родителей. В этом списке по состоянию на <дата> он состоит под . Кроме того, там дополнительно указано, что его обеспечат жильем согласно утвержденному списку очередников детей –сирот, состоящих на учете, нуждающихся в жилье по мере поступления денежных средств из Республиканского бюджета Республики Дагестан.

Жилого помещения, закрепленного или находящегося в собственности, Бейбулатов Т.Ю. не имеет, доказательств обратного в материалах дела не содержится и сторонами суду не представлено.

Однако до настоящего времени администрацией <адрес> жилое помещение для проживания Бейбулатова Т.Ю. не предоставлено по причине недостаточности выделяемых субвенций из бюджета Республики Дагестан на эти цели. Министерство финансов Республики Дагестан не выделило в достаточном размере субвенции администрации <адрес> для финансирования расходов по приобретению или строительства жилья для передачи их сиротам.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от <дата> № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от <дата> N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем, по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.

Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ.

К их числу относятся, в частности, дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При изложенных обстоятельствах с учетом приведенных положений закона, обстоятельств дела, суд правильно удовлетворил исковые требования.

Довод жалобы о том, что действующее законодательство о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и жилищное законодательство не предусматривает обязанность по внеочередному предоставлению Бейбулатову Т.Ю. как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения из специализированного жилищного фонда, не является основанием к изменению решения суда, поскольку истец подлежит обеспечению жилым помещением с момента возникновения у него такого права.

При этом, действующим правопорядком не предусмотрен внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями данной категорий лиц, поскольку в соответствии с приведенными положениями законодательства, указанным лицам жилые помещения предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования и прохождения военной службы по призыву. Предоставление жилого помещения истцу не может каким-либо образом нарушить права других лиц, поскольку обязанность по обеспечению его жилым помещением возникла в силу закона, не может быть отложена на неопределенный срок и не ставится в зависимость от какой-либо очереди.

Предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.

При изложенных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>

33-7319/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Бейбулатов Тимур Юрьевич
Ответчики
Администрация ГО г.Каспийск
Другие
Сагидов Арсен Сергеевич
Отдел учета и распределения жилья Администрации ГО г. Каспийск
Маммацаев Маммацай Нурисламович
Айдиев Магомед Магомедтагирович
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
04.09.2023Передача дела судье
04.10.2023Судебное заседание
30.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.12.2023Передано в экспедицию
04.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее