РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28декабря 2017 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Танганова Б.И., при секретаре Иванове Д.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Муйского района Республики Бурятия к Правительству Республики Бурятия об обязании организовать мероприятия по приведению скотомогильника в соответствие с ветеринарно-санитарным законодательством,
установил:
Прокурор Муйского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском, согласно которому просит обязать Правительство Республики Бурятияв срок до ДД.ММ.ГГГГ привести скотомогильник, расположенныйпо ... соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469 Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ(далее -Правила), а именно организовать мероприятия по выполнению следующих работ: с внутренней стороны забора по всему периметру выкопать траншею глубиной 0,8-1.4м. и шириной не менее 1,5м. с устройством вала из вынутого грунта и моста, через траншею перекинуть мост, установить крышку обеспечивающую плотное закрытие отверстия скотомогильника, над ямой на высоте 2,5м. построить навес длиной 6м., шириной 3м., рядом пристроить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов, территорию оградить глухим забором высотой 2 м., оснастить въездные ворота замком, организовать строительство биотермической ямы.В обоснование требований прокурор указал, что при проверке выявлен действующий на территории Муйского района РБ скотомогильник, которыйпередан в государственную собственность Республики Бурятия в лице Бурятской республиканской станции по борьбе с болезнями животных. Эксплуатация скотомогильников осуществляется с нарушением Ветеринарно-санитарных Правил, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека, и, соответственно чрезвычайных ситуаций. Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, в силу ст.42 Конституции РФ.
В судебном заседании старший помощник прокурорапо доверенности Юрьева М.Н. доводы и требованияизложенные в исковом заявлении поддержала.Суду пояснила, что выявленный скотомогильник фактически является бесхозяйным, его эксплуатация осуществляется с нарушением Ветеринарно-санитарных правил.Несоответствие указанного скотомогильника требованиям ветеринарно-санитарных норм и правил может повлечь загрязнение почв, подземных поверхностных вод, привести к массовому заражению животных и распространению инфекционных заболеваний среди населения. Правительством Республики Бурятия не принято мер по организации мероприятий направленных на предупреждение и ликвидацию болезней животных, защите населения от болезней.
Представитель Правительства Республики Бурятия по доверенности Ганькина Н.В. с исковыми требованиями не согласилась по доводам изложенным в письменном отзыве, суда пояснила, что поскольку скотомогильник является бесхозяйным, то возложение обязанностей на Правительство РБ возможно лишь после его передачи от муниципального образования и принятия в установленном порядке субъектом РФ, т.е. Правительством Республики Бурятия. Таким образом, иск заявлен к ненадлежащему ответчику. В данном случае обязанность по устранению нарушений ветеринарно-санитарного законодательства должна быть возложена на муниципальное образование. Также полагала, что данные требования не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель Управления ветеринарии РБ Якимова А.А., суду пояснила, что иск заявлен необоснованно, с доводами представителя Правительства РБ согласились. Просила требования прокурора оставить без удовлетворения.
Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия по доверенности Баженова Н.В. в судебном заседании полагала, что исковые требования подлежат удовлетворению. Суду пояснила, что по запросу суда повторно составлен акт обследования скотомогильника на территории Муйского района РБ, выявленные в ДД.ММ.ГГГГ недостатки и нарушения ветеринарно-санитарных норм и правил до настоящего времени не устранены. При этом,непринятие мер по устранению выявленных нарушений в области ветеринарно-санитарного законодательства может привести к распространению инфекционных, эпидемических заболеваний.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что на территории Муйского района Республики Бурятия по ... имеетсяскотомогильник.
Фактическое наличие скотомогильника сторонами по делу не оспаривается. Учитывая, что в материалах дела отсутствуют документы о ликвидации и закрытии скотомогильника, суд приходит к выводу, что он является действующим.
Из представленных в дело материалов следует, что во исполнение распоряжения ТУ Росимущества в РБ указанный скотомогильник передан в собственность Республики Бурятия в лице Бурятской республиканской станции по борьбе с болезнями животных, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен акт приема-передачи .... В муниципальной собственности скотомогильник не значится.
В ходе проведенной прокуратурой Муйского района РБ проверки установлено следующее: Скотомогильник находится на сухом возвышенном участке земли, его площадь составляет 20 кв.м., обнесен забором, который поврежден – выломаны доски, ворота отсутствуют, в центре имеются две ямы глубиной 5м. и шириной 7 м., стены ям бетонированы, крышки биотермических ям лежат рядом, с внутренней стороны забора отсутствует траншея, подъездной путь загорожен выросшими деревьями, ощущается трупный запах, рядом с крышками люков лежат скелеты собак с остатками шкур. В нарушение пункта5.3 Ветеринарно-санитарных Правил сбора утилизации и уничтожения биологических отходов площадь скотомогильника составляет 20 кв.м., вместо 600 кв.м.. На территории скотомогильника отсутствует траншея с земляным валом, отсутствует навес над ямой и помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов, территория скотомогильника не огорожена глухим деревянным забором, ворота и крышки ям скотомогильника не запираются на замок(п.п.5.6, 5.8, 6.2 Правил); глубина ям составляет 5м., вместо 10м.(п.5.7 Правил), подъездной путь загорожен кустарниками и деревьями(нарушение п.5.10 Правил), трупы собак не помещены в ямы (п.1.2 Правил).
Выявленные в ходе проверки нарушения Ветеринарно-санитарных Правил подтверждаются представленными в дело Актом по результатам проверки исполнения федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ составленным страшим помощником прокурора Мйского района РБ совестно со специалистом Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия, а также актом обследования скотомогильника от ДД.ММ.ГГГГ составленным по запросу суда, фототаблицами.
Факты нарушения требований ветеринарно-санитарного законодательства лицами участвующими в деле не оспариваются.
Таким образом, оценив представленные суду доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что несоответствие скотомогильникаветеринарно – санитарным правилам имеет место на территории Муйского района РБ.
В соответствии со статьей 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «ц» пункта 2 статьи 26.11 данного Федерального закона для осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 данного Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии со ст. ст. 1, 2 Закона РФ от 14.05.1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства. Ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Согласно ст. 8 Закона Республики Бурятия от 26.03.2005 N 1054-III "Об обеспечении эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в Республике Бурятия" к полномочиям Правительства Республики Бурятия в сфере обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Республики Бурятия относятся участие в обеспечении эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Республики Бурятия; принятие в государственную собственность Республики Бурятия поставленных на учет в установленном федеральным законодательством порядке бесхозяйных скотомогильников (биотермических ям).
Ветеринарно – санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов утверждены 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469 Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ (далее Правила) определяют требования к размещению, эксплуатации скотомогильников.
Как указано в п. 6.10 Правил ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Вместе с тем, как установлено ранее указанный скотомогильник является бесхозяйным, на балансе местной администрации не значатся.
Судом установлено, что вышеперечисленные нарушения до настоящего времени не устранены и неприятие мер может привести к распространению инфекционных, эпидемических заболеваний.
Довод представителя ответчика о том, что содержание скотомогильников, не являющихся государственной собственностью, повлечет нецелевое расходование бюджетных средств, суд находит несостоятельными. Из указанных выше норм и обстоятельств дела следует, что организация мер по устройству и содержанию скотомогильников, в том числе определение лиц, в ведении которых должны находиться скотомогильники, является обязанностью субъекта РФ.К полномочиям Правительства РБ отнесено обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Республики Бурятия. Расходные обязательства субъекта возникают по основаниям, предусмотренным ст. 85 Бюджетного кодекса РФ. Учитывая, что в ведении муниципального образования скотомогильник не находится, принимая во внимание указанные выше нормы права, суд приходит к вводу, что организация мероприятий, связанных с устройством и содержанием названного скотомогильника является обязанностью субъекта Республики Бурятия в лице Правительства Республики Бурятия.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, на основании вышеприведенных норм права, суд находит требования прокурора заявленными обоснованно и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с требованиями ст.206 ГПК РФ суд считает необходимым установить ответчику срок исполнения возлагаемой обязанности до 01 января 2019 года. Указанный срок, по мнению суда, с учетом обстоятельств дела является достаточным и разумным для организации мероприятий по устранению выявленных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Муйского района Республики Бурятия удовлетворить.
Обязать Правительство Республики Бурятия в срок до 01 января 2019 года привести в соответствие с Ветеринарно – санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469 Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ скотомогильник, расположенныйв 2,5 км. от ... – организовать мероприятия по выполнению следующих работ: с внутренней стороны забора по всему периметру выкопать траншею глубиной 0,8-1.4м. и шириной не менее 1,5м. с устройством вала из вынутого грунта и моста, через траншею перекинуть мост, установить крышку обеспечивающую плотное закрытие отверстия скотомогильника, над ямой на высоте 2,5м. построить навес длиной 6м., шириной 3м., рядом пристроить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов, территорию оградить глухим забором высотой 2 м., оснастить въездные ворота замком, организовать строительство биотермической ямы в соответствии с п.5.7 Ветеринарно – санитарныхПравил.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд гор.Улан-Удэ.
Судья Б.И. Танганов