Решение по делу № 2а-617/2020 от 12.05.2020

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 июня 2020 года                          г. Тында

Тындинский районный суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Кувшинова Г.В.,

при секретаре судебного заседания Мальцевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению администрации города Тынды к Отделу судебных приставов по Тындинскому району УФССП по Амурской области, судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Тындинскому району УФССП по Амурской области ФИО4, УФССП по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

Администрация г.Тынды обратилась в суд с административным исковым заявлением к ОСП по Тындинскому району УФССП по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей по исполнительному производству -ИП.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Тындинский районный суд вынес решение о возложении обязанности на Администрацию города Тынды предоставить ФИО5 по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Тындинскому району было возбуждено исполнительное производство -ИП. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию города Тынды поступило постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей в связи неисполнением администрацией города Тынды решения Тындинского районного суда о предоставлении жилого помещения. Исполнительский сбор относится к мерам принуждения, является по отношению к должнику санкцией штрафного характера и может применяться при наличии виновного противоправно бездействия со стороны должника в неисполнении решений суда. Между тем, в действиях администрации города Тынды отсутствует виновное противоправное бездействие в неисполнении решений суда в связи со следующим. В силу положений ст. 5 и 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии сиротам на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. На сегодняшний день из-за недостаточного финансирования администрация города Тынды, по независящим от неё обстоятельствам, не имеет реальной возможности исполнить все решения, вынесенные Тындинским районным судом в период 2016-2019 г. о предоставлении жилых помещений детям указанной категории. Так, в 2019 году приобретено 16 квартир на сумму <данные изъяты> млн. руб., в 2020 году приобретено 11 квартир на сумму <данные изъяты> млн. руб., также администрацией г.Тынды в 2019 году за счет средств местного бюджета выделено 3 квартиры, в 2020 году за счет средств местного бюджета выделена 1 квартира.

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством социальной защиты населения и администрацией города Тынды заключено соглашение о предоставлении субвенций из областного бюджета бюджету города Тынды на финансовое обеспечение государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которому Администрации города Тынды выделены субвенции на приобретение не менее 10 квартир.

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством социальной защиты населения и администрацией города Тынды заключено дополнительное соглашение, согласно которому администрации города Тынды выделены субвенции на приобретение не менее 19 квартир.

В настоящее время администрацией города Тынды проводятся конкурсные мероприятия по приобретению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, которые дальнейшем будут предоставлены по списку в порядке вынесенных Тындинским районным судом решений.

Полагает, что в действиях администрации города Тынды отсутствует вина в неисполнении судебного акта в установленный судебным приставом-исполнителем срок, поскольку отсутствует финансирование переданных государственных полномочий Амурской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в требуемом объеме.

Определением Тындинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены УФССП по Амурской области, судебный пристав-исполнитель ОСП по Тындинскому району УФССП по Амурской области ФИО4, в качестве заинтересованных лиц Тындинский городской прокурор, ФИО5

Представители административного истца, административных ответчиков, заинтересованные лица Тындинский городской прокурор, ФИО5 в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены о дате слушания дела, представитель административного истца, административного ответчика ОСП по Тындинскому району, а также помощник Тындинского городского прокурора просили рассмотреть дело без их участия, остальные участники доказательств уважительности причин неявки суду не представили.

В соответствии с ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Принимая во внимание, что стороны извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, явка сторон не является обязательной и не признана судом обязательной, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии со ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что решением Тындинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен иск Тындинского городского прокурора, действующего в интересах ФИО5 к администрации г.Тынды о возложении обязанности предоставить по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение. Данное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию г.Тынды поступило постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Тындинскому району о возбуждении исполнительного производства от 22.04.2020г. в отношении должника администрации г.Тынды, предмет исполнения: предоставление ФИО5 благоустроенного жилого помещения, установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

В связи с неисполнением указанного постановления судебным приставом-исполнителем ОСП по Тындинскому району ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании с должника администрации города Тынды исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Указанное постановление получено администрацией г.Тынды ДД.ММ.ГГГГ.В соответствии со статьей 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 N 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно части 6 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 Гражданского кодекса РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Следовательно, в силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Суд полагает, что в данном случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует.

Как следует из материалов дела, в действиях административного истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Федерального закона "Об исполнительном производстве", являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.

Принимая во внимание, что финансирование переданных администрации города Тынды государственных полномочий в виде обеспечения дополнительных гарантий детям-сиротам на жилое помещение осуществляется за счет средств бюджета Амурской области, исполнение решения Тындинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ возможно на основании заключенных государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, и административным истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа, суд приходит к выводу о том, что неисполнение судебного решения вызвано объективными причинами в отсутствии вины должника.

Учитывая изложенное, суд считает возможным удовлетворить административные исковые требования и освободить администрацию города Тынды от взыскания исполнительского сбора.

Руководствуясь ст.ст.175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования администрации города Тынды к Отделу судебных приставов по Тындинскому району УФССП по Амурской области, судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Тындинскому району УФССП по Амурской области ФИО4, УФССП по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить администрацию города Тынды от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по Тындинскому району УФССП по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                              Г.В.Кувшинов

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

2а-617/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Тындинский городской прокурор
Администрация города Тынды
Ответчики
Отдел судебных приставов по Тындинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области
Управление Федеральной службы судебных приставов по Амурской области
Судебный пристав-исполнитель Лютикова Алена Владимировна
Другие
Шапошников Сергей Андреевич
Суд
Тындинский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
tindinskiy.amr.sudrf.ru
12.05.2020Регистрация административного искового заявления
14.05.2020Передача материалов судье
25.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
25.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2020Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее