Решение по делу № 33-900/2024 от 29.02.2024

Судья Бельдинова О.П.                                                           № 33-900/2024

(№ дела в суде первой инстанции 2-1327/2023)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

05 апреля 2024 года                                                г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Тачахова Р.З.,

судей Козырь Е.Н. и Аутлева Ш.В.,

при секретаре судебного заседания Гаджиевой А.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации МО «<адрес>» и Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея о заключении соглашения о выкупе жилья, признанного аварийным и подлежащим сносу, отказать.

Заслушав доклад судьи Аутлева Ш.В., пояснения истца ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика АМО «<адрес>» - ФИО5, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

ФИО6 обратился в суд с иском, в котором просил обязать администрацию МО «<адрес>» предоставить для заключения соглашение о возмещении за изымаемое жилое помещение и земельный участок для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу.

В обоснование иска истец ФИО6 указал, что он является собственником жилого помещения - <адрес> по адресу: <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН сделана запись о регистрации права собственности.

ДД.ММ.ГГГГ истцу направлено требование ответчика , в котором указано, что в соответствии с заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в течение дух лет с момента получения данного требования, совместно с другими собственниками, многоквартирного дома.

В адрес истца поступило письмо от администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ , в котором указано что дом, в котором истец имеет квартиру, не входит в региональную программу переселения, а значит действия администрации МО                                 «<адрес>» подпадают под условия пункта 6 статьи 32 ЖК РФ, где сказано, что возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Ответчиком в адрес истца до настоящего времени не направлено предложение о заключении соглашения об изъятии жилого помещения и земельного участка для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу.

Просил обязать администрацию МО «<адрес>» предоставить для заключения соглашение о возмещении за изымаемое жилое помещение и земельный участок для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу-<адрес> кадастровым (условным) номером 01:04: 4300011:50 общей площадью 59.6 кв.м., и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 01: 04:4300011:27, расположенных по адресу: <адрес>.

Решением Майкопского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе истец просит отменить указанное решение и вынести по делу новое решение об удовлетворении требований истца. Доводы жалобы мотивированы тем, что Адресная программа переселения, утвержденная Постановлением Кабинета Министров РА от ДД.ММ.ГГГГ, действует с 2025 года. Вместе с тем, дом подлежит сносу в течение двух лет по требованию администрации от ДД.ММ.ГГГГ. Апеллянт полагает, что удовлетворение его требований о понуждении администрации заключения соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение являлось бы гарантией невозможности дальнейшего нарушения его прав.

В письменных возражениях на доводы апелляционной жалобы представитель администрации МО «<адрес>» ФИО5 просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу истца – без удовлетворения.

Информация о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы ответчика заблаговременно размещена на официальном сайте Верховного суда Республики Адыгея http://vs.adg.sudrf.ru.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО6 является собственником жилого помещения по адресу: Республики Адыгея, <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН сделана запись о регистрации права собственности (л.д. 9).

Постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 113-114).

В связи с тем, что аварийный дом по вышеуказанному адресу признан аварийным, в адрес истца администрацией МО «<адрес>» направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости в течении двух лет со дня получения требования произвести совместно с другими собственниками снос многоквартирного дома (л.д. 115).

В соответствии с письмом администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ дом, в котором истец имеет квартиру, не входит в региональную программу переселения, а значит действия администрации МО «<адрес>» подпадают под условия пункта 6 статьи 32 ЖК РФ, где сказано, что возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.

Однако ответчиком в адрес истца до настоящего времени не направлено предложение о заключении соглашения об изъятии жилого помещения и земельного участка для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем ФИО6 обратился в суд.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 15, 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27.12.2019 №473-ФЗ «О внесении изменений в жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда», пришел к выводу, что многоквартирный дом включен в республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда", истец ФИО6, как собственник квартиры вправе претендовать после реализации данной программы, на предоставление ему в счет компенсации за жилое помещение либо денежной суммы, либо равнозначного жилого помещения в собственность, признав требования ФИО1 об обязании органа местного самоуправления заключить с ним соглашение о выкупе жилья, признанного аварийным до реализации Республиканской адресной программы до 2027 года, преждевременными.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда по следующим основаниям.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд урегулировано статьей 32 Жилищного кодекса РФ.

Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункта 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Обзорах законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года и за третий квартал 2012 года, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Из указанных правовых норм и изложенных разъяснений, следует, что при изъятии у собственника путем выкупа жилого помещения, находящегося в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, либо при предоставлении такому собственнику другого жилого помещения на основании соглашения с ним соблюдение предварительной процедуры, установленной частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, является обязательным.

Ликвидация аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «<адрес>» осуществляется в рамках Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2023-2027», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Республиканская адресная программа).

Республиканская адресная программа утверждена в соответствии с Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального и дорожного хозяйства», от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда».

Муниципальное образование «<адрес>» является участником Республиканской адресной программы.

В соответствии с пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирных домов, расположенных на территории МО «<адрес>» аварийными и подлежащими сносу» признан аварийным и подлежащим сносу многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно действующей редакции Республиканской адресной программы планируемая дата окончания переселения граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «<адрес>» определена ДД.ММ.ГГГГ.

При наступлении срока переселения (2027 год) решение об изъятии земельного участка под домом и жилых помещений у собственников в этом доме принимается администрацией муниципального образования «<адрес>» в форме постановления с государственной регистрацией в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

После принятия такого решения администрацией муниципального образования «<адрес>» проводится подготовка соглашения об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд и направляется проект соглашения об изъятии недвижимости собственникам такого недвижимого имущества для подписания.

Соглашением о переходе права собственности и выплате возмещения за жилое помещение, подлежащее изъятию в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд (в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу) определяется размер возмещения собственнику.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество.

Вместе с тем, каких-либо доказательств, свидетельствующих о проведении мероприятий в соответствии с Республиканской адресной программой ранее, чем в 2025-2027 годы, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах, оценка аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> не проводилась.

Следовательно, вывод суда о преждевременности заявленных ФИО1 требований б обязании администрации МО «<адрес>» заключить с ним соглашение о выкупе, является правовым и обоснованным.

Учитывая вышеприведенные нормы прав и установленные судом обстоятельства, судебной коллегией отклоняется как несостоятельный довод апелляционной жалобы истца о необходимости заключения с ним соглашения о выкупе жилья, признанного аварийным и подлежащим сносу, до реализации в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ Республиканской адресной программы до 2027 года, где определен список домов, признанных аварийными с графиками их расселения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 199, 328-330Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от                      22 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09 апреля 2024 года.

Председательствующий                         Р.З. Тачахов

Судьи                                     Е.Н. Козырь

Ш.В. Аутлев

33-900/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Асотов Валерий владимирович
Ответчики
АМО "Майкопский район"
Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства РА
Другие
ГК "Фонд содействия реформированию ЖКХ"
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Судья
Аутлев Шумаф Вячеславович
Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
01.03.2024Передача дела судье
05.04.2024Судебное заседание
18.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2024Передано в экспедицию
05.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее