Дело № 2а-1702/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 августа 2018 года г. Сарапул
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Голубева В.Ю.,
при секретаре Кузнецовой Н.В.,
с участием прокурора Ожгихина А. К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Сарапульского района в интересах неопределенного круга лиц к Пименову <данные изъяты> о понуждении к прохождению медосмотра,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сарапульского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Пименову С.А. о понуждении к прохождению медосмотра. Заявленные требования прокурор обосновывает тем, что прокуратурой Сарапульского района проведена проверка исполнения требований законодательства об охране здоровья, в ходе которой выявлены нарушения со стороны лиц, освобожденных из следственных изоляторов и исправительных учреждений, в части прохождения ими профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза. Пименов С.А., освободившись 21.12.2017 года из мест лишения свободы, от прохождения профилактических медицинских осмотров 2 раза в год в целях выявления туберкулеза уклоняется, чем создает угрозу не только своему здоровью, но и здоровью окружающих его лиц, круг которых установить невозможно. Просит обязать Пименова С.А. пройти профилактический медицинский осмотр на предмет наличия туберкулеза.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.
Ответчик Пименов С.А., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Выслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Согласно п.8 ст.4 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья является приоритет профилактики в сфере охраны здоровья
Согласно п.2 ст.5 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств
В соответствии с п.2 ст.8 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником туберкулеза, а также лица с подозрением на туберкулез по назначению врача проходят медицинское обследование в целях выявления туберкулеза.
В соответствии с п.4 ст.8 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» В целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с приложением к порядку и срокам проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2017 г. N 124н, лица, освобожденные из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей, - в течение первых 2 лет после освобождения подлежат профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза 2 раза в год.
Согласно п.4.12 СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.10.2013 года № 60 по эпидемиологическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) профилактические медицинские осмотры проходят 2 раза в год лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений, в течение первых 2 лет после освобождения.
Часть 9 ст. 20 ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» содержит исключение, при котором медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
Согласно ст. 46 указанного Закона, медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными.
Судом установлено, что ответчик Пименов С.А. в 2017 году освободился из мест лишения свободы, что подтверждается информацией ФКУ ИК-8 УФСИН России по УР, содержащейся в письме от 24.05.2018 года № 19/ТО/58-3930ос.
Из сообщений БУЗ УР «Сарапульская РБ МЗ УР» от 11.07.2018 года № 01-18/602, БУЗ УР «Сарапульская ГБ МЗ УР» от 19.07.2018 года № 01-19/1064, ООО ЛДЦ «Камский доктор» от 06.07.2018 года № 070601 усматривается, что ответчик медицинский осмотр (флюорографию) после освобождения из мест лишения свободы не проходил.
Таким образом, судом установлено, что ответчик, освободившийся из мест лишения свободы в 2017 году, с указанного времени профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза не проходил, то есть ответчик уклоняется от прохождения профилактического медицинского осмотра два раза в год в целях выявления туберкулеза.
Каких-либо доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Суд находит, что уклонение ответчика от прохождения профилактических медицинских осмотров в целях предупреждения распространения туберкулеза создаёт угрозу не только своему здоровью, но и подвергает опасности жизнь и здоровье других граждан, круг которых определить не представляется возможным, то есть застрагивает их права, свободы и законные интересы.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Сарапульского района в интересах неопределенного круга лиц о понуждении ответчика пройти профилактический медицинский осмотр на предмет наличия туберкулеза, подлежат удовлетворению
Далее, в силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В силу пп.3 п.1 ст. 333.19 НК РФ, государственная пошлина подлежит уплате в размере 300 руб.
Настоящее исковое заявление подано прокурором Сарапульского района УР в порядке ч. 1 ст. 39 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, следовательно, прокурор освобождён в силу закона от уплаты государственной пошлины при обращении с настоящим иском.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, с ответчика в бюджет МО «Город Сарапул» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Сарапульского района в интересах неопределенного круга лиц к Пименову <данные изъяты> о понуждении к прохождению медосмотра удовлетворить.
Обязать Пименова <данные изъяты>, <данные изъяты> года рождения, пройти профилактический медицинский осмотр на предмет наличия туберкулеза.
Взыскать с Пименова <данные изъяты> в доход Муниципального образования «Город Сарапул» государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Сарапульский городской суд УР.
Решение в окончательной форме принято судом 29 августа 2018 года.
Судья Голубев В.Ю.