Решение по делу № 8Г-10464/2021 [88-11311/2021] от 18.06.2021

            Дело № 88 –11311/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск                                                            13 июля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Давыдовой Т.И.,

судей Карповой О.Н., Руновой Т.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-693/2021 по иску Губиной Анастасии Сергеевны к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 26 о признании решения незаконным,

по кассационной жалобе Губиной Анастасии Сергеевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 апреля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Губина А.С. обратилась с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области-Управление социальной политики Министерства социальной политики № 26 (далее по тексту также - Управление социальной политики) о признании незаконным решения от 01 октября 2020 года № 114, возложении на ответчика обязанности представить её к награждению знаком отличия Свердловской области «Материнская доблесть».

В обоснование своих требований указала, что в 2020 году обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги – представление к награждению знаком отличия Свердловской области «Материнская доблесть». Решением ответчика от 01 октября 2020 года в предоставлении данной услуги отказано на основании заключения Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Верх-Исетского района г. Екатеринбурга от 24 сентября 2020 года, которым установлено несоблюдение ею предусмотренных федеральным законом прав и законных интересов несовершеннолетнего Губина Д.А. Полагает указанное решение незаконным, поскольку она надлежащим образом соблюдает права детей.

Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 11 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 апреля 2021 года, в удовлетворении исковых требований Губиной А.С. отказано.

В кассационной жалобе Губина А.С. ставит вопрос об отмене апелляционного определения Свердловского областного суда от 27 апреля 2021 года, ссылаясь на его незаконность.

От Министерства социальной политики Свердловской области поступили возражения на кассационную жалобу истца, в которой указанное лицо просит жалобу оставить без удовлетворения.

Поскольку апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 апреля 2021 года оставлено без изменения решение Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 11 февраля 2021 года, то по доводам кассационной жалобы подлежат проверке оба судебных акта

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, о причинах неявки судебную коллегию не известили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.

Как установлено судом первой инстанции, Губина А.С., являясь матерью пятерых детей: <данные изъяты>, обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги - представление к награждению знаком отличия Свердловской области «Материнская доблесть».

Согласно решению Управления социальной политики от 01 октября 2020 года № 114 Губиной А.С. отказано в представлении к награждению знаком отличия Свердловской области «Материнская доблесть» в соответствии с Законом Свердловской области от 30 июня 2006 года № 38-ОЗ «О знаке отличия Свердловской области «Материнская доблесть».

В обоснование принятого решения положено заключение Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Верх-Исетского района г. Екатеринбурга от 24 сентября 2020 года, которым установлено несоблюдение Губиной А.С. предусмотренных федеральным законом прав и законных интересов <данные изъяты>, выразившееся в привлечении несовершеннолетнего 10 июля 2019 года к административной ответственности по статье 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Принимая решение и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого решения в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных пунктом 3 статьи 4 Закона Свердловской области от 30 июня 2006 года №38-ОЗ «О знаке отличия Свердловской области «Материнская доблесть», исключающих возможность награждения знаком отличия Свердловской области «Материнская доблесть».

Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда, дополнительно указав, что по смыслу Положения о порядке рассмотрения ходатайств о награждении знаком отличия Свердловской области "Материнская доблесть», утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 14 сентября 2009 года N 1062-П, Административного регламента по предоставлению территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области - управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области и Министерством социальной политики Свердловской области государственной услуги "Подготовка ходатайства о награждении знаком отличия Свердловской области "Материнская доблесть" и направление его в Правительство Свердловской области", утверждённого приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 07 июля 2016 года N 386, ответчику не предоставлено самостоятельного права давать оценку соблюдения матерью ребенка его прав и охраняемых законом интересов, им формируется соответствующее ходатайство на основе представляемых документов. Заключение Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Верх-Исетского района г. Екатеринбурга от 24 сентября 2020 года, которым сделан вывод о несоблюдении истцом установленных федеральным законодательством прав и охраняемых законом интересов ребенка, стороной истца не оспорено.

В соответствии с частью 1 пункта 1 статьи 4 Закона Свердловской области от 30 июня 2006 года N 38-ОЗ "О знаке отличия Свердловской области "Материнская доблесть" (далее также Закон Свердловской области от 30 июня 2006 года N 38-ОЗ), знак отличия Свердловской области "Материнская доблесть" III степени является формой поощрения за следующие заслуги и достижения - рождение и (или) усыновление и воспитание пяти, шести или семи детей, из которых пятый по старшинству ребенок, считая от старшего к младшему, достиг возраста не менее одного года и при этом ему на 1 января 2007 года не исполнилось семнадцати лет, при наличии в живых остальных детей, за исключением случая, указанного в части четвертой настоящего пункта.

Согласно пункту 3 указанной статьи Закона Свердловской области от 30 июня 2006 года N 38-ОЗ, заслуги и достижения, указанные в частях первой - третьей пункта 1 настоящей статьи, не являются основанием для награждения знаком отличия Свердловской области "Материнская доблесть" I, II, III степени матерей, нарушающих или ранее нарушавших установленные федеральным законодательством права и законные интересы ребенка, а также матерей, имеющих детей с неснятой или непогашенной судимостью.

Постановлением Правительства Свердловской области от 14 сентября 2009 года N 1062-ПП утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о награждении знаком отличия Свердловской области "Материнская доблесть" (действующее на момент возникновения спорных правоотношений), в пункте 2 которого было установлено, что ходатайства о награждении знаком отличия Свердловской области "Материнская доблесть" (далее - ходатайства) возбуждаются территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области - управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области (далее - управления социальной политики), в том числе по представлению органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области (далее - органы местного самоуправления) и общественных организаций.

В соответствии с пунктом 3 указанного Положения о порядке рассмотрения ходатайств о награждении знаком отличия Свердловской области "Материнская доблесть" (далее также - Положение), ходатайства оформляются в виде анкеты на многодетную мать, представляемую к награждению знаком отличия Свердловской области "Материнская доблесть" (далее - анкета).

Пунктом 4 Положения предусмотрено, что анкета оформляется управлением социальной политики на основании следующих документов: заявление (заполняется многодетной матерью); паспорт (иной документ, удостоверяющий личность); свидетельства о рождении детей; информация о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, выдаваемая в соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"; свидетельство(а) о заключении (расторжении) брака многодетной матери в случае, если ее фамилия по паспорту (иному документу, удостоверяющему личность) не соответствует фамилии(ям), указанной(ым) в свидетельстве(ах) о рождении детей; свидетельства о заключении (расторжении) брака детей многодетной матери в случае, если фамилия детей по паспорту (иному документу, удостоверяющему личность) не соответствует фамилии, указанной в свидетельстве о рождении; заверенная копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (для совершеннолетних детей, проживающих отдельно от многодетной матери); справка (сведения) о наличии (отсутствии) неснятых или непогашенных судимостей у детей многодетной матери, выдаваемая (выдаваемые) в соответствии с Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07 ноября 2011 года N 1121 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования"; справка о смерти, выданная органами записи актов гражданского состояния (форма N 33), подтверждающая факт гибели, смерти детей многодетной матери, претендующей на награждение знаком отличия Свердловской области "Материнская доблесть", при обстоятельствах, указанных в части 4 пункта 1 статьи 4 Закона Свердловской области от 3 июня 2006 года N 38-ОЗ "О знаке отличия Свердловской области "Материнская доблесть" с изменениями, внесенными Законом Свердловской области от 27 февраля 2007 года N 4-ОЗ.

В силу пункта 5 Положения, заключение о соблюдении многодетной матерью, претендующей на награждение знаком отличия Свердловской области "Материнская доблесть" установленных федеральным законодательством прав и законных интересов детей, готовится территориальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по утвержденной форме, по обращению управления социальной политики.

Согласно пунктам 6 и 8 Положения анкета и документы, указанные в пунктах 4 и 5 настоящего Положения, нумеруются, прошнуровываются и скрепляются подписью начальника управления социальной политики и печатью и направляются в Министерство социальной политики Свердловской области (далее - Министерство) с сопроводительным письмом.

В соответствии с пунктом 10 Положения на основании документов, представленных управлениями социальной политики, Министерство формирует ходатайства о награждении знаком отличия Свердловской области "Материнская доблесть" и направляет их для рассмотрения в Правительство Свердловской области.

Подпунктом 3 пункта 29 Административного регламента по предоставлению территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области - управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области и Министерством социальной политики Свердловской области государственной услуги "Подготовка ходатайства о награждении знаком отличия Свердловской области "Материнская доблесть" и направление его в Правительство Свердловской области" (далее по тексту – Административный регламент), утвержденным приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 07 июля 2016 года N 386, установлено, что в предоставлении государственной услуги отказывается в случае несоблюдение условий, предусмотренных Законом Свердловской области от 30 июня 2006 года N 38-ОЗ "О знаке отличия Свердловской области "Материнская доблесть".

В соответствии с пунктом 65 Административного регламента правом принятия решения о предоставлении государственной услуги либо решения об отказе в предоставлении государственной услуги наделен начальник Управления или уполномоченное им лицо.

В соответствии с пунктом 70 Административного регламента результатом административной процедуры является подготовка Управлением ходатайства о награждении заявителя знаком отличия Свердловской области "Материнская доблесть" и направление его в Министерство либо, в случае принятия решения об отказе, подготовка и направление (вручение) заявителю решения об отказе в предоставлении государственной услуги.

Из приведенных правовых положений следует, что законодательством установлены два основания, влекущие отказ в награждении знаком отличия Свердловской области "Материнская доблесть", это нарушение матерью установленных прав и интересов ребенка и наличие у ребенка (детей) неснятой или непогашенной судимости. В целях установления наличия или отсутствия данных оснований, на управление социальной политики возложена обязанность по запросу у территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав заключения о соблюдении многодетной матерью установленных федеральным законодательством прав и законных интересов детей и запросу в информационном центре Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области сведений о наличии (отсутствии) неснятых или непогашенных судимостей у её детей. После чего анкета на многодетную мать и представленные документы, в том числе заключение территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и сведения информационного центра Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области, направляются для принятия решения.

Изучение материалов дела показало, что выводы судов первой и апелляционной инстанции о том, что ответчику не предоставлено самостоятельного права давать оценку соблюдения матерью ребенка его прав и охраняемых законом интересов, основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и приведенном правовом регулировании спорных правоотношений и доводами кассационной жалобы не опровергаются.

Доводы кассационной жалобы о том, что заключение Территориальной комиссии Верх-Исетского района г. Екатеринбурга по правам несовершеннолетних и защите их прав по делам несовершеннолетних от 24 сентября 2020 года не порождает юридических последствий, носит справочный характер, противоречит указанному правовому регулированию.

Доводы жалобы истца о непривлечении судом к участию в деле в качестве соответчика Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Верх-Исетского района г.Екатеринбурга отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку основания, предусмотренные частью 3 статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для привлечения указанного лица в качестве соответчика у суда отсутствовали.

Доводы жалобы о том, что оспаривание заключение Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, принимавшей участие в настоящем деле в качестве третьего лица, не приведет к восстановлению прав истца, поскольку решением суда первой инстанции сделан вывод о нарушении истцом прав и законных интересов ребенка, имеющий преюдициальное значение, также не могут повлечь отмену оспариваемых судебных постановлений, поскольку в данном деле вопрос о незаконности заключения предметом рассмотрения не являлся. Истец не лишена права на обращение в суд с требованиями об оспаривании указанного заключения в установленном законом порядке.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 11 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Губиной Анастасии Сергеевны – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-10464/2021 [88-11311/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Губина Анастасия Сергеевна
Ответчики
Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 26
Другие
Губин А.Н.
Территориальная комиссия Верх-Исетского района г. Екатеринбурга по делам несовершеннолетних и защите их прав
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Правительство Свердловской области
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Рунова Татьяна Дмитриевна
Дело на странице суда
7kas.sudrf.ru
13.07.2021Судебное заседание
13.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее