ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, д. 51,
г. Улан-Удэ, 670000
тел/факс: 8 (3012) 21-44-62,
E-mail: vs.bur@sudrf.ru
Официальный сайт: http://vs.bur.sudrf.ru/
04RS0007-01-2021-005209-86
Судья Помишина Л.Н., № 5-1835/2021
Дело № 12-172 пост. 12.04.2022 г.
Р Е Ш Е Н И Е
7 июня 2022 года г. Улан-Удэ
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Назимова П.С., при секретаре Цыденжаповой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «Бурятнефтепродукт» на постановление судьи Советского районного суда г. Улан-Удэ от 19 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, в отношении АО «Бурятнефтепродукт»,
установил:
постановлением судьи Советского районного суда г. Улан-Удэ от 19 августа 2021 года АО «Бурятнефтепродукт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, представитель АО «Бурятнефтепродукт» Серебренников А.С. обратился в Верховный Суд Республики Бурятия с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, нарушение порядка привлечения общества к административной ответственности.
В судебном заседании представитель АО «Бурятнефтепродукт» Серебренников А.С. доводы жалобы и поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия Очертаров П.О. и должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Амбаева Ю.А. возражали против удовлетворения жалобы, полагали, что оснований для отмены или изменения судебного постановления не имеется.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, и принятия своевременных мер по их ликвидации (минимизации последствий) с 10 февраля 2020 года на территории Республики Бурятия на основании распоряжения Правительства Республики Бурятия от 7 февраля 2020 года № 72-р введен режим повышенной готовности.
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьей 11 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В силу пункта 1 статьи 29 Федерального закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно пункту 1.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции» настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее - Санитарные правила) устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.4 Санитарных правил мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, в том числе являются: - соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом; организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу.
Согласно пункту 2.8 Рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли «МР 3.1/2.3.5.0191-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.3.5. Предприятия торговли», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 1 июня 2020 года (далее – Методические рекомендации), в рамках профилактических мер по предотвращению заноса инфекции на предприятиях торговли, распределительных центрах рекомендуется применять в помещениях с постоянным нахождением работников устройства для обеззараживания воздуха.
В соответствии с пунктом 1 постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Бурятия от 11 апреля 2020 года № 4 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19» (далее – постановление № 4) руководителям организаций, учреждений и объектов независимо от организационно-правовой формы собственности предписано:
обеспечить при входе работников в организацию (предприятие), а также в местах общего пользования возможность обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей, или дезинфицирующими салфетками с установлением контроля за соблюдением этой гигиенической процедуры (пункт 1.1);
обеспечить персонал средствами защиты органов дыхания, по возможности антисептическими средствами для обработки рук и осуществлять контроль за их использованием (пункт 1.4);
проводить качественную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств, зарегистрированных в установленном порядке, уделив особое внимание дезинфекции дверных ручек, выключателей, поручней, столов, оборудования и других контактных поверхностей, мест общего пользования, с кратностью каждые 2 часа (пункт 1.6);
обеспечить использование рабочих растворов дезинфицирующих средств в соответствии с инструкцией по их применению, выбирая режимы, предусмотренные для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях (пункт 1.8).
Как следует из материалов дела, 30 июня 2021 года в период времени с 14 час 36 мин. по 15 час. 45 мин сотрудником Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия ФИО1 проведено санитарно-эпидемиологическое обследование автозаправочного комплекса № ..., расположенного по адресу: <...>, деятельность в котором осуществляет АО «Бурятнефтепродукт».
В ходе обследования установлено, что юридическим лицом допущены нарушения требований статей 11, 29 Федерального закона № 52-ФЗ и приведенных выше Санитарных правил, Методических рекомендаций и постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Бурятия.
Так, АО «Бурятнефтепродукт» при организации деятельности автозаправочного комплекса не в полной мере проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические мероприятия):
- в туалете для персонала и посетителей на момент обследования отсутствовал антисептик для обработки рук (нарушение пункта 4.4 Санитарных правил и пункта 1.1 постановления № 4);
- в качестве дезинфицирующего средства предприятием используется «Белизна» (производитель ООО «Ренессанс Косметик»), не зарегистрированное в установленном порядке в качестве средства вирулицидного действия (нарушение пункта 4.4 Санитарных правил и пункта 1.6 постановления № 4);
- во всех помещениях автозаправочного комплекса отсутствуют устройства по обеззараживанию воздуха, в том числе электрофильтры, аэрозоли дезинфицирующих средств (нарушение пункта 4.4 Санитарных правил и пункта 2.8 Методических рекомендаций);
- на входе в помещение и в торговом зале в качестве антисептика для обработки рук применяется жидкость, в отношении которой не представлены сведения идентификации (свидетельство о регистрации средства) (нарушение пункта 4.4 Санитарных правил, пункта 1.1 постановления № 4).
Фактические обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 5 июля 2021 года (л.д. 5, Том 1); протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений территорий и находящихся там вещей и документов от 30 июня 2021 года, фототаблицей к данному протоколу (л.д. 10, 15 Том 1); сведениями сайта «Реестры Роспотребнадзора» в отношении товара бытовой химии «Белизна» (л.д. 14); видеозаписью процедуры проведения обследования (л.д. 45, Том 1) и другими материалами.
Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к правильному выводу о наличии в действиях АО «Бурятнефтепродукт» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, и о доказанности его вины в совершении административного проступка. Сомнений в правомерности такого вывода не имеется.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае юридическое лицо не приняло все зависящие от него меры для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к организации торговли, предъявляемых в период распространения новой коронавирусной инфекции.
Вопреки доводам юридического лица протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований статьи 28.2 КоАП РФ, содержит необходимые сведения, которые должны быть отражены в данном процессуальном документе в силу части 2 указанной статьи, в том числе относительно обстоятельств административного правонарушения. Событие административного правонарушения описано в протоколе надлежащим образом с учетом диспозиции части 2 статьи 6.3 названного Кодекса и с указанием на все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении.
Доводы защитника АО «Бурятнефтепродукт» о том, что перед составлением протокола ему не были разъяснены процессуальные права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, подлежат отклонению.
Из материалов дела следует, что в письменном уведомлении юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении должностное лицо Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия Амбаева Ю.А. разъяснила процессуальные права лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении (положения части 1 статьи 25.1 КоАП РФ) (л.д. 8). Уведомление получено АО «Бурятнефтепродукт» заблаговременно - 1 июля 2021 года.
Представитель юридического лица присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении, им даны пояснения и замечания относительно вменяемых обществу нарушений и содержания текста протокола; представленные при составлении протокола документы приобщены к материалам дела.
Нарушений права на защиту юридического лица не допущено.
Доводы жалобы о переквалификации действий (бездействия) АО «Бурятнефтеродукт» с части 2 статьи 6.3 КоАП РФ на часть 1 статьи 20.6.1 названного Кодекса, подлежат отклонению.
Правовая квалификация вмененного обществу деяния (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения) по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ правомерна. Граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 названного Кодекса за нарушение Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417, за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Таких обстоятельств в рассматриваемом случае установлено не было, поскольку объективная сторона вмененного АО «Бурятнефтепродукт» административного правонарушения выразилась в несоблюдении требований действующих санитарных правил, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, что квалифицируется по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Вопреки утверждению заявителя мероприятие, по результатам которого выявлены нарушения в деятельности акционерного общества, не относится к проверкам, порядок проведения которых урегулирован Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Положения данного закона в рассматриваемом случае неприменимы.
Из материалов дела следует, что невыполнение требований санитарных правил обнаружено в ходе проведенного в порядке, предусмотренном статьей 27.8 КоАП РФ, осмотра помещений, территорий и документов общества.
Обнаружение должностным лицом в рамках этого мероприятия достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, в соответствии с требованиями части 1 статьи 28.1 названного кодекса являлось основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.
Нарушений, которые могли бы повлечь признание собранных по делу доказательств недопустимыми, не допущено. Доводы жалобы в этой части основаны на неверном толковании норм законодательства.
Довод жалобы о том, что санитарными правилами не предусмотрено оборудование туалетов антисептиками, подлежит отклонению, поскольку исходя из системного анализа пункта 4.4 Санитарных правил и пункта 1.1 постановления № 4, к мероприятиям, направленным на предотвращение распространения инфекции в числе прочих относятся обеспечение условий для обработки рук антисептиками в местах общего пользования, в том числе в туалетных комнатах.
Утверждение юридического лица о том, что используемое на автозаправочном комплексе средство «Белизна» обладает вирулицидным действием, во внимание не принимается.
В разделе VI Санитарных правил 3.1.3597-20 регламентированы требования по организации и проведению дезинфекции в целях профилактики COVID-19.
В пункте 6.1 Санитарных правил указано, что с целью профилактики и борьбы с COVID-19 проводят профилактическую и очаговую (текущую, заключительную) дезинфекцию. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях.
Приказом Росстандарта от 30 июня 2016 года № 748-р утвержден «ГОСТ Р 56994-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Дезинфектология и дезинфекционная деятельность. Термины и определения», согласно которому вирулицидное средство – это дезинфицирующее средство, обладающее вирулицидностью, то есть способностью дезинфицирующих средств умерщвлять вирусы.
Судом установлено, что на сайте «Реестры Роспотребнадзора» (реестры свидетельств о государственной регистрации) средство «Белизна» (производства ООО «Ренессанс Косметик») указано в качестве отбеливающего средства; сведений о том, что оно обладает способностью уничтожать вирусы, не имеется. Средство «Белизна» не включено в Перечень некоторых зарегистрированных в Российской Федерации вирулицидных дезинфицирующих средств, что следует из письма Роспотребнадзора от 25 января 2006 года № 0100/626-06-32 «О дезинфицирующих средствах» (л.д. 77, Том 1).
Довод жалобы о том, что установленные и используемые акционерным обществом сплит системы предназначены для обеззараживания воздуха, подлежит отклонению.
При анализе сведений, содержащихся в руководствах по использованию кондиционеров марки Митсубиси и Тошиба (л.д. 102, 111 Том 1), установлено, что данное оборудование имеет фильтры для очистки воздуха; сведений же о том, что оно предназначено для обеззараживания воздуха, документация не содержит.
Представление защитником в момент составления протокола об административном правонарушении сертификата соответствия на средство – антисептик (поставщик ООО «Комильфо») во внимание не принимается. Согласно пояснениям должностного лица, проводившего обследование помещения автозаправочного пункта, Амбаевой Ю.А. сотрудники АО «Бурятнефтепродукт» не ссылались на наличие такого сертификата, не представили какие-либо иные сведения в отношении применяемого в качестве антисептика средства, информацию о его наименовании, инструкцию по применению, свидетельство о регистрации и др.
Таким образом, оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении не установлено.
Вместе с тем вышестоящий суд считает возможным изменить постановление по делу об административном правонарушении в части назначенного юридическому лицу административного наказания.
В соответствии с частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
Принимая во внимание обстоятельства совершенного административного проступка, отсутствие сведений о наступлении негативных последствий совершенного АО «Бурятнефтепродукт» правонарушения, суд считает возможным снизить размер назначенного обществу административного штрафа до 100 000 рублей, то есть ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, для юридических лиц.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, суд
решил:
изменить постановление судьи Советского районного суда г.Улан-Удэ от 19 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, в отношении АО «Бурятнефтепродукт» в части назначенного административного наказания путем уменьшения размера административного штрафа до 100 000 руб.
В остальной части постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Назимова П.С.