Дело № 2-3262/2021
УИД 92RS0002-01-2021-003910-11
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
21 октября 2021 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего: судьи Гавуры О.В.,
при секретаре: Нежмединовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Правительству города Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании права собственности на земельный участок в порядке приобретательной давности,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в суд с исковым заявлением к Правительству города Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании права собственности на земельный участок в порядке приобретательной давности.
В обоснование своих требований истец указала, что является наследницей после смерти матери ФИО1 и бабушки ФИО2. При жизни бабушка состояла в браке с ФИО4, который является собственником объекта недвижимого имущества, а именно: земельного участка № в пределах землепользования СТ «ФИО10» в <адрес> г.Севастополя, общей площадью 390 кв.м, на основании государственного акта о праве собственности на земельный участок. После смерти ФИО4 с 2005 года сначала её бабушка, мама, а потом и она добросовестно, открыто пользовалась земельным участком более пятнадцати лет в связи с чем считает, что является собственником земельного участка в порядке приобретательной давности.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.
Иные лица в судебное не явились, извещены надлежаще.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что в собственности ФИО4 находился земельный участок № в пределах землепользования СТ «ФИО11» в <адрес> г. Севастополя, общей площадью 390 кв.м.
Зарегистрировано право собственности за ФИО4 за № от ДД.ММ.ГГГГ на основании государственного акта на право частной собственности на землю.
Совместно с ФИО4 проживали его супруга ФИО2 её дочь ФИО1 и внучка ФИО3.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла, ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО1
После смерти истец фактически вступила в наследство, так как была зарегистрирована и проживала вместе ними. С 2000 года истец и наследодатели обрабатывали земельный участок обслуживали, оплачивали. После смерти ФИО1 истица продолжала, не являясь собственником, земельного участка добросовестно, открыто и непрерывно владела как своим собственным, так как считала, что фактически приняла наследство после смерти бабушки и матери.
Свидетели, допрошенные в ходе судебного заседания ФИО7, ФИО8 Показали, что знают истицу и членов ее семьи, так как у них рядом были земельные участки. Видели, что участок № в СТ «ФИО12» ими всегда обрабатывался. Участок огорожен, на участке имеется строение, произрастают фруктовые деревья.
С 1997 года она проживала совместно с бабушкой ФИО2, мамой ФИО1, братом ФИО5 и мужем бабушки ФИО4. В последующем после смерти она обнаружила документы на земельный участок и стало известно, что государственный акт на право частной собственности был оформлен на мужа бабушки ФИО4.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
В силу пункта 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных названным кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
На основании пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо – гражданин или юридическое лицо, – не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
- давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
- давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
- давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации);
- владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Из указанных выше положений закона и разъяснений пленумов следует, что приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь при условии добросовестности, открытости, непрерывности и установленной законом длительности такого владения.
При этом в пункте 16 указанного выше совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации также разъяснено, что по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Из содержания указанных норм и акта их толкования следует, что действующее законодательство, предусматривая возможность прекращения права собственности на то или иное имущество путем совершения собственником действий, свидетельствующих о его отказе от принадлежащего ему права собственности, допускает возможность приобретения права собственности на это же имущество иным лицом в силу приобретательной давности.
При этом к действиям, свидетельствующим об отказе собственника от права собственности, может быть отнесено в том числе устранение собственника от владения и пользования принадлежащим ему имуществом, непринятие мер по содержанию данного имущества.
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же постановления, возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
Для приобретения права собственности в силу приобретательной давности не является обязательным, чтобы собственник, в отличие от положений статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, совершил активные действия, свидетельствующие об отказе от собственности, или объявил об этом. Достаточным является то, что титульный собственник в течение длительного времени устранился от владения вещью, не проявляет к ней интереса, не исполняет обязанностей по ее содержанию, вследствие чего вещь является фактически брошенной собственником.
Осведомленность давностного владельца о наличии титульного собственника сама по себе не означает недобросовестности давностного владения.
Таким образом, закон допускает признание права собственности в силу приобретательной давности не только на бесхозяйное имущество, но также и на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лиц.
Применительно к положениям статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации предполагается, что в отношении недвижимого имущества давностный владелец всегда осведомлен об отсутствии у него права собственности на это имущество, поскольку такое право подлежит регистрации в публичном реестре (статья 8.1 названного Кодекса), однако это обстоятельство само по себе не исключает возможность приобретения права собственности на недвижимую вещь в силу приобретательной давности.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
р е ш и л :
Исковые требования ФИО3 к Правительству города Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании права собственности на земельный участок в порядке приобретательной давности – удовлетворить.
Признать право собственности в порядке приобретательной давности за ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на объект недвижимости - земельный участок № в границах землепользования СТ «ФИО13» <адрес> г. Севастополя, площадью 390 кв. м.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий по делу
судья О.В. Гавура
Решение не вступило в законную силу
Копия верна:
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя О.В. Гавура