Решение по делу № 3а-185/2021 от 21.04.2021

дело № 3а-185/2021 г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Махачкала 16 сентября 2021 года

Верховный Суд Республики Дагестан в составе:

судьи Верховного Суда Республики Дагестан Хавчаева Х.А.,

при секретаре судебного заседания Омарове Г.О.,

с участием представителя административного истца Гасанилаева Махача Асхабовича – Адухова М.Х., представителя административного ответчика Правительства Республики Дагестан – Акаевой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гасанилаева М.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

Гасанилаев М.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости. В обоснование указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <.> кв.м., расположенного по адресу Республика Дагестан, <адрес>, кадастровой стоимостью <.> руб. Просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01.12.2012 г. в размере его рыночной стоимости – <.> руб., как это установлено отчетом об оценке от 14.04.2021 г. № 06/21, составленным оценщиком Мейлановой Ж.Т.

Определением суда от 1 июня 2021 г. осуществлена замена ненадлежащих административных ответчиков - Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан и ГБУ РД «Дагтехкадастр» на надлежащего административного ответчика - Правительство Республики Дагестан.

В судебное заседание административный истец Гасанилаев М.А. и заинтересованное лицо Гасанилаев Г.А. не явились, извещены надлежащим образом.

Административный соответчик - Управление Росреестра по Республике Дагестан, заинтересованные лица – ФГБУ «ФКП Росреестра», администрация ГОсВД «город Махачкала», надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что для органов и организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, признается надлежащим извещением (ч.8 ст.96 КАС РФ), своих представителей в суд не направили, об отложении не просили, в связи с чем административное дело рассмотрено в их отсутствие.

Представитель административного истца Адухов М.Х. в судебном заседании подтвердил факт надлежащего извещения доверителя, заявленные требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере <.> руб., установленной заключением судебной экспертизы.

Представитель административного соответчика Правительства Республики Дагестан Акаева А.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении, указав, что установленная методом массовой оценки кадастровая стоимость земельного участка является обоснованной, заключение судебной экспертизы и отчет оценщика не подтверждают его рыночную стоимость.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, административному истцу Гасанилаеву М.А. принадлежит <.> доля в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью <.> кв.м., расположенный по адресу <адрес>.

Другим участником долевой собственности является Гасанилаев Г.А., привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

Согласно выписке из ЕГРН данный земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования под погрузочно-разгрузочной площадкой.

Из представленной в суд выписки из ЕГРН от 01.04.2021 г. о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка (ныне архивная) по состоянию на 01.12.2012 г. составляла <.> руб.

Основанием внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка послужило Постановление Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года № 13 «Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан».

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 3июля2016года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступившим в силу с 1 января 2017 года.

Вместе с тем, в соответствии с частями 6 и 7 статьи 24 вышеназванного Федерального закона его положения не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня его вступления в силу. Государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу данного Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ).

Под кадастровой стоимостью, согласно абзацу 8 статьи 3 Федерального закона № 135-ФЗ, понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункты 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч.4 ст.24.18 Федерального закона № 135-ФЗ).

В силу ч.2 ст.24.15 Федерального закона № 135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.

Датой формирования перечня объектов недвижимости, в отношении которых Постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года № 13 утверждены удельные показатели кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан, является 1 декабря 2012 года.

Как усматривается из выписки из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости, земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет 7 апреля 2010 года, то есть до даты формирования перечня.

В этой связи датой оценки рыночной стоимости данного земельного участка является дата формирования перечня, т.е. 1 декабря 2012 года. Эта же дата указана и в выписке из ЕГРН от 01.04.2021 г. о кадастровой стоимости объекта недвижимости как дата, по состоянию на которую определена оспариваемая по делу кадастровая стоимость.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч.11 ст.24.18 Федерального закона № 135-ФЗ).

Таким образом, законодательство, регулирующее спорные правоотношения, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно ч.ч. 2 и 3 ст. 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости; для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В соответствии со ст.11 Федерального закона № 135-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки, составленный в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

В обоснование своих требований о рыночной стоимости объекта недвижимости административным истцом представлен отчет об оценке от 14.04.2021 г. № 06/21, составленным оценщиком Мейлановой Ж.Т.

В целях исключения сомнений в обоснованности отчета оценщика и соответствии его требованиям Федерального закона № 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки, в целях правильного рассмотрения дела судом по делу назначена судебная оценочная экспертиза.

Согласно заключению судебного эксперта ООО «ИМА-КОМ» Алиева М.Г. от 21.08.2021 г. № 222/21 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <.> кв.м., расположенного по адресу Республика Дагестан, <адрес>, по состоянию на 1 декабря 2012 года составляла <.> руб.

Из экспертного заключения следует, что экспертом проведено обследование объекта оценки, определен сегмент рынка, к которому принадлежит объект оценки, произведен анализ рынка недвижимости, отобраны предложения к продаже земельных участков для анализа рынка, которые сопоставимы с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, произведен расчет рыночной стоимости земельного участка в рамках сравнительного подхода, методом сравнения продаж, с приведением подробного обоснования этому, применены корректировки по основным элементам сравнения, применение корректировок, как и отказ от применения корректировок экспертом мотивирован в заключении.

В соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Оценивая экспертное заключение по правилам ст. ст. 84 и 168 КАС РФ, суд исходит из того, что определенная экспертом рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта недвижимости эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; экспертом произведена оценка объекта оценки с учетом его количественных и качественных характеристик; заключение эксперта содержит ссылки на источники используемой информации; распечатки объявлений о продаже объектов, используемых в качестве аналогов, приложены экспертом к своему заключению, что позволяет проверить использованные им сведения.

С учетом вышеизложенного у суда не имеется оснований ставить указанное экспертное заключение под сомнение, данное заключение судебного эксперта по настоящему делу является допустимым и достоверным доказательством, объективно подтверждающим рыночную стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка.

В свою очередь административными ответчиками и заинтересованными лицами каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной экспертом величины рыночной стоимости земельного участка, не представлено, выводы судебного эксперта не опорочены и не опровергнуты, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих соответствие кадастровой стоимости, указанной в выписке из ЕГРН, рыночной стоимости данного земельного участка не представлено, ходатайств о назначении дополнительной либо повторной судебной экспертизы на предмет установления рыночной стоимости земельного участка в ином размере не заявлено, правовых оснований для назначения такой экспертизы по инициативе суда не установлено.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Согласно ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Из выписки из ЕГРН от 01.04.2021 г. о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что оспариваемые истцом результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости 21 февраля 2013 года.

С заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости административный истец обратился в суд 20 апреля 2021 года, то есть с пропуском установленного законом пятилетнего срока.

В соответствии с абз. 3 п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28, пропуск срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости не является основанием для отказа в принятии заявления, и если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Принимая во внимание тот факт, что в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения ч. 1 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности, предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, утратили свою силу, суд признает причины пропуска административным истцом срока обращения в суд уважительными, поскольку до принятия ФЗ N 360-ФЗ административный истец мог рассчитывать на своевременное проведение очередной государственной кадастровой оценки объектов земельных участков на территории Республики Дагестан.

Результаты очередной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Республики Дагестан утверждены приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 27 ноября 2019 г. № 500, вступившим в силу с 1 января 2020 года, однако, данное обстоятельство не является препятствием к удовлетворению заявленных требований, поскольку в силу разъяснений, содержащихся в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 г. № 28, дело о пересмотре кадастровой стоимости, в том числе архивной, должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки.

Согласно разъяснениям, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В этой связи, поскольку на день вынесения судом решения сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере <.> руб. внесены в Единый государственный реестр недвижимости 3 февраля 2020 года, что подтверждается представленными филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по РД по запросу суда сведениями, учитывая, что приказ Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 27 ноября 2019 г. № 500 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов на территории Республики Дагестан» вступил в силу с 1 января 2020 года, установленная судом в рамках настоящего административного дела кадастровая стоимость объекта недвижимости подлежит применению на период с начала ее использования в целях налогообложения и для иных предусмотренных законодательством целей до 1 января 2020 года.

Таким образом, заявленные Гасанилаевым М.А. по настоящему делу требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости подлежат удовлетворению, поскольку судом установлено превышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью на 63,32%, что нарушает права административного истца, так как влечет уплату налога на землю в завышенном размере.

Судебные расходы, понесенные в связи с оспариванием результатов определения кадастровой стоимости земельного участка подлежат отнесению на административного ответчика, возражавшего в суде против удовлетворения требований административного истца, поскольку допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью (более чем в два раза), по мнению суда, не укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений, а потому свидетельствует об ошибке, приведшей к нарушению прав и свобод административного истца.

Данный вывод согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11 июля 2017 года № 20-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б.Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр».

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ при разрешении настоящего спора в суде юридически значимым обстоятельством являлось определение действительной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.

Судебная оценочная экспертиза проводились по настоящему делу с целью проверки достоверности доказательств, представленных административным истцом в обоснование своих требований об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.

Экспертной организацией заявлено об оплате расходов за проведенную судебную оценочную экспертизу в размере 35 600 руб., в обоснование чего представлена соответствующая калькуляция; представленные расчеты лицами, участвующими в деле, не оспорены, с ними суд соглашается, учитывая, что указанная стоимость экспертного часа не превышает стоимости, установленной для государственного экспертного учреждения (приказ ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России от 20 января 2020 г. № 14/1-1 «Об установлении стоимости экспертного часа и утверждении Перечня платных работ, при производстве на договорной основе экспертных исследований для граждан и юридических лиц»), заявленная сумма не превышают среднюю оплату экспертам за проведение аналогичных экспертиз в регионе.

В связи с тем, что Правительство Республики Дагестан не является юридическим лицом, не имеет расчетных счетов, и необходимостью обеспечения исполнения судебного акта, решение суда в части взыскания судебных расходов подлежит исполнению за счет казны республики.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Гасанилаева Махача Асхабовича удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <.> кв.м., расположенного по адресу: Республика Дагестан, <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 декабря 2012 года в размере <.> (девять миллионов девятьсот одна тысяча шестьсот) рублей.

Установленная судом кадастровая стоимость объекта недвижимости подлежит применению на период до 1 января 2020 года.

Взыскать с Правительства Республики Дагестан в пользу ООО «ИМА-КОМ» (ОГРН 1130572000217) за проведенную по делу судебную оценочную экспертизу 35600 (тридцать пять тысяча шестьсот) рублей.

Решение суда в части взыскания судебных расходов подлежит исполнению Министерством финансов Республики Дагестан за счет средств казны Республики Дагестан.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 30 сентября 2021 года.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан Х.А.Хавчаев

3а-185/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Гасанилаев Махач Асхабович
Ответчики
Правительство РД
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД
Другие
Адухов Магомед Хабибулаевич
Администрация ГОсВД "город Махачкала"
Гасанилаев Газимагомед Асхабович
ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
21.04.2021Регистрация административного искового заявления
21.04.2021Передача материалов судье
26.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
26.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.06.2021Судебное заседание
17.06.2021Судебное заседание
01.09.2021Производство по делу возобновлено
16.09.2021Судебное заседание
16.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее