Решение по делу № 2-236/2023 (2-4685/2022;) от 14.10.2022

Дело № 2-236/2023

29RS0018-01-2022-005966-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 февраля 2023 года                 город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Вербиной М.С., при секретаре Шляхиной И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Приморского межрайонного прокурора Архангельской области к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» о возложении обязанности устранить нарушения закона в сфере безопасности дорожного движения,

установил:

Приморский межрайонный прокурор Архангельской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с настоящим исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» (далее – ГКУ АО «Дорожное агентство «Архангельскавтодор»), указав в обоснование, что в ходе проверки прокуратурой выявлены нарушения закона в части содержания региональной автомобильной дороги «Архангельск-Белогорский-Пинега-Кижма-Мезень» на участке км.41+830 - км. 42+644 (д. Боброво Приморского района Архангельской области и за пределами д. Боброво на расстоянии не менее 100 м. от нее), в связи с чем просил возложить на ответчика в срок до 01 октября 2023 года обязанность организовать устройство стационарного электрического освещения на автомобильной дороге «Архангельск-Белогорский-Пинега-Кижма-Мезень» на участке км.41+830 - км. 42+644 (д. Боброво Приморского района Архангельской области и за пределами д. Боброво на расстоянии не менее 100 м. от нее) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, попросив возложить на ГКУ АО «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» обязанность организовать в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 обустройство стационарным электрическим освещением автомобильной дороги «Архангельск-Белогорский-Пинега-Кижма-Мезень» на участке км.41+830 - км. 42+644 (д. Боброво Приморского района Архангельской области и за пределами д. Боброво на расстоянии не менее 100 м. от нее) путем проведения монтажных работ по установке опор стационарного электрического освещения согласно разработанному и утвержденному проекту в срок 01 ноября 2023 года.

По инициативе суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Архангельской области, Министерство финансов Архангельской области, Министерство транспорта Архангельской области, ООО «Мостсервис».

В судебном заседании старший помощник Приморского межрайонного прокурора Рудный А.Н. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГКУ АО «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил, направил письменные возражения, согласно которым, просил установить срок исполнения заявленных требований до 01 июня 2025 года.

Представитель Правительства Архангельской области Андреечев И.С. направил письменный отзыв на исковое заявление, просил установить разумный срок для исполнения ответчиком решения суда.

Представитель ООО «Мостсервис» Данилейко И.Л. направил письменный отзыв на исковое заявление, указав, что между ООО «Мостсервис» и ГКУ АО «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» был заключен государственный контракт в электронной форме от 15 июня 2021 года № 21-21/08 на выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации в целях капитального ремонта автомобильной дороги «Архангельск-Белогорский-Пинега-Кижма-Мезень» на участке км 40+444 – км 42+706 (устройство электроосвещения) в Приморском районе. Работы по контракту выполнены, проектная документация передана заказчику. Спорный участок автомобильной дороги входит в протяженность участка дороги, в отношении которого разработана проектная документация. Выполнение строительно-монтажных работ, направленных на реализацию проектных решений, зависит от наличия средств, предусмотренных органами государственной власти Архангельской области в областном бюджете на осуществление дорожной деятельности на 2023 и плановый период 2024-2025 г.г.

Третьи лица Министерство финансов Архангельской области, Министерство транспорта Архангельской области, извещенные о времени и месте судебного заседания в суд представителей не направили, возражений, отзывов не направили.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В силу ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Автомобильная дорога общего пользования «Архангельск-Белогорский- Пинега-Кижма-Мезень» (11ОПРЗ11А-004) находится в собственности Архангельской области, ее содержание согласно постановлению Правительства Архангельской области от 21 апреля 2020 года № 217-пп «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Архангельской области, перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Архангельской области», и перечня зимних автомобильных дорог (зимников) общего пользования» в порядке оперативного управления осуществляется ГКУ АО «Архангельскавтодор».

Таким образом, спорная автомобильная дорога находится в собственности Архангельской области, передана в оперативное управление ответчику.

Указанные обстоятельства стороной ответчика не оспариваются.

Ответчик является организацией, осуществляющей в пределах своей компетенции функции государственного управления в сфере дорожного хозяйства на территории Архангельской области.

Согласно п. 2.1 Устава ГКУ АО «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» предметом деятельности учреждения является осуществление в пределах определенной Уставом компетенции полномочий исполнительных органов государственной власти Архангельской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Архангельской области, включая территорию Ненецкого автономного округа и осуществления на них дорожной деятельности.

Для достижения уставных целей учреждение осуществляет функции государственного заказчика по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог и иного имущества, входящего в состав автомобильных дорог; технический контроль за состоянием автомобильных дорог и сооружений на них, включая обследование, диагностику, испытание и паспортизацию (п. 2.3 Устава).

Таким образом, полномочия исполнительных органов государственной власти Архангельской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории Архангельской области, включая территорию Ненецкого автономного округа, и осуществление на них дорожной деятельности, входят в компетенцию ГКУ АО «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», которому автомобильные дороги переданы на праве оперативного управления.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 196-ФЗ дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Положениями ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ к числу основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения отнесены приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Статья 3 Закона № 257-ФЗ определяет основные понятия, используемые для целей настоящего федерального закона. Так, дорожная деятельность это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу указания ч. 1-2 ст. 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Основные положения), согласно п. 13 которых должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны среди прочего содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Из материалов дела следует, что 27 сентября 2022 года инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России «Приморский» совместно с помощником прокурора Приморской межрайонной прокуратуры Архангельской области проведено обследование на участке региональной автомобильной дороги «Архангельск-Белогорский-Пинега-Кижма-Мезень» в Приморской районе Архангельской области. По результатам проверки выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, железнодорожного переезда, а именно, на участке км.41+830 - км. 42+644 (д. Боброво Приморского района Архангельской области и за пределами д. Боброво на расстоянии не менее 100 м. от нее) отсутствует стационарное электрическое освещение (нарушение пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»).

В нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороной ответчика указанные обстоятельства не опровергнуты.

Согласно ст. 3, 6, 12 Федерального закона № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются – приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Исходя из требований ст. 12 Закона Архангельской области от 12 ноября 2002 года № 125-17-ОЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Архангельской области» планирование, организация и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или муниципального значения осуществляются органами государственной власти Архангельской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе путем разработки, принятия и реализации долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ Архангельской области по обеспечению сохранности и развития автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.

В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу данного закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее – ГОСТ Р 52766-2007) утвержден приказом Федерального агентства по технологическому регулированию и метрологии от 23 декабря 2007 года № 270-ст.

Данный стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.

Согласно пункту 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 на автомобильных дорогах на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м должно быть предусмотрено стационарное электрическое освещение.

ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее – ГОСТ Р 50597-93) утвержден Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 221.

Данный стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Стандарт распространяется с 01 января 1995 года на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.

Согласно п. 4.6 ГОСТ Р 50597-93 включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк.

Переключение освещения транспортных тоннелей с дневного на ночной режим и обратно следует проводить при достижении естественной освещенности 100 лк.

Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.

Допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч.

Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения.

Основными мероприятиями, направленными на повышение безопасности движения в населенных пунктах, повышение допустимых скоростей движения и улучшение экологической обстановки населенных пунктов, через которые проходит автомобильная дорога, являются, в частности, разделение путей движения автомобилей и пешеходов, устройство тротуаров вдоль линии застройки; освещение дороги в пределах всего населенного пункта или на наиболее опасных участках.

Освещение дороги в пределах всего населенного пункта или на наиболее опасных участках является одним из основных мероприятий, направленных на повышение безопасности движения в населенных пунктах, через которые проходит автомобильная дорога

Требования к освещению автомобильных дорог предусмотрены также СНиП 2.05.02-85. «Автомобильные дороги» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 17 декабря 1985 года № 233), согласно пункту 2.5 которых стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов.

По классификации технических средств и устройств организации и обеспечения безопасности дорожного движения (ГОСТ Р 52765-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация), стационарное электрическое освещение является одним из элементов обустройства автомобильной дороги, предназначенного для улучшения условий видимости.

Средняя горизонтальная освещенность на уровне покрытия улиц, дорог, проездов и площадей сельских поселений определена в п. 7.46 СП 52.1330.2001 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СнИП 23-05-95», утвержденного приказом министерства регионального развития Российской федерации от 27 декабря 2010 года № 783 и введенного в действие с 20 мая 2011 года.

В соответствии со ст. 6, 7 Федерального закона № 184-ФЗ защита жизни и здоровья граждан является приоритетной задачей законодательства в области технического регулирования.

По результатам проведенной прокуратурой совместно с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения проверки 27 сентября 2022 года составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, согласно которому спорный участок дороги не отвечает требованиям нормативов и стандартов, не обеспечивает безопасность дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, экологии и охраны окружающей среды.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

С учетом приведенных положений закона и объема работ, которые возлагаются на ответчика, разрешая спор, суд считает необходимым установить срок, в течение которого ответчик обязан совершить действия, возложенные на него судебным решением, до 01 ноября 2023 года, полагая данный срок разумным.

В силу ст. 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Приморского межрайонного прокурора Архангельской области к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» о возложении обязанности устранить нарушения закона в сфере безопасности дорожного движения удовлетворить.

Возложить на Государственное казенное учреждение Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» (<данные изъяты>) обязанность организовать в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 обустройство стационарным электрическим освещением автомобильной дороги «Архангельск-Белогорский-Пинега-Кижма-Мезень» на участке км.41+830 - км. 42+644 (д. Боброво Приморского района Архангельской области и за пределами д. Боброво на расстоянии не менее 100 м. от нее) путем проведения монтажных работ по установке опор стационарного электрического освещения согласно разработанному и утвержденному проекту в срок 01 ноября 2023 года.

Взыскать с Государственного казенного учреждения Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» <данные изъяты>) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.

Председательствующий      М.С. Вербина

Решение в окончательной форме изготовлено 28 февраля 2023 года.

Председательствующий      М.С. Вербина

2-236/2023 (2-4685/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Приморский межрайонный прокурор Архангельской области
Ответчики
ГКУ АО "Архангельскавтодор"
Другие
Министерство транспорта Архангельской области
Правительство Архангельской области
ООО "МостСервис"
Министерство финансов Архангельской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Судья
Вербина М.С.
Дело на странице суда
oktsud.arh.sudrf.ru
14.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.10.2022Передача материалов судье
17.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.11.2022Предварительное судебное заседание
19.12.2022Судебное заседание
25.01.2023Судебное заседание
17.02.2023Судебное заседание
28.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее