ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Президиума Верховного суда Республики Алтай
10 марта 2015 года г. Горно-Алтайск
Президиум Верховного суда Республики Алтай в составе:
председательствующего – Алексиной М.В.,
членов президиума – Бируля О.В., Кононенко Т.А.,
при секретаре – Абашкиной А.Ф.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации г. Горно-Алтайска в лице муниципального учреждения «Управление по имуществу и земельным отношениям города Горно-Алтайска» к ТУ Росимущества в Республике Алтай о признании права муниципальной собственности на земельный участок
по кассационной жалобе представителя ТУ Росимущества в Республике Алтай Кыдыкова Н.А. на решение <адрес> суда Республики Алтай от <дата> и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от <дата>.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Алтай Красиковой О.Е., изложившей содержание судебных постановлений, президиум Верховного суда Республики Алтай,
установил:
Администрация г. Горно-Алтайска в лице МУ «Управление по имуществу и земельным отношениям г. Горно-Алтайска» обратилась в суд с вышеуказанным заявлением.
В обоснование заявления указала, что умершему 10 января 2004 года ФИО на праве собственности принадлежит земельный участок, в выдаче свидетельства о праве на который нотариусом 22 ноября 2013 года муниципальному учреждению отказано, что, по мнению заявителя, нарушает его права.
Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от <дата> заявление МУ «Управление по имуществу и земельным отношениям администрации г. Горно-Алтайска» удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от <дата> указанное решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ТУ Росимущества в Республике Алтай Кыдыков Н.А. просит отменить названные судебные постановления.
Определением судьи Верховного суда Республики Алтай от 13 февраля 2015 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного суда Республики Алтай.
В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, президиум находит, что такого характера нарушения норм материального права допущены судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Федеральным законом от 26 ноября 2001 года № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2002 года в действие введена часть третья Гражданского кодекса РФ и установлено, что по гражданским правоотношениям, возникшим до введения в действие части третьей Кодекса, раздел V «Наследственное право» применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие (ст. ст. 1, 5).
Согласно п. п. 1, 2 ст. 1151 Гражданского кодекса РФ, в редакции данного Федерального закона от 26 ноября 2001 года № 147-ФЗ, выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Указанная норма в редакции Федерального закона от 29 ноября 2007 года № 281-ФЗ «О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации» устанавливает, что выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
По сравнению с ранее действовавшим законодательством Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 223-ФЗ «О внесении изменения в статью 1151 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» расширил перечень выморочного имущества, которое переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, включив в него земельные участки.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено то, что земельный участок №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты>, на основании свидетельства о праве собственности на земельный участок от 26 апреля 1994 года № принадлежит ФИО
Согласно справке о смерти от <дата> № ФИО умер 10 января 2004 года.
По сведениям нотариуса нотариального округа «<адрес>» наследственное дело к имуществу ФИО не заводилось.
Оценив в совокупности представленные доказательства, руководствуясь ст. 1151 Гражданского кодекса РФ, в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года № 223-ФЗ «О внесении изменения в статью 1151 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», нижестоящие судебные инстанции пришли к выводу о признании права муниципальной собственности на земельный участок, поскольку наследников на земельный участок по закону и завещанию не имеется, земельный участок является выморочным имуществом.
По мнению президиума Верховного суда Республики Алтай, с таким выводом судебных инстанций согласиться нельзя, так как приведенный Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 223-ФЗ не предусматривает того, что выморочное имущество в виде земельного участка, если свидетельство о праве на наследство на него не выдано до дня вступления в силу указанного закона, переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данный земельный участок расположен.
В связи с этим земельный участок со дня смерти ФИО в силу п. 2 ст. 1151 Гражданского кодекса РФ, в редакции Федерального закона от 26 ноября 2001 года № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», действовавшей на момент его смерти, должен находиться в собственности Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, президиум полагает, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций приведенные нарушения норм материального права являются существенными, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Российской Федерации, в связи с чем обжалуемые судебные постановления являются незаконными и подлежат отмене.
Поскольку все имеющие значение для дела обстоятельства установлены, но суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права, президиум Верховного суда Республики Алтай считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое судебное постановление по делу об отказе в удовлетворении заявления администрации г. Горно-Алтайска в лице муниципального учреждения «Управление по имуществу и земельным отношениям города Горно-Алтайска».
На основании изложенного, руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум Верховного суда Республики Алтай
постановил:
Решение <адрес> суда Республики Алтай от <дата> и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от <дата> по делу по заявлению администрации г. Горно-Алтайска в лице муниципального учреждения «Управление по имуществу и земельным отношениям города Горно-Алтайска» к ТУ Росимущества в Республике Алтай о признании права муниципальной собственности на земельный участок отменить.
Принять по делу новое судебное постановление, которым в удовлетворении заявления администрации г. Горно-Алтайска в лице муниципального учреждения «Управление по имуществу и земельным отношениям города Горно-Алтайска» отказать.
Председательствующий М.В. Алексина