Дело № 2-5769/2019
УИД 32RS0007-01-2019-000214-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 ноября 2019 года город Брянск
Советский районный суд города Брянска в составе
председательствующего судьи Мазур Т.В.,
при секретаре Тарасенко А.А.,
с участием истца Ерофеева В.Е., его представителя Кусанова Б.С.,
представителей ответчика – Военного комиссариата Брянской области Кондратенко С.М., Кушнир Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ерофеева В.Е. к Военному комиссариату Дубровского, Клетнянского и Рогнединского районов Брянской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Брянской области» о признании незаконным отказа в возобновлении выплаты пенсии и обязании возобновить пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Ерофеев В.Е. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Дубровского, Клетнянского и Рогнединского районов Брянской области, ФКУ «Военный комиссариат Брянской области» о признании незаконным отказа в возобновлении выплаты пенсии и обязании возобновить выплату пенсии, ссылаясь на то, что является пенсионером из числа военнослужащих и до 01 февраля 2017 года получал пенсию за выслугу лет, как военнослужащий. На письменную просьбу истца о возобновлении выплаты пенсии, ответчиком 10 апреля 2019 года дан ответ об отказе в возобновлении выплаты пенсии, так как истец на территории Российской Федерации фактически не проживает, имеет вид на жительство на территории Украины, на основании Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» он должен получать пенсию в указанном государстве. По мнению истца, данное Соглашение не содержит оснований для приостановления выплаты пенсии. Ссылаясь на эти обстоятельства, истец просил суд признать незаконным отказ Военного комиссариата Дубровского, Клетнянского и Рогнединского районов Брянской области от 10 апреля 2019 года в возобновлении Ерофееву В.Е. выплаты пенсии, обязать Военный комиссариат Дубровского, Клетнянского и Рогнединского районов Брянской области возобновить и производить выплату пенсии ему с 01 февраля 2017 года.
В судебном заседании истец Ерофеев В.Е., представитель истца Кусанов Б.С. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковым заявлении.
Представители Военного комиссариата Брянской области Кондратенко С.М., Кушнир Н.А. исковые требования не признали, просили суд в удовлетворении исковых требований Ерофееву В.Е. отказать.
Представители Военного комиссариата Дубровского, Клетнянского и Рогнединского районов Брянской области, Военной прокуратуры Брянского гарнизона в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. В деле имеется ходатайство Военного прокурора Брянского гарнизона о рассмотрении без участия представителя Военной прокуратуры Брянского гарнизона.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о рассмотрении дела при указанной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии устанавливаются законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ пенсия за выслугу лет военнослужащим назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» от 12 февраля 1993 года № 4468-1 (далее – Закон № 4468-1).
В силу статьи 1 Закона № 4468-1 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются, в том числе, на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Закона 4468-1, пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, в зависимости от последнего места службы, в отношении военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
По смыслу статьи 50 упомянутого Закона, работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, осуществляется, в том числе, Министерством обороны Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса (статья 51 Закона).
При этом назначение и выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению, к которым относятся и пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, производятся по месту жительства лица, обратившегося за пенсией (пункт 1 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
Статьей 56 Закона № 4468-1 предусмотрено, что выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 настоящего Закона (часть 1).
Таким образом, общий порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, предусмотренной названными выше законами, предполагает ее выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 64 Закона № 4468-I, вопросы пенсионного обеспечения лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, выехавших на постоянное место жительства за границу, решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией или бывшим Союзом ССР с другими государствами.
Отношения по пенсионному обеспечению бывших военнослужащих при переезде их на постоянное место жительства из одного государства-участника в другое государство-участник регулируются Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года (далее - Соглашение от 15 мая 1992 года).
Украина и Российская Федерация являются участниками указанного соглашения стран СНГ от 15 мая 1992 года.
Статьей 1 Соглашения от 15 мая 1992 года предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи.
Из толкования, изложенного в решении Экономического суда СНГ от 06 февраля 2009 года № 01-1/2-08,следует, что в данной норме Соглашения от 15 мая 1992 года закреплен принцип территориальности, означающий осуществление пенсионного обеспечения военнослужащих по законодательству государства места постоянного проживания.
Кроме того, вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года
Согласно статье 7 Соглашения от 13 марта 1992 года при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.
В силу приведенных положений соглашений от 13 марта 1992 года и от 15 мая 1992 года для пенсионера, пенсионное обеспечение которого осуществляется в соответствии с положениями данных соглашений, необходимым условием выплаты пенсии на территории Российской Федерации является постоянное проживание пенсионера в Российской Федерации.
Переселение пенсионера в пределах государств - участников указанных соглашений влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства в случае, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Таким образом, имеющим значение для дела обстоятельством при разрешении споров, касающихся возобновления и дальнейшей выплаты на территории Российской Федерации пенсии пенсионеру, постоянно проживающему на территории государства - участника названных выше соглашений, является установление факта его постоянного проживания в Российской Федерации по адресу, указанному им как место жительства в заявлении в соответствующий пенсионный орган.
Как следует из материалов дела, истец проходил службу в Вооруженных силах Российской Федерации. Военным комиссариатом Брянской области с 08 июня 1997 года в соответствии с Законом «О статусе военнослужащих» ему была назначена пенсия, выплата которой была приостановлена с 01 февраля 2017 года решением Военного комиссара Брянской области в связи с установлением факта постоянного проживания на территории Украины.
10 апреля 2019 года Военным комиссариатом Дубровского, Клетнянского и Рогнединского районов Брянской области Ерофееву В.Е. отказано в возобновлении выплаты пенсии, так как Ерофеев В.Е. на территории Российской Федерации фактически не проживает, имеет вид на жительство в Украине и на основании Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», он должен получать пенсию в указанном государстве.
Ерофеев В.Е., является гражданином Российской Федерации и с 23 ноября 2018 года зарегистрирован по адресу: <адрес>
В судебном заседании, истец не отрицал факт своего постоянного нахождения на территории Украины до октября 2018 года, указав, что в Украине проживают его дети, которым он помогал с ремонтом и строительством дома, а также не мог выехать в Российскую Федерацию из-за сложившейся политической обстановки.
Ерофеев В.Е. имеет постоянный вид на жительство в Украине и зарегистрирован по адресу: <адрес> с 05 мая 2001 года.
Свидетель С., допрошенная в судебном заседании, пояснила, что состоит в фактических отношениях с истцом Ерофеевым В.Е. и является собственником жилого помещения расположенного <адрес>, где зарегистрирован истец. Точно пояснить, как часто истец Ерофеев В.Е. выезжает в Украину, не смогла.
При проведении проверки фактического проживания пенсионера по месту его регистрации военным комиссариатом Дубровского, Клетнянского и Рогнединского районов Брянской области было установлено, что по данному Ерофеев В.Е. отсутствует, а место его фактического проживания неизвестно, что подтверждено актами от 19 октября 2018 года, от 11 января 2019 года, от 04 февраля 2019 года, от 12 марта 2019 года, от 11 апреля 2019 года, от 19 мая 2019 года, от 17 июня 2019 года и от 19 июля 2019 года. Кроме того, со слов С., зафиксированных в акте от 19 июля 2019 года истец Ерофеев В.Е. уехал домой в Украину.
Указанные выше обстоятельства, судом расцениваются как подтверждение намерений истца постоянно проживать на территории Украины.
При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 года № 14-П, от 4 апреля 1996 года № 9-П, от 15 января 1998 года № 2-П, от 2 февраля 1998 года № 4-П и от 2 июня 2011 года № 11-П; определения от 5 октября 2000 года № 199-О, от 4 марта 2004 года № 146-О, от 6 октября 2008 года № 619-О-П, от 13 октября 2009 года № 1309-О-О, от 27 мая 2010 года № 741-О-О, от 17 ноября 2011 года № 1597-О-О, от 5 июня 2012 года № 1059-О, от 17 июня 2013 года № 996-О).
Таким образом, в судебном заседании не нашел подтверждения факт, с наличием которого закон связывает возникновение права на пенсионное обеспечение – постоянное и непрерывное проживание Ерофеева В.Е. на территории Российской Федерации.
Частью 10 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I предусмотрена ответственность лиц, указанных в статье 1 данного закона, за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I определено, что работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 данного закона, и их семей осуществляется, в частности, Министерством обороны Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
Так Правилами выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденными приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года № 885н и, подлежащими в силу статьи 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I применению при разрешении настоящего спора, предусмотрена возможность приостановления или прекращения выплаты пенсии пенсионным органом.
Одним из оснований прекращения выплаты страховой пенсии (пункт 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») является утрата пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию при обнаружении обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.
Из содержания пунктов 73 - 83 названных правил следует, что возобновление или восстановление выплаты пенсии производится пенсионным органом на основании заявления пенсионера и приложенных к нему необходимых документов, подтверждающих устранение обстоятельств, послуживших основанием для приостановления или прекращения выплаты пенсии.
С учетом того, что военным комиссариатом Брянской области обнаружены обстоятельства, подвергающие сомнению достоверность сведений о постоянном месте жительства в Российской Федерации, представленных Ерофеевым В.Е. в подтверждение его права на выплату пенсии на территории Российской Федерации, и ввиду того, что установление факта постоянного проживания Ерофеева В.Е. на территории другого государства влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии на территории Российской Федерации, суд приходит к выводу, что Военным комиссариатом Брянской области правомерно была приостановлена выплата пенсии Ерофееву В.Е.
При этом приостановление выплаты пенсии на территории Российской Федерации в связи с необходимостью установления места жительства пенсионера не лишает его права на пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации при условии постоянного проживания в Российской Федерации, поскольку предполагает возобновление выплаты пенсии в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для такого приостановления.
Кроме того, прекращение выплаты истцу пенсии на территории Российской Федерации не лишает его права на получение назначенной пенсии на территории Украины – по избранному им месту постоянного жительства, что следует из Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых государств от 15 мая 1992 года, подлежащего применению к возникшим правоотношениям в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации.
В рассматриваемом случае отсутствует нарушение прав Ерофеева В.Е., поскольку при его переезде на территорию другого государства пенсионное правоотношение сохраняется, прекращается только выплата пенсии по прежнему месту жительства. При переезде пенсионера в пределах государств-участников Соглашения имеет место правопреемство на основании международного договора, то есть смена субъекта пенсионного правоотношения – одного государства-участника Соглашения другим.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворении исковых требований Ерофеева В.Е., в связи с чем заявленный иск не подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Ерофеева В.Е. к Военному комиссариату Дубровского, Клетнянского и Рогнединского районов Брянской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Брянской области» о признании незаконным отказа в возобновлении выплаты пенсии и обязании возобновить пенсию, отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.В. Мазур
Резолютивная часть решения объявлена 06 ноября 2019 года.
Мотивированное решение изготовлено 11 ноября 2019 года.