Решение по делу № 2-262/2021 от 27.05.2021

Дело (УИД)№ 29RS0026-01-2021-000797-50

Производство № 2-262/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Холмогоры 23 июня 2021 г.

Холмогорский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Коржиной Н.В.,

при секретаре Пестовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Холмогоры гражданское дело по исковому заявлению прокурора Холмогорского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности организовать водоотведение надлежащим образом,

установил:

прокурор обратился в суд с иском к ответчику, в котором просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» (далее администрация МО «Холмогорский муниципальный район») выразившегося в непринятии необходимых мер по организации надлежащего водоотведения от жилого фонда ст. Паленьга и п. Белогорский и возложить обязанность в срок до 1 сентября 2021 г. организовать надлежащее водоотведение от жилого фонда ст. Паленьга и п. Белогорский исключающее сброс неочищенных (недостаточно очищенных) сточных вод в водные объекты и на грунтовую поверхность.

Свои требования обосновывает тем, что прокуратурой района при участии специалиста министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области проведена проверка соблюдения требований законодательства при организации водоотведения в п. Белогорский и ст. Паленьга. Согласно акту технического обследования объектов холодного водоснабжения и водоотведения п. Белогорский, ст. Паленьга от 12 августа 2019 г. среди выявленных дефектов и нарушений указано, что запорная арматура неисправна, отсутствие возможности удаления осаждаемого во вторичном отстойнике ила способствует вторичному загрязнению сточных вод и его выносу со сбрасываемыми стоками, в ходе проверки не зафиксировано признаков откачивания ила на иловые карты. 5 мая 2021 г. произведен отбор проб сточной воды на входе и выходе очистных сооружений по результатам установлено, что показатель БПК5 до и после станции биологической очистки незначительно отличаются, не наблюдается снижение концентрации взвешенных веществ после станции биологической очистки, несмотря на наличие первичных и вторичных отстойников, показатели по аммоний-иону и нитрит-иону, фосфат-иону, АПАВ и нефтепродуктам значительно превышают нормативные качества воды водных объектов рыбно-хозяйственного назначения. Очистка сточных вод не осуществляется должным образом, что образует угрозу причинения вреда окружающей среде. На очистных сооружениях ст. Паленьга подача сточных вод на очистные сооружения не обеспечивается ввиду необходимости проведения капитального ремонта линии подачи от КНС СБО до здания СБО. В ходе осмотра 5 мая 2021 г. установлен факт излива сточных вод на грунтовую поверхность из отстойника (смотрового колодца) вблизи КНС ст. Паленьга. Результаты анализа проб сточной воды свидетельствуют о превышении нормативов качества воды. У администрации МО «Холмогорский муниципальный район» отсутствует технологический регламент очистных сооружений, данные об эффективности очистных сооружений. Износ станции биологической очистки составляет более 80%. Работы по утеплению помещения и восстановлению СБО п. Белогорский проведены только в 2021 году, все эти нарушения привели к некачественному осуществлению очистки сточных вод, попаданию ненадлежащим образом очищенных стоков в р. Бобровский в п. Белогорский и изливу неочищенных сточных вод на грунтовую поверхность ст. Паленьга.

В ходе рассмотрения дела прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика администрации МО «Холмогорский муниципальный район» в судебном заседании пояснила, что с иском не согласны по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 76-79), дополнительно пояснила, что признают факт излива сточных вод на грунтовую поверхность от 5 мая 2021 г., технологический регламент очистных сооружений отсутствует, ремонтные работы начались в июне 2021 года, не согласны со сроком исполнения, поскольку в указанный срок все согласования и конкурсные процедуры не выполнить.

Представители третьего лица ООО «Нейтраль», министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Исследовав материалы дела, выслушав мнение участников процесса, суд приходит к следующему.

На праве собственности администрации МО «Холмогорский муниципальный район принадлежат очистные сооружения в п. Белогорский и ст. Паленьга. Данные очистные сооружения переданы на основании соглашения об обслуживании и эксплуатации социально-значимых объектов ООО «Нейтраль».

Согласно акту технического обследования объектов холодного водоснабжения и водоотведения п. Белогорский, ст. Паленьга от 12 августа 2019 г., среди выявленных дефектов и нарушений указано, что запорная арматура неисправна. Отсутствие возможности удаления осаждаемого во вторичном отстойнике ила способствует вторичному загрязнению сточных вод и его выносу со сбрасываемыми стоками, не зафиксировано признаков откачивания ила на иловые карты.

Доводы представителя ответчика о проведении данного обследования в отсутствие представителя администрации МО «Холмогорского муниципального района» опровергаются материалами дела, поскольку данный акт составлен с участием представителя Комитета управления муниципальным имуществом администрации МО «Холмогорского муниципального района».

Согласно акту отбора санитарно-экологического центра ООО «ТЭЧ-СЕРВИС» от 5 мая 2021 г. № 375 произведен отбор проб сточной воды на входе и выходе очистных сооружений. По результатам установлено, что показатель БПК5 до и после станции биологической очистки незначительно отличаются. Не наблюдается снижение концентрации взвешенных веществ после станции биологической очистки (разница находится в пределах показателей неопределенности), несмотря на наличие первичных и вторичных отстойников, показатели по аммоний-иону и нитрит-иону, фосфат-иону, АПАВ и нефтепродуктам значительно превышают нормативны качества воды водных объектов рыбо-хозяйственного назначения, утв. Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552.

Выпуск сточных вод с очистных сооружений осуществляется по самотечной канализации протяженностью 0,59 км. На очистных сооружениях ст. Паленьга подача сточных вод на очистные сооружения не обеспечивается ввиду необходимости проведения капитального ремонта линии подачи от КНС СБО до здания СБО.

Из объяснений сотрудника ООО «Нейтраль» от 5 мая 2021 г. следует, что еще в марте 2021 г. произошел разрыв трубы возле КНС ст. Паленьга из-за морозов. В марте 2021 г. часть поврежденной трубы, отходящей от трубы длиной около двух метров, была демонтирована. В связи с обрушением грунта произвести дальнейшие ремонтные работы не представлялось возможным, оставшаяся часть трубы, подходящая к очистным сооружениям была засыпана грунтом. В связи с этим выходное отверстие из отстойника было перекрыто с целью предотвращения залива насосного оборудования КНС. После этого произошел перелив стоков из отстойника канализационных сетей, подающих самотеком стоки на КНС ст. Паленьга. Стоки на грунтовой поверхности растекаются по рельефу местности, в том числе впадают без очистки в ближайший водный объект.

Результаты анализа проб сточной воды свидетельствуют о превышении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного назначения по следующим показателям: БПК5, аммоний- ион, фосфат ион, нефтепродукты.

Кроме того, у администрации МО «Холмогорский муниципальный район» отсутствует технологический регламент очистных сооружений, в связи с чем отсутствует информация о предельных допустимых максимальных и минимальных показателях БПК5 и взвешенных веществ в поступающих и очищенных сточных водах, оптимальных показателях гидравлической нагрузки, температурных режимах.

Представитель ответчика в судебном заседании данный факт не оспаривал, признал.

На момент проверки износ станций биологической очистки составлял более 80%, выявлены дефекты и нарушения такие как: высокая степень технического износа, неисправна запорная арматура, требуется чистка и ремонт иловых площадок, два биополя не функционируют, первичные отстойники в аварийном состоянии, система отопления отсутствует, отсутствует прибор учета при сбросе трубопровода водоотведения, в п. Белогорокий (дополнительно) отсутствует холодное водоснабжение.

В силу ст. 1 Федерального закона Российской Федерации № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ) охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизодство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В соответствии со ст. 3 указанного закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов. Сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в пределах установленных нормативов и лимитов допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В силу ч. 1 ст. 34 указанного закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться меро-приятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

На основании п. 1 ст. 39 Законом № 7-ФЗ юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 39 Водного Кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ), водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде. В ч. 4 ст. 35 ВК РФ определено, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Частью 1 статьи 44 ВК РФ предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным Кодексом РФ и законодательством в области охраны окружающей среды.

Пунктом 1 части 6 статьи 60 ВК РФ определено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Законом № 7-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 2 Закона № 416-ФЗ определено, что водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, пунктом 23 данной статьи определено, сточные воды централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды) - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

В силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, при использовании земельных участков обязаны соблюдать требования экологических правил и нормативов, не допускать загрязнение, захламление земель, осуществлять мероприятия по их охране.

По смыслу ч. 1 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв, защите земель от захламления отхода-ми производства и потребления, загрязнения, ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.

Согласно требованиям ч.ч. 1, 2 ст. 51 Закона № 7-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способ которых должны быть без-опасными для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления в поверхностные водные объекты, на водосборные площади и на почву запрещен.

Аналогичные требования закреплены в ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Частью 1 ст. 34 Закона № 7-ФЗ установлено, что размещение, эксплуатация, консервация и ликвидация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Статьей 6 Закона № 416-ФЗ определено, что на территории сельского поселения полномочия по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств осуществляются органами местного самоуправления муниципального района.

Арендатор очистных сооружений в п. Белогорский и на ст. Паленьга, который в соответствии с пп.3 п. 1 ст.41.3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» обязан поддерживать системы и (или) объекты в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание, не определен, по концессионному соглашению данные объекты не переданы.

Таким образом, указанные обязанности при отсутствии арендатора должны исполняться администрацией МО «Холмогорский муниципальный район» (в том числе по проведению капитального ремонта системы и объектов водоотведения с целью организации водоотведения, включая очистку сточных вод, должным образом).

Установлен факт того, что все эти нарушения привели к некачественному осуществлению очистки сточных вод, попаданию ненадлежащим образом очищенных стоков в руч. Бобровский в п. Белогорский и изливу неочищенных сточных вод на грунтовую поверхность (ст. Паленьга), что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.

Согласно информации ООО «Нейтраль» по состоянию на 9 июня 2021 г. (после подачи искового заявления в суд) СБО в п. Белогорский работает в штатном режиме, производится технологический процесс по очистке сточных вод; СБО на ст. Паленьга находится в состоянии ремонта, производится замена напорного трубопровода, сточные воды временно хранятся в первичных отстойниках, планируемое время завершения работ 10 июля 2021 г. (л.д. 80-85).

Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении администрацией МО «Холмогорский муниципальный район» своих полномочий по организации водоотведения в соответствии с требованиями законодательства в п. Белогорский и ст. Паленьга. Данное бездействие привело к изливу неочищенных сточных вод на рельеф местности из отстойника (смотрового колодца) вблизи КНС ст. Паленьга и сбросу неочищенных сточных вод в ручей Бобровский.

Данные нарушения приводят к значительному ухудшению санитарно- эпидемиологической обстановки на территории МО «Белогорское», негативно влияют на состояние природной среды, создают реальную угрозу эпидемиологического заболевания населения.

С учетом изложенного требования прокурора о признании бездействия ответчика незаконным и о возложении обязанности устранить нарушение закона вышеуказанным способом, подлежит удовлетворению.

Суд пришел к выводу об обоснованности возражений представителя ответчика относительно предлагаемого срока исполнения, полагает достаточным срок исполнения решения суда в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Холмогорского района Архангельской области к администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» выразившегося в непринятии необходимых мер по организации надлежащего водоотведения от жилого фонда ст. Паленьга и п. Белогорский.

Обязать администрацию муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» организовать надлежащее водоотведение от жилого фонда ст. Паленьга и п. Белогорский исключающее сброс неочищенных (недостаточно очищенных) сточных вод в водные объекты и на грунтовую поверхность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Холмогорский районный суд Архангельской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.В. Коржина

Мотивированное решение составлено 30 июня 2021 г

2-262/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Холмогорского района Архангельской области
Ответчики
Администрация МО "Холмогорский муниципальный район"
Другие
Сидорова Ольга Владимировна
ООО "Нейтраль"
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Суд
Холмогорский районный суд Архангельской области
Судья
Коржина Наталья Владимировна
Дело на странице суда
holmsud.arh.sudrf.ru
27.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.05.2021Передача материалов судье
31.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.06.2021Судебное заседание
30.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее