Дело № 2-1192/2024
11RS0004-01-2024-001868-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
судьи Продун Е.А.
при секретаре Петуховой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 28 октября 2024 г. дело по иску Павленко В. И. к администрации муниципального района «Печора» о признании права состоять на учете на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,
УСТАНОВИЛ:
Павленко В.И. обратилась в суд с иском к администрации МР «Печора» о признании права состоять на учете на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В обоснование иска указано, что с **.**.** истец Павленко В.И. и ее семья состояли в администрации МР «Печора» на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, составом семьи 3 человека, включая сына Н, **.**.** года рождения, являвшегося ребенком-инвалидом, по категории «Инвалиды I и II группы, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности). **.**.** Н умер. На основании постановления администрации МР «Печора» от **.**.** №... Павленко В.И. снята с данного учета в связи с неправомерными действиями должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет и отсутствием у истца инвалидности.
Первоначально истец Павленко В.И. просила признать за ней право состоять на учете на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «Инвалиды» с датой постановки на учет **.**.**.
Согласно заявлению об уточнении исковых требований от **.**.** Павленко В.И. просила признать за ней право состоять на учете на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «Пенсионеры» с датой постановки на учет **.**.** (л.д.104).
В судебном заседании истец и его представитель – адвокат Кожевин И.Н., действующий на основании ордера №... от **.**.**, на иске настаивали.
Представитель ответчика администрации МР «Печора» Натхина Е.О., действующая на основании доверенности от **.**.**, иск не признала.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителей третьих лиц: Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми и Комитета по управлению муниципальной собственностью МР «Печора», надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Из письменных отзывов третьих лиц следует, что Минстрой Республики Коми возражает против удовлетворения первоначального требования (л.д.94); КУМС МР «Печора» не возражает против удовлетворения требования истца Павленко В.И. в случае подтверждения права самостоятельно состоять на учете по категории «Пенсионеры» с датой постановки **.**.** (л.д.97-98).
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7).
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7).
Согласно части 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", вступившего в силу с 01.01.2003 (далее – Федеральный закон N 125-ФЗ), установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.
Ранее аналогичная норма содержалась в статье 1 Федерального закона от 25.07.1998 N131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 125-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной данной статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очередности для этой категории (ч.2 ст.2 Федерального закона № 125-ФЗ).
Частью 3 статьи 2 Федерального закона № 125-ФЗ предусмотрено, что граждане, указанные в части первой данной статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу этого Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.
Согласно положениям статьи 4 Федерального закона N 125-ФЗ право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом (пункт 1). Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Жилищные субсидии могут использоваться гражданами только на приобретение или строительство жилых помещений (пункт 2).
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ регламентирован в Положении о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N 879 (далее – Положение N 879).
В соответствии с пунктом 16 Положения N 879 на каждого гражданина, поставленного на учет, заводится учетное дело, которое содержит все документы, являющиеся основанием для постановки на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Одновременно с постановкой на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируются списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категориям граждан (пп. «б» п.17 Положения N 879).
Из обстоятельств дела следует, что Павленко В.И. состояла на учете в администрации МР «Печора» по категории «Инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности)» с датой регистрации поданного заявления **.**.**.
В судебных заседаниях истец Павленко В.И. поясняла, что первоначально она была принята на учет по категории «Пенсионеры» (по выслуге лет). По просьбе сотрудников администрации ею была предоставлена справка об инвалидности несовершеннолетнего сына Н, после чего она была переведена в категорию «Инвалиды».
При этом, в заявлении (предварительной заявке) от **.**.** условие, на основании которого Павленко В.И. просила поставить её на учет, не указано.
Документ, подтверждающий постановку истца на учет (соответствующее постановление), суду не представлен.
Как следует из материалов дела, **.**.** сыну истца Н, **.**.** года рождения, при первичном освидетельствовании была установлена группа инвалидности «ребенок-инвалид» на срок до **.**.**.
Н умер **.**.**. На день смерти он инвалидности не имел, что истцом Павленко В.И. не оспаривалось. С её слов, последний раз инвалидность, установленная сыну по достижении совершеннолетия, была продлена при его очередном переосвидетельствовании в 2005 году (на один год).
**.**.** Павленко В.И. обратилась в КУМС МР «Печора» с заявлением о выделении ей государственного жилищного сертификата выпуска 2025 года для приобретения жилого помещения на территории г.Сыктывкар Республики Коми.
Постановлением администрации МР «Печора» от **.**.** №...-р в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002г. № 879 «Об утверждении положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Законом Республики Коми от **.**.** № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» Павленко В.И. снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с неправомерными действиями должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет и отсутствием у Павленко В.И. инвалидности, о чем она была поставлена в известность уведомлением от **.**.** №..., 06-01/2048 (л.д.8).
В ходе судебного разбирательства установлено, что за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей жилые помещения у Павленко В.И. отсутствуют.
По сообщению ОСФР по Республике Коми, Павленко В.И. является получателем страховой пенсии по старости с **.**.** в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
По состоянию на **.**.** стаж работы Павленко В.И. в районах, Крайнего Севера (далее – РКС) по состоянию на **.**.** составляет 23 года 4 месяца 1 день; в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (далее – МКС) – 5 лет 9 месяцев 6 дней; стаж работы в РКС с учетом МКС – 27 лет 7 месяцев 28 дней (л.д.109).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии права Павленко В.И. состоять на учете на получение социальной выплаты на дату постановки на учет - **.**.** по категории «Пенсионеры».
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненного иска Павленко В.И.
Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать за Павленко В. И., **.**.** года рождения, уроженкой ****, право состоять на учете на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «Пенсионеры» с **.**.**.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Продун
Мотивированное решение составлено 11 ноября 2024 г.