Дело № 12-107/2020
11RS0004-01-2020-000835-81
Р Е Ш Е Н И Е
19 июня 2020 года г. Печора
Судья Печорского городского суда Республики Коми Барабкин А.М., с участием представителя ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» Д. рассмотрев в открытом судебном заседании заявление (жалобу) и.о. регионального управляющего Северного регионального управления ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» Нечаева И.М. на постановление начальника Сыктывкарского территориального отдела общепромышленного надзора Печорского управления Ростехнадзора **** № 14 от 18 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника Сыктывкарского территориального отдела общепромышленного надзора Печорского управления Ростехнадзора **** № 14 от 18 марта 2020 года юридическое лицо ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
И.о. регионального управляющего Северного регионального управления ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» Нечаева И.М., не согласившись с указанным выше постановлением, обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить как незаконное, мотивирую это тем, что установленные в акте технического расследования причины аварий, технические и организационные причины не соотносятся с материалами расследования и напрямую не состоят в причинно-следственной связи со случившейся аварией, и полагая, что причиной аварии стало действие неустановленного лица, которое оставило или спрятало ведро с нефтепродуктами. По мнению заявителя обращая при рассмотрении административного дела административным органом данным обстоятельствам должная оценка не была дана.
В судебном заседании представитель ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» Доленко О.Э., действующий на основании доверенности, настаивал на удовлетворении жалобы и отмене обжалуемого постановления суду сообщил, что авария произошла на старом объекте, где однако был обеспечен нормативный восьмикратныный обмен объема воздуха. Одновременно с этим Общество не допустило каких-либо нарушений ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Также суду представитель Общества пояснил, что в ходе проведенного расследования по факту не удалось установить лицо, ответственное за оставление в помещении бойлерной ведра с нефтепродуктом, повреждений эксплуатируемого по месту аварии оборудования не установлено, что исключает вероятность утечки взрывоопасной жидкости из системы. Комиссия же пришла к выводу о том, что вероятной причиной взрыва явилось воспламенение паровоздушной смеси, образовавшейся в результате испарения бензина из ведра, обнаруженного при разборке завалов в помещении насосной, в силу электрической искры, вызванной включением (выключением) вакуумного насоса. Последствия аварии устранены, в текущей период на предприятии обеспечена эксплуатация объекта в более безопасном режиме.
Дело рассмотрено в отсутствии представителя Сыктывкарского территориального отдела общепромышленного надзора Печорского управления Ростехнадзора, ходатайствовавших о рассмотрении дела в их отсутствии.
Судья, выслушав объяснения представителя Общества, исследовав материалы административного дела, и оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд находит жалобу ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В силуст. 2.1 КоАП РФадминистративным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Объективную сторону деяния, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, составляет несоблюдение установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, при этом наступления последствий не требуется.
Как следует из материалов административного дела, в ходе проведения Печорским управлением Ростехнадзора расследования аварии, произошедшей **.**.** года на опасном производственном объекте «****, расположенном по адресу: ********** что ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт», нарушило требования промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта «Площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов», что привело к аварии, а именно:
- отсутствует резервный вытяжной вентиляционный агрегат, сблокированный с рабочим, предусмотренный типовым проектом;
- приборы и автоматика сигнализации не соответствует типовому проекту 402-12-30 «Насосная для слива нефтепродуктов из железнодорожных цистерн (для слива 6,12 и 24 железнодорожных цистерн (для слива 6,12 и 24 железнодорожных цистерн со светлыми нефтепродуками Альбом № 1);
- помещение насосной не оснащено аварийной вентиляцией, которая должна включаться при срабатывании датчиков загазованности;
- юридическое лицо не в полной мере организовало производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте ****
Согласно вывода административного органа при указанных нарушениях ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» не были соблюдены требования ст. ст. 8, 9, 11 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также п. п. 3.5.3 и 3.5.4. Федеральных нормы и правил в области промышленной безопасности «Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 07 ноября 2016 года № 461 при эксплуатации опасного производственного объекта ****
Фактические обстоятельства вменяемого ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении № 14 от 04 марта 2020 года, в котором отражены допущенные юридическим лицом нарушения требований промышленной безопасности, установленных законодательством в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, применительно к опасному производственному объекту – **** и иными материалами дела, включая предоставленный Обществом Акт технического расследования причин аварии.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают. Всем доказательствам по делу административным органом дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РПФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт», эксплуатирующее опасный производственный объект и обязанное в силу требований статей 9 и 11 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" соблюдать положения данного закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых Правительства РФ, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, не обеспечило должную организацию и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (ст. 9 ч. 1, ст. 11 ч. 1 закона), что привело к бесконтрольному оставлению неустановленным лицом ведра с бензином в помещении насосной, а результате этого и к аварии на производственном объекте.
В результате служебного расследование Общество не установило ответственных за происшедшую аварию должностных и иных лиц.
В силу этого административным органом правильно квалифицированы действия юридического лица по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ как нарушение требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в которых установлена его вина.
Частями 2, 3 ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» не представлено административному органу и суду доказательств, свидетельствующих о том, что обществом были приняты все зависящие от него меры по обеспечению того уровня безопасности, которое исключило бы оставление неустановленным лицом ведра с бензином в помещении насосной, а контроль за соблюдением правил безопасности позволил бы данное нарушение своевременно выявить.
С учетом этого суд приходит к выводу о том, что административным органом принято законное и обоснованное решение о привлечении ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» к административной ответственности.
Приведенные в жалобе доводы не ставят под сомнение законность обжалуемого постановления, не освобождают юридическое лицо от обязанности соблюдения требований закона и не могут являться основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности за совершенное правонарушение.
Административное наказание в виде штрафа в размере 200000 рублей назначено ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» в соответствии с требованиями ст. 3.1 и ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Оснований для признания административного правонарушения малозначительным не имеется.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем, частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ определено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, суд, рассматривающий дело об административных правонарушениях либо жалобу на постановление по делу об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Учитывая, характер совершенного административного правонарушения, отсутствие тяжких последствий, их оперативное устранение юридическим лицом, а также отсутствие обстоятельств, отягчающих, административную ответственность, суд совокупность данных обстоятельств находит исключительной и считает возможным снизить сумму штрафа, определенного юридическому лицу, до 100000 рублей.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление начальника Сыктывкарского территориального отдела общепромышленного надзора Печорского управления Ростехнадзора **** № 14 от 18 марта 2020 года о привлечении ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.1 КоАП РФ, изменить путем снижения размера назначенного ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» административного наказания в виде административного штрафа с 200 тысяч рублей до 100 тысяч рублей.
В остальной части постановление начальника Сыктывкарского территориального отдела общепромышленного надзора Печорского управления Ростехнадзора **** № 14 от 18 марта 2020 года оставить без изменения, жалобу ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.М. Барабкин