22RS0019-01-2020-000269-30
Дело № 2а-133/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Завьялово 24 августа 2020г.
Завьяловский районный суд Алтайского края в составе судьи Белоусова М.Н.,
рассмотрев в порядке упрощённого производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 6 по Алтайскому краю к Шрейдеру Александру Артуровичу о взыскании недоимки по земельному налогу, пени,
Установил:
Межрайонная ИФНС России № 6 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к Шрейдеру А.А. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2015г., 2016г. и пени, обосновав свои требования тем, что согласно «Сведениям внешних источников по данным Росреестра» Шрейдер А.А. имеет земельный участок на праве собственности, адрес: <адрес>, кадастровый №, дата регистрации права 10.08.2012г. Налогоплательщику Шрейдеру А.А. направлялось налоговое уведомление № от 12.10.2017г., по уплате налогов. В связи с неуплатой начисленных сумм налогов, в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику выставлено требование об уплате налогов № от 7.02.2018г. До настоящего времени задолженность по налогу не погашена. В связи с неуплатой налога в срок в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени в сумме 120,24 рубля.
Административное дело на основании ст. 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства. Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Такая же обязанность установлена пунктом 1 статьи 3 и п.1 ч.1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Статьей 388 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст. 389 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (ст. 390 Налогового кодекса РФ).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 391 Налогового кодекса РФ).
Решением Луковского сельсовета Панкрушихинского района № 22 от 14.11.2014г. определены налоговые ставки в отношении земельных участков, в том числе в отношении земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, налоговая ставка составляет 0,3%.
При рассмотрении дела судом установлено, что ответчик Шрейдер А.А. имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером 22:32:020001:225, расположенный по адресу: Российская Федерация, Алтайский край Панкрушихинский район земли в границах МО «Луковский сельсовет» категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Право собственности зарегистрировано 10.08.2012г. Кадастровая стоимость земельного участка в 2015г. и 2016г. составляла – 1 140489 рублей.
Подпунктом 9 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогового органа направлять налогоплательщику налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу п. 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма и должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ст.ст. 69,70 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.п. 1-3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату истечения установленного в требовании срока для уплаты недоимки) в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании транспортного налога может возникнуть только тогда, когда была соблюдена вышеуказанная процедура по вручению (направлению) налогоплательщику налогового уведомления, а после неисполнения обязанности по уплате налога в установленный срок - требования об уплате налога.
При рассмотрении дела судом установлено, что налоговым органом в отношении Шрейдера А.А. сформировано налоговое уведомление от 17.10.2017 года № 39866228 об уплате земельного налога в сумме 3421 рубль за указанный земельный участок за 2016 год, также произведен перерасчет земельного налога за этот же земельный участок за 2015г. на сумму 3421 рубль. Налоговое уведомление направлено налоговым органом Шрейдеру А.А. посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» 12.10.2017г., сроком уплаты налога до 1.12.2017г.
В связи с неисполнением обязанности по оплате налога, налоговым органом сформировано требование № 1403 об уплате недоимки по земельному налогу, пени по состоянию на 7.02.2018 года, которое направлено Шрейдеру А.А. посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» 9.02.2018г., сроком уплаты налога до 27.03.2018г.
Положения Налогового кодекса РФ о возможности использования функций сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» вступили в силу с 1.07.2015г.
Согласно ч.2 ст.11.2 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
При этом налогоплательщиками, получившими доступ к информационному ресурсу "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц", считаются физические лица, получившие регистрационную карту и сменившие первичный пароль при входе в ЛК ФЛ, а также все пользователи, подключившиеся с помощью сертификата ключа электронной подписи или с помощью учетной записи Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Исключение составляют пользователи, отказавшиеся от пользования ЛК ФЛ или заблокировавшие свою учетную запись, а также пользователи, утратившие возможность доступа к информационному ресурсу в случае неизменения полученного первичного пароля в течение 30 дней с момента получения регистрационной карты (Письмо ФНС России от 22.08.2016г. № БС-4-11/15377@).
Для получения документов на бумажном носителе необходимо до 01.09.2016 направить с помощью ЛК ФЛ уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе, подписанное усиленной квалифицированной или усиленной неквалифицированной электронной подписью (Письмо ФНС России от 16.08.2016г. № ЗН-4-6/14974@).
Таким образом, налогоплательщикам, не направившим в налоговый орган уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе до 1.09.2016г. и получившим доступ к информационному ресурсу "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц", документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий, направляются в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. Указанные положения законодательства применимы к налоговому периоду – 2016 года.
При рассмотрении дела установлено, что Шрейдер А.А. является пользователем информационного ресурса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». что подтверждается информацией налогового органа, сведениями о входе в личный кабинет. Факт направления налогоплательщику Шрейдеру А.А. налогового уведомления от 12.10.2017 года № 39866228 и требования № 1403 в электронной форме подтверждается сведениями из электронного документооборота базы АИС Налог-3 Пром.
Доказательств о том, что Шрейдер А.А. обращался в налоговый орган с заявлением о необходимости получения документов на бумажном носителе, суду не представлено. Соответственно, Шрейдер А.А. имея личный кабинет налогоплательщика и доступ в него, имел возможность ознакомиться с направленными в его адрес налоговым уведомлением и требованием.
При этом, согласно п. 22-23 Приказа ФНС России от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@ "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика", датой отправки документов (информации), сведений налогоплательщику через личный кабинет считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждении даты отправки. Датой получения документов (информации), сведений налогоплательщиком считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.
Требованием налогового органа установлен срок для его исполнения до 27.03.2018г., шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу исчисляется с 28.03.2018г. и заканчивается 27.09.2018г. из материалов дела следует, что налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа по взысканию недоимки по налогу, пени 28.09.2018г., то есть на следующий день после окончания установленного срока. Суд считает необходимым восстановить налоговому органу пропущенный срок для обращения к мировому судье с заявлением о взысканию недоимки по налогу, пени со Шрейдера А.А. в связи с его незначительным пропуском.
Выданный 5.10.2018г. судебный приказ о взыскании недоимки по налогам и пени отменен определением мирового судьи судебного участка Завьяловского района от 6.11.2019г.
В суд с настоящим иском налоговый орган обратился 15.06.2020г., по истечении шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа, заявив ходатайство о восстановлении срока, которое обоснованно оставлением ранее поданного иска без движения и его возвращением.
Согласно ст. 48 Налогового кодекса РФ, Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
13.04.2020г. налоговый орган в установленный законом шестимесячный срок после отмены судебного приказа обратился в суд с иском о взыскании недоимки по налогу, пени со Шрейдера А.А.. Определением суда от 15.04.2020г. иск был оставлен без движения в связи с его недостатками, которые предложено устранить налоговому органу до 29.04.2020г. В целях устранения недостатков истцом составлено уточненное исковое заявление, которое направлено ответчику. Определением суда от 7.05.2020г. иск возвращен в связи с не предоставлением доказательств получения ответчиком уточненного иска. Между тем, не полученный ответчиком почтовый конверт, возвращен налоговому органу 8.06.2020г. по истечении срока хранения. Таким образом, суд приходит к выводу об уважительности причин пропуска установленного срока на обращение налогового органа в суд и необходимости его восстановления.
Учитывая изложенное, установленный ст. 48 Налогового кодекса РФ, порядок принудительного взыскания недоимки налоговым органом соблюден.
Порядок расчета налоговым органом, подлежащих взысканию со Шрейдера А.А. земельного налога за 2015г., 2016г. в отношении принадлежащего ответчику имущества судом проверен, признан правильным. Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, с ответчика Шрейдера А.А. подлежит взысканию недоимка по земельному налогу за 2015г. в сумме 3421 рубль, за 2016г. в сумме 3421 рубль.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Расчет пени предъявленной ко взысканию по земельному налогу судом проверен, признан верным, размер пени указан в требовании № 1403, соответственно, с учетом установленных обстоятельств за несвоевременную уплату налога за 2015г. и 2016г. по земельному налогу – 120,24 рубля.
Согласно ч.1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
На основании указанной нормы закона со Шрейдера А.А. подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 рублей в доход бюджета Завьяловского района.
Руководствуясь ст.ст. 179-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Алтайскому краю частично удовлетворить.
Взыскать со Шрейдера Александра Артуровича, проживающего по адресу: <адрес> пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Алтайскому краю недоимку по земельному налогу за 2015г. в сумме 3421 рубль, за 2016г. в сумме 3421 рубль, пени по земельному налогу в сумме 120 рублей 24 копейки.
Взыскать со Шрейдера Александра Артуровича в доход бюджета Завьяловского района государственную пошлину в сумме 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Завьяловский районный суд Алтайского края в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Белоусов М.Н.