Решение по делу № 2-150/2023 от 27.02.2023

УИД 11RS0007-01-2023-000094-59

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

от 17 ноября 2023 года по делу № 2-150/2023

Вуктыльский городской суд Республики Коми в составе судьи Рейнгардт С.М., при секретаре Балыбердиной В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Вуктыл гражданское дело по иску Федоркова В. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми, ООО «Газпром Бурение», ООО «Трансстройсервис», ООО «Управление технологического транспорта и специальной техники - Бурсервис» о признании отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, возложении обязанности засчитать периоды работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 19.02.2023.,

установил:

Федорков В.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о признании отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, возложении обязанности засчитать периоды работы в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением им трудовой деятельности на работе с тяжелыми условиями труда следующие периоды: с 06.04.2000 по 31.05.2000, с 21.11.2000 по 27.11.2000, с 01.12.2000 по 31.12.2000, 13.02.2001, с 01.10.2001 по 17.10.2002, с 12.01.2014 по 10.08.2014, с 09.10.2014 по 31.12.2014, с 01.05.2016 по 15.11.2016, с 07.02.2017 по 28.07.2017, с 17.01.2018 по 19.01.2018, с 27.11.2018 по 30.09.2019, с 01.01.2020 по 31.12.2020, с 29.09.2021 по 25.01.2023, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 19.02.2023.

Впоследствии истцом были увеличены исковые требования, в соответствии с которыми он просит: признать отказ Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, возложить обязанность засчитать периоды работы в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением им трудовой деятельности на работе с тяжелыми условиями труда – с 06.04.2000 по 31.05.2000, с 21.11.2000 по 27.11.2000, с 01.12.2000 по 31.12.2000, 13.02.2001, с 01.10.2001 по 17.10.2002, с 12.01.2014 по 10.08.2014, с 09.10.2014 по 31.12.2014, с 01.05.2016 по 15.11.2016, с 07.02.2017 по 28.07.2017, с 17.01.2018 по 19.07.2018, с 27.11.2018 по 30.09.2019, с 01.01.2020 по 31.12.2020, с 29.09.2021 по 25.01.2023, назначить досрочную страховую пенсии по старости с 19.02.2023.

В обоснование требований указано, что истец обратился в ОСФР по РК с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч.1 ст. 30 и ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2023 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» решением ОСФР по РК от 01.02.2023 отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости на том основании, что в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, представленных работодателем, периоды отражены без кода особых условий труда, которые дают право на назначение страховой пенсии по старости. Истец считает, что несоблюдение работодателем обязанности по уплате страховых взносов, не может являться основанием для ограничения пенсионных прав. С учетом того, что стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера составляет 26 лет 6 месяцев 21 день, с учетом того, что 50 лет исполнилось 19.02.2023, на ОСФР по РК следует возложить обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости с 19.02.2023.

Определением Вуктыльского городского суда Республики Коми от 16.04.2023 привлечены к участию в деле в качестве соответчиков ООО «Газпром Бурение», ООО «Трансстройсервис», ООО «Управление технологического транспорта и специальной техники - Бурсервис» (далее – ООО «УТТиСТ - Бурсервис»).

Истец Федорков В.В., представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Ответчики ООО «Газпром Бурение», ООО «Трансстройсервис», ООО «Управление технологического транспорта и специальной техники - Бурсервис» о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, пришел к выводу о возможности рассмотрения иска без участия ответчиков ООО «Газпром Бурение», ООО «Трансстройсервис», ООО «Управление технологического транспорта и специальной техники - Бурсервис».

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему мнению.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.

Частью 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

В соответствии со Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, право на льготное пенсионное обеспечение имеют вышкомонтажники (код позиции 2130100а-11587).

В соответствии с пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258н периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В судебном заседании установлено, что 26.01.2023 Федорков В.В. обратился в ОСФР по Республике Коми за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по РК от 01.02.2023 Федоркову В.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ (т. 1 л.д. 10-12).

Не согласившись с решением пенсионного органа, истец обратился в суд с настоящим иском, считая, что в стаж по Списку № 2 подлежат включению указанные выше периоды.

Судом установлено, что дата регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета – ДД.ММ.ГГГГ.

В сведениях индивидуального (персонифицированного) учета на дату обращения за назначением пенсии (26.01.2023) стаж отражен по 31.12.2022 и составляет: страховой стаж – 26 лет 6 месяцев 21 день, стаж работы в МКС – 11 лет 4 дня, стаж работы в РКС – 13 лет 11 дней. Стаж работы в РКС с учетом МКС – 21 год 3 месяца 14 дней, стаж работы с тяжелыми условиями труда (календарно) – 6 лет 2 месяца 26 дней,стаж работы с тяжелыми условиями труда (с учетом льготного исчисления периодов работы до 01.01.2002) – 6 лет 11 месяцев 9 дней.

В силу пункта 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работ в условиях труда, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования (Постановление Минтруда РФ от 22 мая 1996 года № 29).

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий утверждены Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года № 1015.

Согласно п. 11 указанных Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Кроме того, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В судебном заседании установлено, подтверждено трудовой книжкой истца, что Федорков В.В. 06.04.2000 принят в Дочернее общество с ограниченной ответственностью «Бургаз» филиал «Севербургаз» вышкомонтажником 3 разряда в Вышкомонтажный участок по контракту по вахтовому методу (приказ № 333к от 06.04.2000), уволен по соглашению сторон 17.10.2002 (приказ № 1236-к от 17.10.2002); 12.01.2014 принят в ООО Строительная монтажная компания «ГарантЭнергоСервис» вышкомонтажником 5 разряда в вышкомонтажный цех (приказ № 3-к от 12.01.2014), 05.05.2016 трудовой договор расторгнут по инициативе работника (приказ № 31 от 05.05.2016); 06.05.2016 принят в обособленное подразделение ООО «Управление технологического транспорта и специальной техники-Бурсервис» Ямальского района на участок по вышкостроению на должность вышкомонтажник 5 разряда вахтовым методом работы (приказ № 205 от 06.05.2016), 16.11.2016 переведен в Филиал ООО «УТТиСТ - Бурсервис» г. Новый Уренгой вышкомонтажником 5 разряда вахтовым методом работы (приказ № 1031 от 17.11.2016), 07.02.2017 переведен в Обособленное Обособленное подразделение «Бованенковское месторождение» вышкомонтажником 5 разряда вахтовым методом работы (приказ № 291 от 13.02.2017), 20.07.2018 переведен в филиал ООО «УТТиСТ - Бурсервис» в г. Новый Уренгой вышкомонтажником 5 разряда вахтовым методом работы (приказ № 763 от 20.07.2018), 27.11.2018 переведен в Обособленное подразделение ООО «УТТиСТ - Бурсервис» Ямальский район (Бованенковское месторождение) вышкомонтажником 5 разряда вахтовым методом работы (приказ № 921 от 22.11.2015), 01.04.2020 переведен вышкомонтажником в Вышкомонтажный цех вахтовым методом работы (приказ № 390/61 от 01.04.2020), 19.07.2021 трудовой договор расторгнут по инициативе работника (приказ № 1603 от 13.07.2021); 29.09.2021 принят в ООО «Трансстройсервис» на должность вышкомонтажника 6 разряда вахтовым методом работы (приказ № 26 от 29.09.2021), 25.01.2023 уволен по собственному желанию (приказ № 1 от 25.01.2023).

В ходе судебного разбирательства по делу назначена государственная экспертиза условий труда истца.

Из заключения эксперта следует, что подтверждается льготный характер работы Федоркова В.В. в период с 06.05.2016 по 19.07.2021 на условиях полной занятости продолжительностью не менее 80% рабочего времени.

При этом экспертом указано, что в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, выпуск 6, раздел: «Бурение скважин», утвержденным постановлением Минтруда РФ от 14.11.2000 № 81, в характеристику работ вышкомонтажника входит:

- монтаж и демонтаж: основного технологического оборудования, пультов управления процессом бурения, поворотных кранов, металлических каркасов для укрытия блоков буровой установки, автоматов спуска и подъема бурильного инструмента, средств автоматизации; шинно-пневматических муфт; А-образных вышек и вышек башенного типа высотой до 45 м;

- подъем и установка отдельных блоков буровой установки, бурового и силового оборудования на фундамент;

- стыковка блоков с применением подъемно-транспортных средств;

- сборка и опрессовка нагнетательных линий и манифольдов давлением до 15 МПа (150 кгс/кв. см);

- центровка силовых передач;

- расконсервация и испытание бурового оборудования и буровых вышек;

- руководство вышкомонтажной бригадой при монтаже, демонтаже и транспортировке буровых установок номинальной грузоподъемностью до 100 т.

Указанная характеристика работ в целом соответствует описанию выполняемых вышкомонтажником работ, указанных в протоколе проведения исследований (испытаний) и измерений тяжести трудового процесса № 17А-80/15-ТТ.

Право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 указано в картах специальной оценки условий труда №№ 17А, 327А,486А, вышкомонтажник 5 разряда ООО «УТТиСТ - Бурсервис».

В материалах дела отсутствует информация о проведении аттестации рабочего места вышкомонтажника в период работы Федоркова В.В. с 06.04.2000 по 17.10.2002 в филиале «Севербургаз» дочернем ООО «Бургаз».

По результатам проведения в 2020 году специальной оценки условий труда на рабочем месте № 19-114-СОУТ/2019/4, вышкомонтажник 5 разряда ООО «ТСС» установлен итоговый класс 2 (допустимые условия труда).

В материалах дела отсутствует информация о проведении аттестации рабочего места вышкомонтажника либо специальной оценки условий труда на рабочем месте вышкомонтажника в период работы Федоркова В.В. с 12.01.2014 по 05.05.2016 в ООО «Строительная монтажная компания «ГарантЭнергоСервис».

С учетом выводов, содержащихся в заключении государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда № 20-02/11/2023 от 05.09.2023, характер и условия выполняемой Федорковым В.В. работы в качестве вышкомонтажника в периоды:

с 29.09.2021 по 25.01.2023 в ООО «ТСС», с учетом требований ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ не соответствует профессии «вышкомонтажники», предусмотренной разделом XII «Бурение, добыча и переработка нефти, газа и и газового конденсата, переработка угля и сланца», пп. «а» п. 1 «Бурение» (код 2130100а-11587) Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10;

с 06.05.2016 по 19.07.2021 в ООО «УТТиСТ - Бурсервис» соответствуют профессии «вышкомонтажники», предусмотренной разделом XII «Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца», пп. «а» п. 1 «Бурение» (код 2130100а-11587) Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

В материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить соответствие характера и условий выполняемой Федорковым В.В. работы в качестве вышкомонтажника в периоды с 06.04.2000 по 31.05.2000, с 21.11.2000 по 27.11.2000, с 01.12.2000 по 31.12.2000, 13.02.2001, с 01.10.2001 по 17.10.2002 в филиале «Севербургаз» дочернем ООО «Бургаз», с 12.01.2014 по 10.08.2014, с 09.10.2014 по 31.12.2014, с 01.05.2016 по 05.05.2016 в ООО «Строительная монтажная компания «ГарантЭнергоСервис».

Учитывая информацию о продолжительности воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, содержащуюся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест вышкомонтажника ООО «УТТиСТ – Бурсервис», можно сделать вывод, что вышкомонтажники выполняли работы, предусмотренные позицией 2130100а-11587 Списка № 2, в течение полного рабочего дня (более 80% рабочего времени). При этом в материалах дела отсутствует информация о том, что Федорков В.В. в рассматриваемый период времени выполнял работу не по профессии вышкомонтажника или ему было установлено неполное рабочее время (неполный рабочий день (смена) и (или) неполная рабочая неделя, в том числе разделением рабочего дня на части). По мнению эксперта подтверждается льготный характер работы Федоркова В.В. в период с 06.05.2016 по 19.07.2021 на условиях полной занятости продолжительностью не менее 80% рабочего времени.

Оснований не соглашаться с заключением экспертизы условий труда не имеется.

На основании абз. 2 п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Фонд и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в Фонд.

В силу ч. 1 ст. 6, п. 10 ч. 2 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996, на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Фонд открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов). В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии, определения права на получение страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и размера указанного страхового обеспечения.

Согласно ч. 1 ст. 8, ст. 15 вышеуказанного Федерального закона, сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Указанные сведения могут быть представлены страхователем лично либо через законного или уполномоченного представителя. Страхователь обязан в установленный срок представлять органам Фонда сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь представляет о каждом работающем у него лице сведения о периодах работы (деятельности), в том числе периодах работы (деятельности), включаемых в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии.

Конституционный Суд Российской Федерации в п. 4.1 Постановлении № 9-П от 10.07.2007 «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой» указал, что Федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование отношений в сфере обязательного пенсионного страхования, должен обеспечивать баланс конституционно значимых интересов всех субъектов этих отношений, а устанавливаемые им правила поддержания устойчивости и автономности финансовой системы обязательного пенсионного страхования не должны обесценивать конституционное право граждан на трудовую пенсию. Между тем, установив такой механизм определения права на трудовую пенсию по обязательному пенсионному страхованию, при котором приобретение страхового стажа и формирование расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, по существу, зависят от исполнения страхователем (работодателем) обязанности по уплате страховых взносов и от эффективности действий налоговых органов и страховщика, федеральный законодатель не предусмотрел в рамках данного механизма достаточные гарантии обеспечения прав застрахованных лиц на случай неуплаты страхователем страховых взносов или уплаты их не в полном объеме. В результате в страховой стаж граждан, надлежащим образом выполнявших работу по трудовому договору и в силу закона признанных застрахованными лицами, не засчитываются периоды работы, за которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались. Тем самым они безосновательно лишаются и части своей трудовой пенсии, чем нарушаются гарантируемые статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации пенсионные права. Кроме того, исключение из страхового стажа периодов работы, за которые страхователем не уплачены страховые взносы, равно как и снижение в указанных случаях у застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших требуемые от них законом условия, размера страховой части трудовой пенсии, фактически означает установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав - в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации или нет, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

В п. 4.5. вышеуказанного Постановления Конституционного Суда РФ указано, что пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

Разрешая исковые требования о включении в специальный стаж периоды работы истца в ООО «УТТиСТ - Бурсервис» с 06.05.2016 по 15.11.2016, с 07.02.2017 по 28.07.2017, с 17.01.2018 по 19.07.2018, с 27.11.2018 по 30.09.2019, с 01.01.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по 19.07.2021, суд приходит к выводу о доказанности работы истца в ООО «УТТиСТ - Бурсервис» вышкомонтажником 5 разряда на условиях полной занятости продолжительностью не менее 80% рабочего времени, в производстве и по профессии, которые включены в перечень рабочих профессий в бурении, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с тяжёлыми условиями труда, предусмотренных Списком № 2, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, поэтому данные периоды подлежит включению в специальный стаж истца, поскольку факт непредставления работодателями в пенсионный орган документов, подтверждающих правоустанавливающие факторы, дающие право на льготное пенсионное обеспечение, как обстоятельство, не зависящее от истца, также не может приводить к нарушению прав как работника, фактически выполнявшего работу, дающую право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжёлыми условиями труда и лишить права на назначение досрочной пенсии.

Вместе с тем, истец Федорков В.В. не представил достаточных и допустимых доказательств, подтверждающих характер и условия выполняемой им работы в должности «вышкомонтажника» в периоды с 06.04.2000 по 31.05.2000, с 21.11.2000 по 27.11.2000, с 01.12.2000 по 31.12.2000, 13.02.2001, с 01.10.2001 по 17.10.2002, с 12.01.2014 по 10.08.2014, с 09.10.2014 по 31.12.2014, с 20.07.2021 по 25.01.2023 с учетом требований ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Из трудовой книжки истца и других документов, не следует, что работа истца по должности «вышкомонтажник» осуществлялась более 80 % времени и соответствовала профессии «вышкомонтажники», предусмотренной разделом XII «Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца», пп. «а» п. 1 «Бурение» (код 2130100а-11587) Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

Таким образом, периоды работы Федоркова В.В. с 06.04.2000 по 31.05.2000, с 21.11.2000 по 27.11.2000, с 01.12.2000 по 31.12.2000, 13.02.2001, с 01.10.2001 по 17.10.2002, с 12.01.2014 по 10.08.2014, с 09.10.2014 по 31.12.2014, с 20.07.2021 по 25.01.2023 не подлежат включению в страховой стаж для назначения пенсии.

В пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом №173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21, 22 названного Федерального закона).

Из приведенного нормативного правового регулирования, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

В судебном заседании установлено, что Федорков В.В. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» 26.01.2023 и, с учетом уточнения исковых требований, просил суд обязать ответика ОСФР по РК назначить досрочную страховой пенсии по старости с 19.02.2023, однако право на назначение пенсии возникнет у него по достижению возраста 51 года, то есть с 19.02.2024.

ООО «Газпром Бурение», ООО «Трансстройсервис», ООО «Управление технологического транспорта и специальной техники - Бурсервис» не являются ответчиками по делу, поэтому от процессуального участия в деле их следует освободить.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Федоркова В. В. удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН 1101471400) зачесть Федоркову В. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (паспорт ) в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением им трудовой деятельности на работе с тяжелыми условиями труда, периоды работы с 06.05.2016 по 15.11.2016, с 07.02.2017 по 28.07.2017, с 17.01.2018 по 19.07.2018, с 27.11.2018 по 30.09.2019, с 01.01.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по 19.07.2021.

В удовлетворении требования об обязании Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН 1101471400) зачесть Федоркову В. В. (паспорт ) в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением им трудовой деятельности на работе с тяжелыми условиями труда, периодов работы с 06.04.2000 по 31.05.2000, с 21.11.2000 по 27.11.2000, с 01.12.2000 по 31.12.2000, 13.02.2001, с 01.10.2001 по 17.10.2002, с 12.01.2014 по 10.08.2014, с 09.10.2014 по 31.12.2014, с 20.07.2021 по 25.01.2023, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 19.02.2023 отказать.

От участия в деле в качестве ответчиков ООО «Газпром Бурение», ООО «Трансстройсервис», ООО «Управление технологического транспорта и специальной техники - Бурсервис» освободить.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Вуктыльский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья – С.М. Рейнгардт

Мотивированное решение составлено 24 ноября 2023 года.

УИД 11RS0007-01-2023-000094-59

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

от 17 ноября 2023 года по делу № 2-150/2023

Вуктыльский городской суд Республики Коми в составе судьи Рейнгардт С.М., при секретаре Балыбердиной В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Вуктыл гражданское дело по иску Федоркова В. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми, ООО «Газпром Бурение», ООО «Трансстройсервис», ООО «Управление технологического транспорта и специальной техники - Бурсервис» о признании отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, возложении обязанности засчитать периоды работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 19.02.2023.,

установил:

Федорков В.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о признании отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, возложении обязанности засчитать периоды работы в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением им трудовой деятельности на работе с тяжелыми условиями труда следующие периоды: с 06.04.2000 по 31.05.2000, с 21.11.2000 по 27.11.2000, с 01.12.2000 по 31.12.2000, 13.02.2001, с 01.10.2001 по 17.10.2002, с 12.01.2014 по 10.08.2014, с 09.10.2014 по 31.12.2014, с 01.05.2016 по 15.11.2016, с 07.02.2017 по 28.07.2017, с 17.01.2018 по 19.01.2018, с 27.11.2018 по 30.09.2019, с 01.01.2020 по 31.12.2020, с 29.09.2021 по 25.01.2023, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 19.02.2023.

Впоследствии истцом были увеличены исковые требования, в соответствии с которыми он просит: признать отказ Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, возложить обязанность засчитать периоды работы в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением им трудовой деятельности на работе с тяжелыми условиями труда – с 06.04.2000 по 31.05.2000, с 21.11.2000 по 27.11.2000, с 01.12.2000 по 31.12.2000, 13.02.2001, с 01.10.2001 по 17.10.2002, с 12.01.2014 по 10.08.2014, с 09.10.2014 по 31.12.2014, с 01.05.2016 по 15.11.2016, с 07.02.2017 по 28.07.2017, с 17.01.2018 по 19.07.2018, с 27.11.2018 по 30.09.2019, с 01.01.2020 по 31.12.2020, с 29.09.2021 по 25.01.2023, назначить досрочную страховую пенсии по старости с 19.02.2023.

В обоснование требований указано, что истец обратился в ОСФР по РК с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч.1 ст. 30 и ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2023 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» решением ОСФР по РК от 01.02.2023 отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости на том основании, что в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, представленных работодателем, периоды отражены без кода особых условий труда, которые дают право на назначение страховой пенсии по старости. Истец считает, что несоблюдение работодателем обязанности по уплате страховых взносов, не может являться основанием для ограничения пенсионных прав. С учетом того, что стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера составляет 26 лет 6 месяцев 21 день, с учетом того, что 50 лет исполнилось 19.02.2023, на ОСФР по РК следует возложить обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости с 19.02.2023.

Определением Вуктыльского городского суда Республики Коми от 16.04.2023 привлечены к участию в деле в качестве соответчиков ООО «Газпром Бурение», ООО «Трансстройсервис», ООО «Управление технологического транспорта и специальной техники - Бурсервис» (далее – ООО «УТТиСТ - Бурсервис»).

Истец Федорков В.В., представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Ответчики ООО «Газпром Бурение», ООО «Трансстройсервис», ООО «Управление технологического транспорта и специальной техники - Бурсервис» о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, пришел к выводу о возможности рассмотрения иска без участия ответчиков ООО «Газпром Бурение», ООО «Трансстройсервис», ООО «Управление технологического транспорта и специальной техники - Бурсервис».

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему мнению.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.

Частью 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

В соответствии со Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, право на льготное пенсионное обеспечение имеют вышкомонтажники (код позиции 2130100а-11587).

В соответствии с пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258н периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В судебном заседании установлено, что 26.01.2023 Федорков В.В. обратился в ОСФР по Республике Коми за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по РК от 01.02.2023 Федоркову В.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ (т. 1 л.д. 10-12).

Не согласившись с решением пенсионного органа, истец обратился в суд с настоящим иском, считая, что в стаж по Списку № 2 подлежат включению указанные выше периоды.

Судом установлено, что дата регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета – ДД.ММ.ГГГГ.

В сведениях индивидуального (персонифицированного) учета на дату обращения за назначением пенсии (26.01.2023) стаж отражен по 31.12.2022 и составляет: страховой стаж – 26 лет 6 месяцев 21 день, стаж работы в МКС – 11 лет 4 дня, стаж работы в РКС – 13 лет 11 дней. Стаж работы в РКС с учетом МКС – 21 год 3 месяца 14 дней, стаж работы с тяжелыми условиями труда (календарно) – 6 лет 2 месяца 26 дней,стаж работы с тяжелыми условиями труда (с учетом льготного исчисления периодов работы до 01.01.2002) – 6 лет 11 месяцев 9 дней.

В силу пункта 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работ в условиях труда, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования (Постановление Минтруда РФ от 22 мая 1996 года № 29).

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий утверждены Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года № 1015.

Согласно п. 11 указанных Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Кроме того, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В судебном заседании установлено, подтверждено трудовой книжкой истца, что Федорков В.В. 06.04.2000 принят в Дочернее общество с ограниченной ответственностью «Бургаз» филиал «Севербургаз» вышкомонтажником 3 разряда в Вышкомонтажный участок по контракту по вахтовому методу (приказ № 333к от 06.04.2000), уволен по соглашению сторон 17.10.2002 (приказ № 1236-к от 17.10.2002); 12.01.2014 принят в ООО Строительная монтажная компания «ГарантЭнергоСервис» вышкомонтажником 5 разряда в вышкомонтажный цех (приказ № 3-к от 12.01.2014), 05.05.2016 трудовой договор расторгнут по инициативе работника (приказ № 31 от 05.05.2016); 06.05.2016 принят в обособленное подразделение ООО «Управление технологического транспорта и специальной техники-Бурсервис» Ямальского района на участок по вышкостроению на должность вышкомонтажник 5 разряда вахтовым методом работы (приказ № 205 от 06.05.2016), 16.11.2016 переведен в Филиал ООО «УТТиСТ - Бурсервис» г. Новый Уренгой вышкомонтажником 5 разряда вахтовым методом работы (приказ № 1031 от 17.11.2016), 07.02.2017 переведен в Обособленное Обособленное подразделение «Бованенковское месторождение» вышкомонтажником 5 разряда вахтовым методом работы (приказ № 291 от 13.02.2017), 20.07.2018 переведен в филиал ООО «УТТиСТ - Бурсервис» в г. Новый Уренгой вышкомонтажником 5 разряда вахтовым методом работы (приказ № 763 от 20.07.2018), 27.11.2018 переведен в Обособленное подразделение ООО «УТТиСТ - Бурсервис» Ямальский район (Бованенковское месторождение) вышкомонтажником 5 разряда вахтовым методом работы (приказ № 921 от 22.11.2015), 01.04.2020 переведен вышкомонтажником в Вышкомонтажный цех вахтовым методом работы (приказ № 390/61 от 01.04.2020), 19.07.2021 трудовой договор расторгнут по инициативе работника (приказ № 1603 от 13.07.2021); 29.09.2021 принят в ООО «Трансстройсервис» на должность вышкомонтажника 6 разряда вахтовым методом работы (приказ № 26 от 29.09.2021), 25.01.2023 уволен по собственному желанию (приказ № 1 от 25.01.2023).

В ходе судебного разбирательства по делу назначена государственная экспертиза условий труда истца.

Из заключения эксперта следует, что подтверждается льготный характер работы Федоркова В.В. в период с 06.05.2016 по 19.07.2021 на условиях полной занятости продолжительностью не менее 80% рабочего времени.

При этом экспертом указано, что в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, выпуск 6, раздел: «Бурение скважин», утвержденным постановлением Минтруда РФ от 14.11.2000 № 81, в характеристику работ вышкомонтажника входит:

- монтаж и демонтаж: основного технологического оборудования, пультов управления процессом бурения, поворотных кранов, металлических каркасов для укрытия блоков буровой установки, автоматов спуска и подъема бурильного инструмента, средств автоматизации; шинно-пневматических муфт; А-образных вышек и вышек башенного типа высотой до 45 м;

- подъем и установка отдельных блоков буровой установки, бурового и силового оборудования на фундамент;

- стыковка блоков с применением подъемно-транспортных средств;

- сборка и опрессовка нагнетательных линий и манифольдов давлением до 15 МПа (150 кгс/кв. см);

- центровка силовых передач;

- расконсервация и испытание бурового оборудования и буровых вышек;

- руководство вышкомонтажной бригадой при монтаже, демонтаже и транспортировке буровых установок номинальной грузоподъемностью до 100 т.

Указанная характеристика работ в целом соответствует описанию выполняемых вышкомонтажником работ, указанных в протоколе проведения исследований (испытаний) и измерений тяжести трудового процесса № 17А-80/15-ТТ.

Право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 указано в картах специальной оценки условий труда №№ 17А, 327А,486А, вышкомонтажник 5 разряда ООО «УТТиСТ - Бурсервис».

В материалах дела отсутствует информация о проведении аттестации рабочего места вышкомонтажника в период работы Федоркова В.В. с 06.04.2000 по 17.10.2002 в филиале «Севербургаз» дочернем ООО «Бургаз».

По результатам проведения в 2020 году специальной оценки условий труда на рабочем месте № 19-114-СОУТ/2019/4, вышкомонтажник 5 разряда ООО «ТСС» установлен итоговый класс 2 (допустимые условия труда).

В материалах дела отсутствует информация о проведении аттестации рабочего места вышкомонтажника либо специальной оценки условий труда на рабочем месте вышкомонтажника в период работы Федоркова В.В. с 12.01.2014 по 05.05.2016 в ООО «Строительная монтажная компания «ГарантЭнергоСервис».

С учетом выводов, содержащихся в заключении государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда № 20-02/11/2023 от 05.09.2023, характер и условия выполняемой Федорковым В.В. работы в качестве вышкомонтажника в периоды:

с 29.09.2021 по 25.01.2023 в ООО «ТСС», с учетом требований ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ не соответствует профессии «вышкомонтажники», предусмотренной разделом XII «Бурение, добыча и переработка нефти, газа и и газового конденсата, переработка угля и сланца», пп. «а» п. 1 «Бурение» (код 2130100а-11587) Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10;

с 06.05.2016 по 19.07.2021 в ООО «УТТиСТ - Бурсервис» соответствуют профессии «вышкомонтажники», предусмотренной разделом XII «Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца», пп. «а» п. 1 «Бурение» (код 2130100а-11587) Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

В материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить соответствие характера и условий выполняемой Федорковым В.В. работы в качестве вышкомонтажника в периоды с 06.04.2000 по 31.05.2000, с 21.11.2000 по 27.11.2000, с 01.12.2000 по 31.12.2000, 13.02.2001, с 01.10.2001 по 17.10.2002 в филиале «Севербургаз» дочернем ООО «Бургаз», с 12.01.2014 по 10.08.2014, с 09.10.2014 по 31.12.2014, с 01.05.2016 по 05.05.2016 в ООО «Строительная монтажная компания «ГарантЭнергоСервис».

Учитывая информацию о продолжительности воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, содержащуюся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест вышкомонтажника ООО «УТТиСТ – Бурсервис», можно сделать вывод, что вышкомонтажники выполняли работы, предусмотренные позицией 2130100а-11587 Списка № 2, в течение полного рабочего дня (более 80% рабочего времени). При этом в материалах дела отсутствует информация о том, что Федорков В.В. в рассматриваемый период времени выполнял работу не по профессии вышкомонтажника или ему было установлено неполное рабочее время (неполный рабочий день (смена) и (или) неполная рабочая неделя, в том числе разделением рабочего дня на части). По мнению эксперта подтверждается льготный характер работы Федоркова В.В. в период с 06.05.2016 по 19.07.2021 на условиях полной занятости продолжительностью не менее 80% рабочего времени.

Оснований не соглашаться с заключением экспертизы условий труда не имеется.

На основании абз. 2 п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Фонд и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в Фонд.

В силу ч. 1 ст. 6, п. 10 ч. 2 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996, на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Фонд открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов). В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии, определения права на получение страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и размера указанного страхового обеспечения.

Согласно ч. 1 ст. 8, ст. 15 вышеуказанного Федерального закона, сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Указанные сведения могут быть представлены страхователем лично либо через законного или уполномоченного представителя. Страхователь обязан в установленный срок представлять органам Фонда сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь представляет о каждом работающем у него лице сведения о периодах работы (деятельности), в том числе периодах работы (деятельности), включаемых в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии.

Конституционный Суд Российской Федерации в п. 4.1 Постановлении № 9-П от 10.07.2007 «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой» указал, что Федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование отношений в сфере обязательного пенсионного страхования, должен обеспечивать баланс конституционно значимых интересов всех субъектов этих отношений, а устанавливаемые им правила поддержания устойчивости и автономности финансовой системы обязательного пенсионного страхования не должны обесценивать конституционное право граждан на трудовую пенсию. Между тем, установив такой механизм определения права на трудовую пенсию по обязательному пенсионному страхованию, при котором приобретение страхового стажа и формирование расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, по существу, зависят от исполнения страхователем (работодателем) обязанности по уплате страховых взносов и от эффективности действий налоговых органов и страховщика, федеральный законодатель не предусмотрел в рамках данного механизма достаточные гарантии обеспечения прав застрахованных лиц на случай неуплаты страхователем страховых взносов или уплаты их не в полном объеме. В результате в страховой стаж граждан, надлежащим образом выполнявших работу по трудовому договору и в силу закона признанных застрахованными лицами, не засчитываются периоды работы, за которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались. Тем самым они безосновательно лишаются и части своей трудовой пенсии, чем нарушаются гарантируемые статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации пенсионные права. Кроме того, исключение из страхового стажа периодов работы, за которые страхователем не уплачены страховые взносы, равно как и снижение в указанных случаях у застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших требуемые от них законом условия, размера страховой части трудовой пенсии, фактически означает установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав - в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации или нет, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

В п. 4.5. вышеуказанного Постановления Конституционного Суда РФ указано, что пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

Разрешая исковые требования о включении в специальный стаж периоды работы истца в ООО «УТТиСТ - Бурсервис» с 06.05.2016 по 15.11.2016, с 07.02.2017 по 28.07.2017, с 17.01.2018 по 19.07.2018, с 27.11.2018 по 30.09.2019, с 01.01.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по 19.07.2021, суд приходит к выводу о доказанности работы истца в ООО «УТТиСТ - Бурсервис» вышкомонтажником 5 разряда на условиях полной занятости продолжительностью не менее 80% рабочего времени, в производстве и по профессии, которые включены в перечень рабочих профессий в бурении, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с тяжёлыми условиями труда, предусмотренных Списком № 2, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, поэтому данные периоды подлежит включению в специальный стаж истца, поскольку факт непредставления работодателями в пенсионный орган документов, подтверждающих правоустанавливающие факторы, дающие право на льготное пенсионное обеспечение, как обстоятельство, не зависящее от истца, также не может приводить к нарушению прав как работника, фактически выполнявшего работу, дающую право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжёлыми условиями труда и лишить права на назначение досрочной пенсии.

Вместе с тем, истец Федорков В.В. не представил достаточных и допустимых доказательств, подтверждающих характер и условия выполняемой им работы в должности «вышкомонтажника» в периоды с 06.04.2000 по 31.05.2000, с 21.11.2000 по 27.11.2000, с 01.12.2000 по 31.12.2000, 13.02.2001, с 01.10.2001 по 17.10.2002, с 12.01.2014 по 10.08.2014, с 09.10.2014 по 31.12.2014, с 20.07.2021 по 25.01.2023 с учетом требований ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Из трудовой книжки истца и других документов, не следует, что работа истца по должности «вышкомонтажник» осуществлялась более 80 % времени и соответствовала профессии «вышкомонтажники», предусмотренной разделом XII «Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца», пп. «а» п. 1 «Бурение» (код 2130100а-11587) Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

Таким образом, периоды работы Федоркова В.В. с 06.04.2000 по 31.05.2000, с 21.11.2000 по 27.11.2000, с 01.12.2000 по 31.12.2000, 13.02.2001, с 01.10.2001 по 17.10.2002, с 12.01.2014 по 10.08.2014, с 09.10.2014 по 31.12.2014, с 20.07.2021 по 25.01.2023 не подлежат включению в страховой стаж для назначения пенсии.

В пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом №173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21, 22 названного Федерального закона).

Из приведенного нормативного правового регулирования, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

В судебном заседании установлено, что Федорков В.В. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» 26.01.2023 и, с учетом уточнения исковых требований, просил суд обязать ответика ОСФР по РК назначить досрочную страховой пенсии по старости с 19.02.2023, однако право на назначение пенсии возникнет у него по достижению возраста 51 года, то есть с 19.02.2024.

ООО «Газпром Бурение», ООО «Трансстройсервис», ООО «Управление технологического транспорта и специальной техники - Бурсервис» не являются ответчиками по делу, поэтому от процессуального участия в деле их следует освободить.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Федоркова В. В. удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН 1101471400) зачесть Федоркову В. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (паспорт ) в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением им трудовой деятельности на работе с тяжелыми условиями труда, периоды работы с 06.05.2016 по 15.11.2016, с 07.02.2017 по 28.07.2017, с 17.01.2018 по 19.07.2018, с 27.11.2018 по 30.09.2019, с 01.01.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по 19.07.2021.

В удовлетворении требования об обязании Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН 1101471400) зачесть Федоркову В. В. (паспорт ) в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением им трудовой деятельности на работе с тяжелыми условиями труда, периодов работы с 06.04.2000 по 31.05.2000, с 21.11.2000 по 27.11.2000, с 01.12.2000 по 31.12.2000, 13.02.2001, с 01.10.2001 по 17.10.2002, с 12.01.2014 по 10.08.2014, с 09.10.2014 по 31.12.2014, с 20.07.2021 по 25.01.2023, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 19.02.2023 отказать.

От участия в деле в качестве ответчиков ООО «Газпром Бурение», ООО «Трансстройсервис», ООО «Управление технологического транспорта и специальной техники - Бурсервис» освободить.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Вуктыльский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья – С.М. Рейнгардт

Мотивированное решение составлено 24 ноября 2023 года.

2-150/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Федорков Владислав Витальевич
Ответчики
ООО «Управление технологического транспорта и специальной техники - Бурсервис»
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Коми
ООО «Газпром бурение»
ООО «Трансстройсервис»
Суд
Вуктыльский городской суд Республики Коми
Судья
Рейнгардт Светлана Михайловна
Дело на странице суда
vuktyl.komi.sudrf.ru
27.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.02.2023Передача материалов судье
06.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2023Судебное заседание
26.04.2023Судебное заседание
19.05.2023Судебное заседание
02.06.2023Судебное заседание
08.06.2023Судебное заседание
16.10.2023Производство по делу возобновлено
26.10.2023Судебное заседание
31.10.2023Судебное заседание
15.11.2023Судебное заседание
17.11.2023Судебное заседание
24.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее