Дело №2-59/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 января 2018 года г.Чаплыгин
Чаплыгинский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Никифоровой И.Б.,
при секретаре Выприцкой Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ответчику администрации сельского поселения Дубовской сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области об обязании обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области о постановке скотомогильника на учет как бесхозяйного,
УСТАНОВИЛ:
Истец Липецкий межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Чаплыгинский районный суд Липецкой области с исковым заявлением к ответчику администрации сельского поселения Дубовской сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области об обязании обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области о постановке захоронения сибиреязвенных останков животных, расположенного в 800 метрах на юго-восток от дома №38 по ул.Авиационная с.Дубовое Чаплыгинского муниципального района (географические координаты N 53°07"25.4"; Е 040°05"50.4") на учет как бесхозяйного.
В обосновании исковых требований указал, что Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение плана работы на 2 полугодие 2017 года проведена проверка исполнения требований федерального законодательства по выявлению, оценке состояния, разработке защитных мероприятий для объектов и территорий складирования биологических
отходов на территории Липецкой области.
Установлено, что на территории Дубовского сельсовета Чаплыгинского
муниципального района имеется захоронение сибиреязвенных останков животных. Захоронение расположено в 800 метрах на юго-восток от дома №38 по ул.Авиационная с.Дубовое Чаплыгинского муниципального района (географические координаты N 53°07"25.4"; Е 040°05"50.4").
Состояние вышеуказанного сибиреязвенного захоронения, а также его текущее содержание не соответствует требованиям действующего санитарно- эпидемиологического и ветеринарного законодательства, Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ от 04.12.1995 № 13-7-2/469, Санитарным правилам 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 №56.
Установлено, что изгородь отсутствует, защитный саркофаг отсутствует, участок зарос дикой растительностью, ворота отсутствуют, въезд на территорию прилегающую к захоронению свободный, обозначения в непригодном состоянии.
Также установлено, что названное сибиреязвенное захоронение является бесхозяйным, права на него не зарегистрированы.
Отсутствие собственника сибиреязвенного захоронения влечет невозможность обеспечения его сохранности, а соответственно, безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды. Данные обстоятельства могут привести к распространению и вспышке инфекционных заболеваний на территории региона.
С учетом изложенного, отсутствие собственника, несущего в соответствии с законодательством бремя содержания сибиреязвенного захоронения, может повлечь за собой негативные последствия для неопределенного круга лиц, в том числе жителей этой местности, а также для окружающей природной среды. При этом, как отмечалось выше, на органе местного самоуправления лежит обязанность по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Исполнение данной обязанности в полном объеме возможно после признания сибиреязвенного захоронения бесхозяйным недвижимым имуществом.
Бесхозяйное недвижимое имущество должно быть принято на учет согласно Порядку принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Приказ Министерства экономического развития РФ от 22 ноября 2013 г. № 701 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, на основании заявления органа местного самоуправления и соответствующих документов.
Бездействие органа местного самоуправления в данном случае нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, а также на защиту окружающей среды от негативного воздействия.
Вышеперечисленные нарушения действующего законодательства создают угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Помощник Липецкого межрайонного природоохранного прокурора Отрощенко М.С. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении. Уточнил срок ( в течении года с момента вступления решения суда в законную силу ) ответчик должен обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области и поставить захоронения сибиреязвенных останков животных, расположенного в 800 метрах на юго-восток от дома №38 по ул.Авиационная с.Дубовое Чаплыгинского муниципального района (географические координаты №53°07"25.4"; Е 040°05"50.4") на учет как бесхозяйного.
Ответчик администрация сельского поселения Дубовской сельсовет Чаплыгинского муниципального района в лице главы сельского поселения Докучаева Н.И., в судебном заседании исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора с учетом уточнения срока признал в полном объеме и не оспаривал. Представил в суд заявление, где указал, что ему разъяснены и понятны последствия признания иска, предусмотренные ст.173ГПК РФ.
Третье лицо Управление ветеринарии Липецкой области, в лице представителя по доверенности Артемова О.Ю. доводы, изложенные в исковом заявлении, и исковые требования поддержала в полном объеме.
Третье лицо Управление Роспотребнадзора по Липецкой области, в лице начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в Данковском, Лев-Толстовском и Чаплыгинском районах Бардиной Г.Н., в судебное заседание не явилась, была надлежаще извещена о дне, времени и месте судебного разбирательства. Предоставила отзыв на исковое заявление согласно которого место захоронения зольного несгораемого остатка подлежит обустройству и должному содержанию в соответствии с требованиями, предъявляемыми п.7.1. Санитарно-эпидемиологических правил 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», что отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Дело просила рассмотреть без участия их представителя.
Суд, рассмотрев исковое заявление Липецкого межрайонного природоохранного прокурора, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 5, 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно п.п. «ц» п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
В силу п. 7.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 N56, организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно материалов дела Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение плана работы на 2 полугодие 2017 года проведена проверка исполнения требований федерального законодательства по выявлению, оценке состояния, разработке защитных мероприятий для объектов и территорий складирования биологических отходов на территории Липецкой области.
В ходе проверки было установлено, что на территории Дубовского сельсовета Чаплыгинского муниципального района имеется захоронение сибиреязвенных останков животных. Захоронение расположено в 800 метрах на юго-восток от дома №38 по ул.Авиационная с.Дубовое Чаплыгинского муниципального района (географические координаты N 53°07"25.4"; Е 040°05"50.4").
В соответствии с подпрограммой «Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Липецкой области на 2014-2020 годы» государственной программы Липецкой области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области, утвержденной постановлением администрации Липецкой области» от 28.10.2013 N485,
территория области является стационарно-неблагополучной по сибирской язве.
Учитывая биологические особенности возбудителя и отсутствие точных данных местонахождения захоронений, существует реальная угроза вспышек сибирской язвы среди животных. В случае отсутствия вакцинопрофилактики восприимчивых животных против сибирской язвы велик риск возникновения новых очагов и быстрого распространения заболевания, а также риск заражения сибирской язвой людей.
Состояние вышеуказанного сибиреязвенного захоронения, а также его текущее содержание не соответствует требованиям действующего санитарно-эпидемиологического и ветеринарного законодательства, Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ от 04.12.1995 № 13-7-2/469, Санитарным правилам 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 №56.
Установлено, что изгородь отсутствует, защитный саркофаг отсутствует, участок зарос дикой растительностью, ворота отсутствуют, въезд на территорию прилегающую к захоронению свободный, обозначения в непригодном состоянии.
Также установлено, что названное сибиреязвенное захоронение является бесхозяйным, права на него не зарегистрированы.
Отсутствие собственника сибиреязвенного захоронения влечет невозможность обеспечения его сохранности, а соответственно, безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды. Данные обстоятельства могут привести к распространению и вспышке инфекционных заболеваний на территории региона.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2013 №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Исходя из ст. 225 Гражданского Кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
С учетом изложенного, отсутствие собственника, несущего в соответствии с законодательством бремя содержания сибиреязвенного захоронения, может повлечь за собой негативные последствия для неопределенного круга лиц, в том числе жителей этой местности, а также для окружающей природной среды. При этом, как отмечалось выше, на органе местного самоуправления лежит обязанность по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Исполнение данной обязанности в полном объеме возможно после признания сибиреязвенного захоронения бесхозяйным недвижимым имуществом.
Бесхозяйное недвижимое имущество должно быть принято на учет согласно Порядку принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Приказ Министерства экономического развития РФ от 22 ноября 2013 г. № 701 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, на основании заявления органа местного самоуправления и соответствующих документов.
Бездействие органа местного самоуправления в данном случае нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, а также на защиту окружающей среды от негативного воздействия.
Вышеперечисленные нарушения действующего законодательства создают угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Как следует из п.4 ст.27 и п.3 ст.35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушения приобрело особое общественное значение.
Из содержания ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ст.68 ч.2 ГПК РФ, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания. Признание, изложенное в письменном заявлении, приобщается к материалам дела.
Согласно ст.173 ч.3 ГПК РФ «…При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований».
Поскольку ответчик, в лице главы сельского поселения Дубовской сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области, признал исковые требования, признание им изложено в виде письменного заявления, это признание исковых требований принято судом, и в связи с вышеизложенным, суд принимает решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию сельского поселения Дубовской сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области, юридический адрес: 399945, Липецкая область, Чаплыгинский район, село Дубовое, Театральная улица, 33, в течении года с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области и поставить захоронения сибиреязвенных останков животных, расположенного в 800 метрах на юго-восток от дома №38 по ул.Авиационная с.Дубовое Чаплыгинского муниципального района (географические координаты №53°07"25.4"; Е 040°05"50.4") на учет как бесхозяйное.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Чаплыгинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: И.Б.Никифорова
Решение суда в окончательной форме изготовлено: 22 января 2018 года.