УИД: 66RS0025-01-2021-001716-10 г/д 2-25/2022
Решение составлено
25.02.2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Верхняя Салда 21 февраля 2022 года
Верхнесалдинский районный суд Свердловской области в составе
председательствующего Исаевой О.В.
при секретаре судебного заседания Бияновой М.С.
с участием представителя истца ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Верхнесалдинского городского округа о признании права собственности,
у с т а н о в и л:
ФИО6 обратился в суд с иском, с учетом уточненных требований, просит признать право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, Верхнесалдинский городской округ, <адрес> <адрес>. В обоснование заявленных требований указал, что д.м.г. между ним и администрацией <адрес> был заключен договор аренды земельного участка, расположенного в <адрес>, д.м.г. заключен договор о временном пользовании данным земельным участком. В период с 1993 по 1997 годы он своими силами и за счет собственных средств на данном земельном участке построил дом. Поскольку в 2010 году в связи с пожаром были уничтожены архивы администрации, отсутствует возможность поставить жилой дом на кадастровый учет. Жилой дом выстроен с соблюдением норм и правил, не создает угрозы жизни и здоровью граждан, в силу ст. 222 ГК РФ имеется возможность признания права собственности на жилой дом.
ФИО6 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, обратился с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя.
Представитель истца заявленные требования и доводы, изложенные в обоснование иска, поддержал в полном объеме.
В письменном отзыве представитель ответчика указал, что не возражает против удовлетворения заявленных требований при условии, что не нарушаются права и охраняемые законом интересы других лиц. При наложении координат объекта капитального строительства на кадастровую карту установлено, что в случае признания за истцом права собственности, жилому дому площадью 62,9 кв.м., расположенному в кадастровом квартале <адрес>ориентир объекта: <адрес>, <адрес> <адрес>), будет присвоен адрес: <адрес>, Верхнесалдинский городской округ, <адрес>.
Судом в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принято решение о рассмотрении дела при данной явке.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст.130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Из материалов дела следует, что д.м.г. между главой администрации д.Никитино (арендодатель) и ФИО1 (арендатор) заключен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения, по условиям которого договор заключен сроком на 10 лет, арендатор принял в аренду земельный участок, занятый приусадебным участком по <адрес>.
д.м.г. между администрацией д.Никитино в лице главы администрации и ФИО1 заключен договор № .... о временном пользовании землей сроком на 5 лет, по условиям которого земельный участок площадью 2250 кв.м. по <адрес> предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства.
Из технического плана здания от д.м.г., выполненного кадастровым инженером ЦГКУ ООО «Градкадастр» ФИО4, следует, что на земельном участке в кадастровом квартале <адрес> по адресу: <адрес>, д.Никитино, <адрес>, расположено жилое здание 1997 года постройки, площадью 62,9 кв.м.
Из содержания ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, с обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство. Указанное разрешение выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство, при этом к заявлению о выдаче такого разрешения в обязательном порядке прилагаются документы, предусмотренные ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что в отношении земельного участка, на котором истцом выстроен жилой дом, истец имел вещные права, допускающие строительство на нем данного объекта.
Согласно справке администрации Верхнесалдинского городского округа, после оформления истцом права собственности объекту капитального строительства – индивидуальному жилому дому площадью 62,9 кв.м., расположенному в кадастровом квартале 66:08:1001001 (ориентир объекта: <адрес> <адрес>), будет присвоен адрес: <адрес>, Верхнесалдинский городской округ, <адрес>.
Судом установлено, что территория, на которой находится спорный объект недвижимого имущества, отнесена к зоне земель населенных пунктов для использования под жилой дом индивидуальной жилой застройки, градостроительным регламентом которой размещение указанного объекта недвижимого имущества не противоречит.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что создание спорного объекта недвижимости не противоречит требованиям документа территориального планирования, назначение объекта соответствует требованиям градостроительного регламента.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также статьей 3 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
В соответствии с частью 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома.
Согласно пунктам 1, 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в ред. от 03.08.2018) выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садового дома.
В соответствии со ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в ред. от 03.08.2018) в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, на момент рассмотрения спора, выдача разрешения на строительство объектов индивидуального жилищного строительства не требуется.
В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона начаты строительство жилого дома, вправе до 1 марта 2019 года направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства. При этом применяются положения статьи 51.1, частей 16 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, выдача такого разрешения осуществляется в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) и направление уведомления в соответствии со статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется (ч.3 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ).
Из материалов дела следует, что в срок до д.м.г. истец в администрацию уведомления о планируемом строительстве жилого дома не направлял, ранее с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома не обращался.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Материалами дела установлено, что целевым назначением земельного участка, на котором расположено спорное строение, является эксплуатация индивидуального жилого дома. Заявленный объект недвижимого имущества является самовольной постройкой, создан в отсутствие разрешительной документации. Однако, жилой дом возведен на земельном участке, отведенном в установленном законом порядке для строительства индивидуального жилого дома, без нарушений градостроительных норм, истцом представлены надлежащие доказательства отсутствия угрозы жизни и здоровью граждан ее сохранением.
Из заключения ООО «НТ ГОСТ» № .... от д.м.г. следует, что было проведено техническое обследование элементов несущих и ограждающих конструкций самовольно построенного жилого дома по адресу: <адрес> <адрес> результатам обследования установлено, что строительно-монтажные работы при строительстве дома выполнены в целом в соответствии с действующими в области строительства нормами. Общее техническое состояние ограждающих и несущих конструкций дома оценивается как работоспособное, обеспечивающее восприятие эксплуатационных нагрузок. Опасность внезапного обрушения конструкций отсутствует. Самовольно возведенный объект не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Нормальная эксплуатация дома возможна.
Данное заключение суд принимает в качестве доказательства, поскольку оно содержит исследовательскую часть, проводилось обследование конструкций постройки (в том числе фундамента, перекрытий, стен, крыши и т.п.), данное заключение отражает существующее состояние конструкций.
Судом установлено, что строение возведено в границах ранее выделенного земельного участка. Доказательств тому, что строение возведено на земельном участке, права на который принадлежат иным лицам, материалы дела не содержат.
Суд учитывает, что строение соответствует строительным нормам и правилам, требованиям пожарной безопасности, нормам инсоляции, пригодно для эксплуатации, его сохранение прав и охраняемых законом интересов других лиц не нарушает и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Также судом установлено то обстоятельство, что сохранение спорной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности права смежных землепользователей.
Таким образом, отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.
Судом установлено, что истцом предпринимались надлежащие меры к легализации строения, что подтверждается обращением к кадастровому инженеру для получения технического плана здания. Право собственности на спорный жилой дом на момент рассмотрения спора ни за кем не зарегистрировано.
При таких обстоятельствах, учитывая, что гражданское законодательство Российской Федерации допускает исключительную возможность судебного признания права собственности на самовольно возведенный объект недвижимости, суд приходит к выводу, что заявленные требования о признании права собственности на жилой дом, построенный без разрешительной документации, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования ФИО1 к администрации Верхнесалдинского городского округа о признании права собственности – удовлетворить.
Признать за ФИО1 право собственности на жилой дом общей площадью 62,9 кв.м., расположенный в кадастровом квартале <адрес> по адресу: <адрес>, Верхнесалдинский городской округ, <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Верхнесалдинский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья О.В. Исаева