84RS0001-01-2020-000363-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 октября 2020 года г. Дудинка
Дудинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Кулага С.В., при секретаре Тарановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-346 по административному иску Хайруллина Рамиля Рашитовича к ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» и призывной комиссии города Норильска и Таймырского Долгано – Ненецкого района Красноярского края о признании незаконным решения призывной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился с вышеуказанным иском к административным ответчикам, мотивируя свои требования тем, что с 19.02.2009 состоит на воинском учете Военного комиссариата города Норильска Красноярского края, где ему было выдано удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. 19.12.2019 призывная комиссия города Норильска и Таймырского Долгано – Ненецкого района Красноярского края вынесла решение в отношении административного истца о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований согласно п. 1.1. ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ, что подтверждается выпиской из протокола от 19.12.2019 2У-3. Данное решение административный истец, со ссылкой на отдельные положения Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положения о призыве на военную службу Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 №663, Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утв. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007 №400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 №663» просит суд признать незаконным.
Стороны о времени и месте судебного заседания были извещены своевременно и надлежащим образом.
Административный истец Хайруллин Р.Р. в судебное заседание не явился.
Представитель административного истца Шульга Я.И., явившись в судебное заседание, исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске, настаивала на его удовлетворении. Суду показала, что именно на военный комиссариат возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащих призыву. Хайруллин Р.Р. не совершал со своей стороны, каких – либо виновных действий, не уклонялся от прохождения каких – либо мероприятий, связанных с призывом на военную службу, в том числе в осенний призыв 2019 года, явился в указанные по повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, присутствовал на заседании призывной комиссии. Кроме этого, на заседании призывной комиссии 12.19.2019 отсутствовал ее председатель, что говорит о том, что решение призывной комиссии было вынесено незаконным составом.
Представители ответчиков ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края», призывной комиссии города Норильска и Таймырского Долгано – Ненецкого района Красноярского края в судебное заседание не явились, уважительности причин неявки суду не сообщили. В ранее представленных отзывах просили в удовлетворении иска отказать.
При таких обстоятельствах, в отсутствие возражений представителя истца, суд считает возможным рассмотреть данное административное дело при имеющейся явке.
Суд, заслушав представителя административного истца, свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Названный Федеральный закон, конкретизируя положения пункта 2 его статьи 22, определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву: в силу его статей 23 и 24 от исполнения воинской обязанности освобождаются граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья; от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; на освобождение от призыва на военную службу имеют право граждане, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень, являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, и граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов; не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, граждане, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, а также граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с семейными обстоятельствами, получением образования и по иным перечисленным в статье 24 основаниям.
В силу части 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинский обязанности военной службе» при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В соответствии с п. 34 раздела III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. № 663, регламентирующего порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Свидетель Свидетель №1, в судебном заседании суду показала, что состоит в должности медицинской сестры Центра медицинской экспертизы ВК г. Норильска и Таймырского Долгано – Ненецкого район Красноярского края, в 2019 году входила в состав призывной комиссии Таймырского Долгано – Ненецкого района. 19.02.2009 Хайруллин Р.Р. был поставлен на воинский учет. 2009 году, не снявшись с воинского учета в г. Дудинка убыл в г. Красноярск, где обучался в ВУЗе с 2009 по 2014 г.г., заводилось розыскное дело призывника. В октябре 2014 года встал на учет в ВК по Октябрьскому и Железнодорожному району г. Красноярска. В весенний призыв 2015 года Хайруллиным Р.Р. не в полном объеме были предоставлены в ВК медицинские документы (анализы), необходимые для определения его категории годности, в связи с чем, документы по нему не были переданы в призывную комиссию и решение по нему не было принято. Решением призывной комиссии от 24.11.2015 Хайруллин Р.Р. призван на военную службу. Однако решение призывной комиссии было Хайруллиным Р.Р. обжаловано в судебном порядке. В удовлетворении иска отказано. 01.04.2016 поставлен на учет в ВК г. Норильска. Прибыл по повестке 08.11.2016. При прохождении медицинской комиссии врач невролог и врач терапевт выдали ему направление на дополнительное обследование по месту жительства в г. Дудинка. Прошел обследование у врача невролога, который вынес заключение - категория годности «В». Данное заключение было признано необоснованным, поскольку к нему не были приложены необходимые подтверждающие категорию годности медицинские документы. Кроме этого, Хайруллин Р.Р. не представил результаты фиброгастероскопии. Таким образом, итогового решения по определению его годности в период призыва 2016 года принято не было. Далее, 28.11.2017 Хайруллину Р.Р. было выдано направление к врачу неврологу, поскольку в течение года необходимого дополнительного медицинского обследования он не прошел. До окончания призывной компании 2017 года Хайруллин Р.Р. необходимых медицинских документов не представил. Далее, 13.11.2018 вновь был направлен на дополнительное медицинское освидетельствование. Представил медицинское заключение, на котором не имелось не имелось подписи главного врача, печати и углового штампа медицинской организации, данное заключение не имело номера регистрации. 29.11.2018 Хайруллин Р.Р. по повестке не явился. Решение по нему принято не было. Весной 2019 года Хайруллин Р.Р. встал на воинский учет в ВК по г. Норильске, поскольку зарегистрировался по месту жительства в г. Норильске, прошел медицинскую комиссию. По результатам медицинского освидетельствования был признан годным к прохождению военной службы с незначительными ограничениями и был предназначен в сухопутные войска. Получил повестку на отправку, но для отправки в войска не прибыл, поскольку с 31.05.2019 по 21.06.2019 находился на больничном листе. После окончания болезни Хайруллин Р.Р. представил лишь больничный лист, из которого не усматривалось его заболевание, что не позволило определить его годность к прохождению военной службы после нахождения на больничном листе. Хайруллин Р.Р. мог представить требуемые документы до 15.07.2019, однако этого не сделал. Ему была выдана повестка на 05.11.2019, явился, прошел медицинскую комиссию, получил направление на сдачу анализов, был вызван повесткой на 12.11.2019, в этот день ему было выдано направление на прохождение флюорографии, 19.11.2019 Хайруллин Р.Р. не представил результаты данного обследования. Был вызван повесткой на 26.11.2019, не прибыл, вызван на 28.11.2019, вновь не представил результаты обследования, был вызван на комиссию на 19.12.2019 для вопроса снятия с воинского учета, поскольку ДД.ММ.ГГГГ Хайруллину Р.Р. исполнилось 27 лет.
Судом установлено и следует из личного дела призывника №, что Хайруллин Р.Р., родился ДД.ММ.ГГГГ, является гражданином РФ, состоял на воинском учете призывников в военном комиссариате г. Норильска и Таймырского Долгано – Ненецкого района Красноярского края с 19.02.2009.
В период времени с 05.08.2009 по 31.08.2014 год обучался в Красноярском <данные изъяты>, куда убыл без снятия с воинского учета в г. Дудинка.
05.09.2014 принят на воинский учет отделом военного комиссариата по Октябрьскому и Железнодорожному районам г. Красноярска.
Согласно ст. 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинский обязанности военной службе" граждане при постановке на воинский учет, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей; по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Как следует из личного дела призывника в весенний призыв 2015 года Хайруллиным Р.Р. не в полном объеме были предоставлены в ВК медицинские документы (анализы), необходимые для определения его категории годности, в связи с чем, документы по нему не были переданы в призывную комиссию и решение по нему не было принято.
По результатам медицинского освидетельствования, решением призывной комиссии 24.11.2015 Хайруллину Р.Р. установлена категория годности Б-4 «годен к военной службе с незначительными ограничениями». Не согласившись с принятым решением, Хайруллин Р.Р. обжаловал его в судебном порядке. 16.02.2016 решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска в удовлетворении административного иска Хайруллина Р.Р. к призывной комиссии Октябрьского и Железнодорожного района г. Красноярска, военному комиссариату Красноярского края об оспаривании решения о призыве на военную службу, установлении категории годности к военной службе отказано в полном объеме. Решение суда вступило в законную силу 22.03.2016 (т. 1 л.д. 190-192).
Далее, 01.04.2016 Хайруллин Р.Р. поставлен на воинский учет в ВК г. Норильска и Таймырского Долгано – Ненецкого района и в соответствии с п. «п» ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинский обязанности военной службе» подлежал призыву на военную службу в период с 01.11. по 31.12.2016 года. В период призыва Отделом по г. Норильску и ТДН району ВК по Красноярскому краю Хайрулин Р.Р. был направлен на стационарное лечение по месту жительства, обязан явкой на 24.11.2016. Согласно выписному эпикризу находился на стационарном лечении в КГБУЗ «Таймырская МРБ» с 25.11.2016 по 07.12.2016. По окончанию лечения представил в отдел по г. Норильску и ТДН району ВК по Красноярскому краю медицинское заключение о состоянии своего здоровья, оформленное не в соответствии приложением №5 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 16 сентября 2015 г. № 533 (отсутствует угловой штамп и печать медицинской организации, не подписано главным врачом и заведующим отделения). Таким образом, решение призывной комиссии в отношении Хайруллина Р.Р. не выносилось (т. 1 л.д. 75 о/с), в виду отсутствия сведений о состоянии здоровья призывника. В период призывных компаний 2017, 2018 годов Хайрулин Р.Р. направлялся на дополнительное медицинское обследование (т. 1 л.д. 199-206), в связи с чем, решения призывной комиссией в отношении него не принимались.
30.05.2019 решением призывной комиссии Хайруллин Р.Р. был призван на военную службу с категорией Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями (т. 1 л.д. 77), выдана повестка о явке в г. Норильск для отправки к месту прохождения военной службы на 14.06.2019 к 10.30 часам (т. 1 л.д. 149) В период с 31.05.2019 по 21.06.2019 Хайруллин Р.В. находился на больничном листе, приступить к работе в 22.06.2019 (т. 1 л.д. 144,146). Хайруллин Р.Р. мог представить требуемые документы до 15.07.2019, однако этого не сделал. Была выдана повестка о явке в ВК 05.11.2019 с результатами анализов и ряда медицинских обследований (ЭКГ, ФЛГ в 2-х проекциях) (т. 1 л.д. 14)
Хайруллин Р.Р. являлся в ВК г. Норильска и ТДН района Красноярского края 05.11.2019, 12.11.2019, 26.11.2019, 28.11.2019, 19.12.2019.
ДД.ММ.ГГГГ Хайруллин Р.Р. достиг возраста 27 лет.
Как следует из рапорта начальника отделения подготовки и призыва граждан на военную службу ВК г. Норильска и ТДН района Красноярского края Хайруллин В.В. не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (т. л.д. 150).
Решением призывной комиссии Таймырского Долгано – Ненецкого муниципального района от 19.12.2019 Хайруллин Р.Р. на основании п.п. 1 ст. 29 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинский обязанности военной службе» признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (т. 1 л.д. 151).
Таким образом, правовых оснований для признания незаконным решения призывной комиссии, принятое 19.12.2019 не имеется, т.к. административный истец 31.08.2014 закончил обучение в ВУЗе и с указанной даты законных оснований, с которыми связывается освобождение, отсрочки от призыва на военную службу или освобождение от исполнения воинской обязанности, не имеет. Доказательств, подтверждающих наличие у Хайруллина Р.Р. предусмотренных законом оснований для не прохождения военной службы после 31.08.2014 и до достижения им 27-летнего возраста, суду не предоставлено.
Соответственно, принятое призывной комиссией Таймырского Долгано – Ненецкого муниципального района решение от 19.12.2019 о признании Хайруллина Р.Р. на основании п.п. 1 ст. 28 ФЗ-53 от 28.03.1998 не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, является законным и обоснованным.
Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 28.03.1998 № 53 "О воинской обязанности и военной службе" в состав призывной комиссии включаются: глава муниципального образования или его заместитель - председатель призывной комиссии; должностное лицо военного комиссариата - заместитель председателя комиссии; секретарь комиссии; врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу; представитель соответствующего органа внутренних дел; представитель соответствующего органа, осуществляющего управление в сфере образования; представитель соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы).
Состав призывной комиссии Таймырского Долгано – Ненецкого района Красноярского края в октябре – декабре 2019 года утвержден распоряжением и.о. Губернатора Красноярского края от 30.09.2019 № 540-рг.
Разделом 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 установлен порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии. Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.
Вопреки доводам представителя административного истца о вынесении обжалуемого решения призывной комиссией г. Норильска и Таймырского Долгано – Ненецкого муниципального района в незаконным составе, ввиду отсутствия на заседании ее председателя, оспариваемое решение принято правомочным органом - призывной комиссией, состоящей из 7 человек (т. 1 л.д. 64-67), отсутствие на заседании комиссии одного из ее членов не повлекло и не могло повлечь нарушений прав административного истца.
При таких обстоятельствах, исковые требования Хайруллина Р.Р. к ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» и призывной комиссии города Норильска и Таймырского Долгано –Ненецкого района Красноярского края о признании незаконным решения призывной комиссии не обоснованы и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Хайруллина Рамиля Рашитовича к ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» и призывной комиссии города Норильска и Таймырского Долгано – Ненецкого района Красноярского края о признании незаконным решения призывной комиссии, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Дудинского районного суда Красноярского края.
Судья С.В. Кулага.
Решение в полном объеме изготовлено 09.10.2020 года.