72RS0010-01-2021-001020-27
Номер дела в суде первой инстанции 2а-673/2021
Дело № 33а-3124/2021
Апелляционное определение
г. Тюмень |
16 июня 2021 года |
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего |
Колосковой С.Е., |
судей |
Галяутдиновой Е.Р., Левиной Н.В., |
при секретаре |
Семенец Е.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению Ишимского межрайонного прокурора на решение Ишимского городского суда Тюменской области от 02 апреля 2021 года, которым постановлено:
«Удовлетворить административное исковое заявление ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы Б.С.А., <.......> года рождения.
Установить в отношении Б.С.А. административный надзор на срок 3 (три) года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Установить Б.С.А. административные ограничения:
1. Запретить посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в указанных мероприятиях.
2. Запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22 часов до 06 часов.
3. Возложить обязанность являться два раза в месяц для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания.
4. Запретить выезд за пределы г. Тюмени, Тюменской области, без разрешения территориального органа внутренних дел по месту жительства или пребывания, если это не связано с выполнением трудовых обязанностей».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Левиной Н.В., заключение прокурора С.М.О., поддержавшего доводы апелляционного представления, объяснения Б.С.А., возражавшего против удовлетворения представления, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области (далее также – ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Б.С.А., освобождаемого из мест лишения свободы. Требования мотивированы тем, что приговором Ленинского районного суда г. Тюмени от 27 сентября 2011 года Б.С.А. осужден за совершение преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 111, частью 1 статьи 318 Уголовного кодекса Российской Федерации, к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Б.С.А. подлежит освобождению из ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области 10 мая 2021 года, за период отбывания наказания зарекомендовал себя с отрицательной стороны, за неоднократные нарушения правил признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в учреждении был трудоустроен непродолжительное время, к труду относится отрицательно, мероприятия воспитательного характера посещает, положительные выводы делает слабо. Учитывая, что Б.С.А. отбывает наказание за совершение особо тяжкого преступления, в период отбывания наказания признан злостным нарушителем, просило установить в отношении Б.С.А. административный надзор сроком на 3 года с ограничениями в виде: запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут; запрещения выезда за пределы территории г. Тюмени; обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Представитель ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области Г.А.С., действующий на основании доверенности от 05 марта 2021 года, в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Б.С.А., принимавший участие в судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи, с административным иском согласился.
В заключении участвующий в деле прокурор Н.В.А. полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласен Ишимский межрайонный прокурор А.С.Ф. В апелляционном представлении просит решение суда изменить, из пункта 4 резолютивной части решения исключить фразу: «если это не связано с выполнением трудовых обязанностей».
В возражениях на апелляционное представление Б.С.А. просит оставить решение городского суда без изменения.
Представитель ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области в заседание суда апелляционной инстанции не явился. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционного представления он извещен надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения представления не заявлены, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционное представление в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявление ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области, суд первой инстанции правильно руководствовался нормами Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее также – Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»), в силу статьи 2 которого административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 данного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 названной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В силу пункту 1 части 3 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Как следует из материалов дела, приговором Ленинского районного суда г. Тюмени от 27 сентября 2011 года Б.С.А. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 111, частью 1 статьи 318 Уголовного кодекса Российской Федерации, и приговорен к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Постановлением начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области от 25 марта 2019 года на основании статьи 116 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Б.С.А. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Как указано в характеристике на осужденного, Б.С.А. за период отбывания наказания неоднократно объявлялись выговоры, он водворялся в ШИЗО-ПКТ, всего имеет 20 дисциплинарных взысканий, к труду относится отрицательно, осужденный на путь исправления не встал, характеризуется отрицательно.
В соответствии со статьей 15 Уголовного кодекса Российской Федерации совершенное Б.С.А. преступление, предусмотренное частью 4 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации, относится к категории особо тяжких преступлений. В силу пункта «д» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент совершения преступления) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, судимость погашается по истечении 8 лет после отбытия наказания.
Учитывая изложенные обстоятельства, принимая во внимание приведенные выше положения статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», у суда имелись основания для удовлетворения заявления ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области и установления административного надзора в отношении Б.С.А.
Установление административного надзора при наличии предусмотренных Федеральным законом № 64-ФЗ оснований, включая административные ограничения, согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2018 года № 2782-О).
Установленные Б.С.А. административные ограничения, а также срок административного надзора не носят произвольного характера, соответствуют закону, тяжести, степени общественной опасности совершенного им преступления, определены с учетом личности Б.С.А. и других заслуживающих внимания обстоятельств. Указанные ограничения являются необходимыми и обоснованными в целях предупреждения совершения осужденным новых преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. Оснований не согласиться с выводами суда в указанной части судебная коллегия не усматривает.
Вместе с тем, принимая решение об установлении Б.С.А. административного надзора, судом указано на его определение за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, что не соответствует положениям пункта1 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Также судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционного представления относительно формулировки пункта 4 резолютивной части решения суда.
Суд первой инстанции, принимая решение об установлении Б.С.А. административных ограничений, указал в пункте 4 резолютивной части решения суда на установление административного ограничения в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории: г. Тюмени Тюменской области без разрешения территориального органа внутренних дел по месту жительства или пребывания, если это не связано с выполнением трудовых обязанностей. Между тем, такое исключение является необоснованным, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Пунктом 3 статьи 10 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено, что поднадзорное лицо имеет право обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными частью 3 статьи 12 названного Федерального закона.
В связи с этим судебная коллегия полагает, что указание в резолютивной части фразы «если это не связано с выполнением трудовых» является неправильным, поскольку тем самым решением суда разрешено покидать установленные судом пределы территории без обращения за разрешением на это в орган внутренних дел, а потому данная фраза подлежит исключению из резолютивной части решения.
Несоответствие выводов суда относительно исчисления срока установленного в отношении Б.С.А. административного надзора, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права привели к постановлению незаконного в части решения, что в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для его изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ишимского городского суда Тюменской области от 02 апреля 2021 года изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
«Административное исковое заявление ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы Б.С.А., <.......> года рождения удовлетворить.
Установить в отношении Б.С.А. административный надзор на срок 3 (три) года.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Установить Б.С.А. административные ограничения:
1. Запретить посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в указанных мероприятиях.
2. Запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22 часов до 06 часов.
3. Возложить обязанность являться два раза в месяц для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания.
4. Запретить выезд за пределы г. Тюмени, Тюменской области без разрешения территориального органа внутренних дел по месту жительства или пребывания».
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи коллегии