РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 декабря 2023 года ЗАТО г. Зеленогорск
Зеленогорский городско суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Бойцовой Л.А.,
при секретаре Боковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Зеленогорск, действующего в интересах субъекта Российской Федерации Красноярский край в лице КГКУ «Центр Занятости населения ЗАТО г. Зеленогорск», к Федину И.А. о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ЗАТО г. Зеленогорск, действуя в интересах субъекта Российской Федерации Красноярский край в лице КГКУ «Центр занятости населения ЗАТО г. Зеленогорска», обратился в суд с исковым заявлением к Федину И.А. и просит взыскать с него в пользу субъекта Российской Федерации - Красноярский край в лице КГКУ «ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорск» денежные средства в размере 199 555 рублей 20 копеек.
В обоснование заявленных требований указывает, что в результате проверки проведенной прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорска по информации КГКУ «ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорска» от ДД.ММ.ГГГГ о соблюдении законодательства о занятости было установлено, что между органом занятости и Фединым И.А. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор № «О предоставлении единовременной финансовой помощи». При этом на основании приказа директора КГКУ ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорск от ДД.ММ.ГГГГ № органом занятости принято решение о выделении Федину И.А. ЕФП в размере 199 555,20 рублей.
Ответчик нарушил условия, изложенные в п. 2.1.2 и 2.1.7, в соответствии с которыми на него возложена обязанность осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев с момента регистрации в качестве ИП (т.е. до ДД.ММ.ГГГГ), а также не менее двух раз в течение 12 месяцев с момента регистрации в качестве ИП (т.е. до ДД.ММ.ГГГГ), обеспечить возможность органу занятости провести посещение места осуществления предпринимательской деятельности. Более того, приговором Зеленогорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом апелляционного постановления Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ) Федин И.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. В ч. 3 ст. 158 УК РФ и ему назначено наказание 1 год лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
С учётом того, что Фединым И.А. предпринимательская деятельность не ведется и по условиям, изложенным в п.п. Д п. 3.1 Договора №, это является основанием ля возврата суммы Единовременной финансовой помощи в краевой бюджет. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора с указанными исковыми требованиями.
Прокурора ФИО4 в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Директор КГКУ «ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорска» ФИО5 в суд не явился, извещен надлежащим образом о дне слушании дела, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что исковые требования поддерживает в полном объеме.
Ответчик Федин И.А. в судебное заседание не явился, отбывает наказание в <данные изъяты> России по <адрес>, о рассмотрении дела извещен надлежаще, о чем свидетельствует его подпись на сопроводительном письме о направлении в его адрес копии иска и судебной повестки на ДД.ММ.ГГГГ, возражений относительно заявленных исковых требований суду не представил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц с учетом требований ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав прокурора ФИО4, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7), одновременно закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе на труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7).
В силу ст. 309 Гражданского кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 3, абзацами седьмым и одиннадцатым подпункта 8 пункта 1 статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся: разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения; профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан; содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
Оказание единовременной финансовой помощи (далее - ЕФП) указанной категории граждан предусмотрено также перечнем мероприятий, изложенных в приложении № к подпрограмме «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» Государственной программы Красноярского края. «Содействие занятости населения» утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п (далее Государственная программа).
Постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ N 429-п утвержден Порядок, условия и размер предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению краевых государственных учреждений службы занятости населения, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, перечня расходов, на финансирование которых предоставляется единовременная финансовая помощь, порядка подтверждения получателем единовременной помощи исполнения условий ее предоставления и целевого использования средств единовременной финансовой помощи, порядка возврата средств единовременной финансовой помощи в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении".
В соответствии с п. 1.2 указанного Порядка, предоставление единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также предоставление единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации осуществляется получателям центрами занятости населения за счет средств краевого бюджета в пределах доведенных до них главным распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
Для получения единовременной финансовой помощи гражданин обращается с заявлением на предоставление единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации по форме, являющейся приложением N 3 к Порядку. Заявление представляется в центр занятости населения или в краевое государственное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - МФЦ) на бумажном носителе лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал), краевого портала государственных и муниципальных услуг (далее - Региональный портал) или на электронный адрес центра занятости населения (п. 2.2 Порядка в ред. Постановления Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ N 442-п действовавшего на момент заключения договора с Фединым).
Согласно п. 2.2.6. в согласованную дату получатель обращается в центр занятости населения и представляет требуемые документы (п. 2.2.6 Порядка в редакции от ДД.ММ.ГГГГ N 442-п).
Порядок, условия и размер предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, перечень расходов, на финансирование которых предоставляется единовременная финансовая помощь, условия ее предоставления и целевого использования средств единовременной финансовой помощи изложены в Порядке утверждённом Постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ N 442-п. действовавшего на момент заключения договора с Фединым.
Единовременная финансовая помощь перечисляется получателю не позднее 15 календарных дней с даты издания приказа на лицевой счет, открытый в кредитной организации Российской Федерации, при поступлении в центр занятости населения выписки из ЕГРИП или выписки из ЕГРЮЛ, содержащей сведения о государственной регистрации получателя в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2.8 Порядка в ред. Постановления Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ N 201-п действовавшего на момент заключения договора с Фединым)
В соответствии с условиями договора получатель не позднее 90 календарных дней с момента перечисления единовременной финансовой помощи на лицевой счет представляет копии документов, подтверждающих целевое расходование единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства (кассовый чек и копия кассового чека, договор, счет-фактура, платежное поручение, товарная (товарно-транспортная) накладная, акт приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг), расписка о передаче денежных средств, квитанция к приходному кассовому ордеру и (или) квитанция-бланк строгой отчетности и товарный чек, договор аренды (купли-продажи), копия свидетельства о государственной регистрации права собственности, акт приема-передачи нежилого помещения, строительная смета, путевой лист, расчет стоимости перевозки) (пункт 3.1 Порядка в ред. Постановления Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ N 442-п действовавшего на момент заключения договора с Фединым)
Центр занятости населения получает информацию об осуществлении гражданином предпринимательской деятельности на основании межведомственных запросов, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в следующие сроки: 1) не позднее следующего рабочего дня после представления гражданином документов, подтверждающих целевое использование единовременной финансовой помощи; 2) за 5 рабочих дней до даты посещения гражданина в рамках осуществления контроля центром занятости населения за осуществлением гражданином предпринимательской деятельности; 3) не позднее следующего дня по истечении каждого трехмесячного периода в течение 12 месяцев со дня государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или государственной регистрации создаваемого юридического лица или государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства или постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (3.4 Порядка).
Пунктов 3.5 Порядка определено, что в соответствии с договором центр занятости населения после истечения 6 месяцев со дня государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или государственной регистрации создаваемого юридического лица или государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства или постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход организует посещение гражданина в рамках осуществления контроля за осуществлением предпринимательской деятельности, соответствием осуществляемой предпринимательской деятельности виду экономической деятельности, предусмотренному договором, наличием товаров (осуществления работ, услуг), приобретенных (оплаченных) за счет средств единовременной финансовой помощи в соответствии с документами, подтверждающими целевое использование единовременной финансовой помощи, представленными гражданином в центр занятости населения.
Единовременная финансовая помощь подлежит возврату в краевой бюджет в следующих случаях: представление недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных на получение единовременной финансовой помощи; невыполнение (несвоевременное выполнение) обязанности по представлению документов, подтверждающих целевое использование единовременной финансовой помощи; несоответствие фактически осуществляемой предпринимательской деятельности виду деятельности, указанному в договоре; ликвидация юридического лица или прекращение получателем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства ранее истечения 12 месяцев с момента регистрации получателя в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства; фактическое неосуществление предпринимательской деятельности без ликвидации юридического лица, учредителем которого являлся получатель, без прекращения получателем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства; представление документов, подтверждающих целевое использование единовременной финансовой помощи на сумму менее суммы единовременной финансовой помощи, выплаченной получателю. Размер единовременной финансовой помощи, подлежащий возврату, равен сумме, на которую не представлены документы, подтверждающие целевое использование (п. 4.1 Порядка).
В соответствии с п. 4.4 Порядка Центр занятости населения в течение 5 календарных дней с момента обнаружения нарушений условий предоставления единовременной финансовой помощи, указанных в пункте 4.1 Порядка, направляет получателю (в зависимости от способа, указанного в заявлении) уведомление о возврате единовременной финансовой помощи в течение 30 календарных дней с момента получения указанного уведомления получателем.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Федин И.А. обратился в ЦЗН с заявлением на получение ЕФП, представил бизнес-план организации предпринимательской деятельности.
ДД.ММ.ГГГГ Красноярский край в лице Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения» ЗАТО г. Зеленогорска и Федин И.А. зарегистрированный в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ заключили договор № о предоставлении единовременной финансовой помощи.
По условиям п. п. 1.1, 2.1.1 Договора № и в соответствии пп. 1.1. п. 1.1. государственной программы Красноярского края «Содействие занятости населения», п. 1.1.9 перечня мероприятий, указанных в приложении № к Государственной программе, орган занятости предоставляет Федину И.А. единовременную финансовую помощь в размере 199 555,20 руб. при условии его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Федин И.А. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировался, как индивидуальный предприниматель №; ОГРНИП №), указав в качестве основного вида деятельности - разведение молочного крупной рогатого скота, производство сырого молока (ОКВЭД -01.41), что подтверждается выпиской из ЕГРИП.
На основании приказа директора КГКУ ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорск от ДД.ММ.ГГГГ № органом занятости принято решение о выделении Федину И.А. ЕФП в размере 199555,20 руб.
Уведомление о принятом органом занятости решении вручено Федину И.А. под роспись ДД.ММ.ГГГГ.
Денежные средства фактически перечислены ответчику ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пунктами 2.1.3, 2.14 Договора № на Федина И.А. возложены обязанности: произвести целевое расходование средств ЕФП в соответствии с бизнес- планом и не позднее 90 календарных дней с момента перечисления единовременной финансовой помощи на лицевой счет предоставить в КГКУ ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорск копии документов, подтверждающих целевое расходование денежных средств.
Во исполнение условий п. 2.1.4 Договора № Федин И.А. предоставил в ЦЗН ДД.ММ.ГГГГ договоры купли-продажи сельскохозяйственных животных за наличный расчет: от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО6 о приобретении двух дойных коров за сумму 165 000 руб. и от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО7 о приобретении одного быка породы симментал за 60 000 руб.; акты приема-передачи крупного рогатого скота и акты приема-передачи денежных средств, подписанные сторонами.
Согласно п. 2.1.2 Договора № предусмотрена обязанность получателя ЕФП осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (до ДД.ММ.ГГГГ).
Пунктом 2.1.7 Договора № предусмотрена обязанность Федина И.А. в течение 12 месяцев с момента государственной регистрации (до ДД.ММ.ГГГГ), не менее двух раз обеспечить возможность органу занятости провести посещение места осуществления предпринимательской деятельности на соответствие осуществляемой предпринимательской деятельности виду деятельности, предусмотренному договором о предоставлении ЕФП, наличие товаров, приобретенных на средства ЕФП в соответствии с документами, предоставленными гражданином в центр занятости населения, для подтверждения произведенных расходов.
КГКУ ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорска неоднократно (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) направлялись Федину И.А. письма-уведомления о согласовании дня посещения места осуществления предпринимательской деятельности, а также требование о возврате средств ЕФП в краевой бюджет, которые оставлены ответчиком без внимания.
По настоящее время провести посещение места осуществления Фединым И.А. предпринимательской деятельности и получить подтверждение целевого расходования выделенных средств ЕФП на приобретение крупного рогатого скота по договорам от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ органу занятости не представилось возможным.
Кроме того, приговором Зеленогорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по уголовному делу № (апелляционным определением Красноярского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ) Федин И.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. В ч. 3 ст. 158 УК РФ, и ему назначено наказание один год лишения свободы, с отбыванием в исправительной колонии общего режима. Федину И.А. ДД.ММ.ГГГГ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Учитывая требования закона и фактические обстоятельства дела, установленные в судебном заседании, суд считает, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Поскольку ответчиком были нарушены условия договора о предоставлении единовременной финансовой помощи, имеются правовые основания на взыскание с ответчика в полном объеме полученной единовременной финансовой помощи.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, размер госпошлины физического лица по искам имущественного характера составляет 5191,10 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора ЗАТО г. Зеленогорска в интересах субъекта Российской Федерации Красноярский край в лице КГКУ «Центр занятости населения ЗАТО г. Зеленогорска» к Федину И.А. о взыскании денежных средств удовлетворить.
Взыскать с Федина И.А., ФИО1 № в пользу субъекта Российской Федерации - Красноярский край в лице Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения ЗАТО г. Зеленогорск» средства единовременной финансовой помощи в размере 199 555 (сто девяносто девять тысяч пятьсот пятьдесят пять) рублей 50 копеек.
Взыскать с Федина ФИО1 № в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 5191 рубль 10 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в месячный срок.
Председательствующий Л.А. Бойцова