Решение по делу № 2-1044/2022 от 18.05.2022

Дело №2-1044/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    13 июля 2022 года                                                                             г. Алушта

    Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:

    председательствующего - судьи Захаровой Т.Л.,

    при секретаре Подольском В.А.,

    с участием представителя истца Зенкиной Л.С. - Верещагина А.Б., действующего на основании доверенности <адрес>3 от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя Администрации г. Алушта Республики Крым и Управления имущественных и земельных отношений Администрации г.Алушта Республики Крым – Юшковой С.А., действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ .18 соответственно,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зенкиной Л.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Скидан В.В., Гафонова С.С., Гафонова С.Г., Гафоновой В.А., Гафоновой М.С., Гафонова Д.С., Троян С.С. к Администрации <адрес> Республики Крым, Управлению имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Зенкиной Л.С., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Скидан В.В., а также ФИО15, ФИО13, Гафоновой В.А., Гафоновой М.С., Гафонова Д.С., Троян С.С. обратились в суд с иском к Администрации <адрес> Республики Крым, Управлению имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым о признании незаконным бездействия по не отселению истцов из аварийного дома, возложении обязанности немедленно отселить их из аварийного дома с предоставлением благоустроенного жилья.

Исковые требования мотивированы тем, что истец Зенкиной Л.С. и члены ее семьи – ФИО13 (<данные изъяты>), Гафоновой В.А. <данные изъяты>), Гафоновой М.С. (<данные изъяты>), Троян С.С. (ФИО17) С.С. (<данные изъяты>), ФИО15 (<данные изъяты>), Гафонова Д.С. (<данные изъяты> Скидан В.В. <данные изъяты>) зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, а также осуществляют оплату коммунальных платежей за жилое помещение. В настоящее время дом передан в муниципальную собственность Администрации <адрес>, на основании постановления Госсовета РК от ДД.ММ.ГГГГ «О даче согласия СМ РК на передачу из госсобственности РК в муниципальную собственность».

Постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом, где проживают истцы, был признан аварийным, подлежащим сносу. Управлению имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> предписано отселить граждан из многоквартирного дома немедленно, после осуществления государственной регистрации права муниципальной собственности на жилые помещения, находящиеся в маневренном фонде. Считает, что дальнейшее проживание истцов в доме, который признан аварийным, является опасным для их жизни и здоровья. Органы местного самоуправления не предпринимают каких-либо шагов, направленных на отселение жителей из аварийного дома и предоставления им благоустроенного жилья, что повлекло обращение истцов за судебной защитой.

В судебном заседании представитель истца Зенкиной Л.С. исковые требования поддержал, настаивая на их удовлетворении. Считает, что постановление Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ не дает Администрации <адрес> Республики Крым оснований не осуществлять мер по переселению людей из аварийного жилья. Установленный в нем срок не является пресекательным. Администрацией <адрес> до настоящего времени не предпринято никаких мер, направленных на реализацию постановления от ДД.ММ.ГГГГ Считает, что ответчики незаконно бездействуют.

Иные истцы в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении в суд не поступало.

Представитель ответчиков в судебном заседании возражала против исковых требований. Считала иск необоснованным и незаконным. Пояснила, что дом, в котором проживают истцы, признан аварийным, однако постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление от ДД.ММ.ГГГГ в части срока для отселения, который установлен в 5 лет. При этом, постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части установленного срока являлось предметом судебной оценки. Считает, что апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ имеет преюдициальное значение для данного спора. Срок отселения еще не наступил. Обращений о порядке, сроке, механизме отселения от истцов или иных жильцов не поступало. Невозможность проживания в доме в настоящее время ничем не подтверждена.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Ч.4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Указанным Положением установлен в частности порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти принимает решение о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В силу п. 3.21-3.24 1 Постановления Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Признание помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (вместе с "Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Признание помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции") на основании заключения комиссии секретарь комиссии готовит проект постановления Администрации <адрес> Республики Крым о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ, который визируется Главой администрации <адрес>

Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года (вопрос 3), в соответствии с пунктами 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Из материалов дела судом установлено следующее.

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> <адрес> является муниципальной собственностью на основании решения Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ дело (л.д.40).

Постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим сносу многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>. Управлению имущественных и земельных отношений администрации <адрес> постановлено отселить граждан из многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, немедленно, после осуществления государственной регистрации права муниципальной собственности на жилые помещения, находящиеся в маневренном фонде (л.д.11,41-42).

В соответствии с постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в постановление Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, п.2 изложен в следующей редакции:

«Срок отселения граждан из многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> в <адрес> составляет 5 лет» (л.д.51-52).

ДД.ММ.ГГГГ на п.2 постановления Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ прокурором приносился протест, а также подавалось исковое заявление в суд.

Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ решение Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменено, принято по делу новое решение. В удовлетворении административного искового заявления прокурора <адрес> Республики Крым о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить определённые действия – отказано (л.д.43-50).

Из содержания указанного судебного акта следует, что при рассмотрении заявленных требований следует исходить из того, что само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены.

Кроме того, обосновывая установленный для расселения срок представитель администрации <адрес> Республики Крым в дополнениях к апелляционной жалобе указал, что устанавливая по согласованию с представителем Прокуратуры <адрес> срок отселения из спорного дома, администрация ориентировалась на сроки, устанавливаемые в региональной программе, а также на преддоговорные отношения по планируемому инвестиционному проекту по строительству объекта жилищного назначения с целью последующей реализации жилых помещений, с передачей в собственность жилых помещений – квартир, в количестве и жилой площадью квартир в соответствии с нормами действующего законодательства для переселения лиц, постоянно зарегистрированных в соответствии с порядком, установленным законом и проживающих в аварийных многоквартирных домах на территории земельных участков по адресам: <адрес> <адрес> <адрес>, который имеется в материалах дела.

Законодательством не установлены требования о незамедлительном отселении лиц в случае признания межведомственной комиссией жилого помещения непригодным для проживания.

Правомерность вселения, проживания и регистрации Гафонова С.Г., Гафоновой В.А., Гафоновой М.С., Троян С.С. (ФИО17) С.С., Гафонова С.С., Гафонова Д.С.. Зенкиной Л.С., Скидан В.В., а также несения расходов за проживание в <адрес> <адрес> <адрес> подтверждается типовым договором от ДД.ММ.ГГГГ расчетными книжками по оплате коммунальных услуг, справками ресурсоснабжающих организаций об отсутствии задолженности по коммунальным платежам от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-13, 14-17,19-21,22).

Исходя из представленных доказательств, суд приходит к выводу о преждевременности заявленных истцами требований, учитывая, что срок, в который граждане должны быть отселены из спорного многоквартирного дома истекает ДД.ММ.ГГГГ При этом, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Доказательств обратного истцом в материалы дела не представлено и судом, в ходе рассмотрения дела не добыто.

Доводы представителя истца о том, что постановление Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ является доказательством непригодности жилого помещения и немедленного выселения проживающих в нем лиц, основаны на неправильном толковании вышеприведенных положений закона, в связи с чем подлежат отклонению.

Правового значения при разрешении настоящего спора не имеют и утверждения представителя истца об отсутствии доказательств о принятии каких-либо мер, направленных на отселение жителей <адрес> <адрес> <адрес>.

Каких-либо обращений истцов к ответчикам, с доказательствами, обосновывающими необходимость их немедленного отселения, ввиду опасности их квартиры для жизни и здоровья человека по причине её аварийного состояния, суду не представлено.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд –

РЕШИЛ:

Исковые требования Зенкиной Л.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Скидан В.В., Гафонова С.С., Гафонова С.Г., Гафоновой В.А., Гафоновой М.С., Гафонова Д.С., Троян С.С. к Администрации <адрес> Республики Крым, Управлению имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течении одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Алуштинский городской суд.

Судья                                                                                   Захарова Т.Л.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-1044/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гафанова Мария Сергеевна
Гафанов Сергей Георгиевич
Гафанова Валентина Арсентьевна
Гафонов Даниил Сергеевич
Зенкина Любовь Сергеевна
Зенкина Любовь Сергеевна в интересах Скидан Владмира Владимировича
Троян Светлана Сергеевна
Гафонов Сергей Сергеевич
Ответчики
Администрация г. Алушты
Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Алушты
Другие
Пищенков Дмитрий Анатольевич
Верещага А.Б.
Суд
Алуштинский городской суд Республики Крым
Судья
Захарова Татьяна Леонидовна
Дело на сайте суда
alushta.krm.sudrf.ru
18.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.05.2022Передача материалов судье
23.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.07.2022Судебное заседание
18.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее