Решение по делу № 2-1937/2022 от 01.04.2022

Производство № 2-1937/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июня 2022 года                                                                                                 г. Смоленск

Промышленный районный суд г. Смоленска в составе:

председательствующего (судьи) Шиловой И.С.,

при секретаре                   Пивоваровой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело (УИД 67RS0003-01-2022-002090-45) по иску Демидовой Татьяны Анатольевны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области о включении периодов в стаж работы в льготном исчислении и признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения,

УСТАНОВИЛ:

Демидова Т.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области (далее по тексту – ГУ-ОПФР по Смоленской области) о включении периодов в стаж работы в льготном исчислении и признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В обоснование заявленных требований указала, что решением ответчика от 03.02.2022 ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховые пенсиях» как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста из-за отсутствия требуемого 30 лет специального стажа. Периоды работы с 01.12.1992 по 05.09.1994 в должности медсестры и старшей медицинской сестры в КПП «Шахтоуправление Сафоновское» и комитета по образованию при главе администрации Сафоновского района, с 05.12.1994 по 14.07.1997 в должности фельдшера здравпункта УПР шахты 7 не включены в специальный стаж.

Просит признать указанные периоды работы подлежащими включению в специальный стаж с применением льготного порядка исчисления как один год и шесть месяцев для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

    В судебное заседание истец Демидова Т.А. не явилась, обеспечив явку представителя Литвиненко В.В., который заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить. Дополнительно указал, что работа медсестры в детских садах засчитывалась в стаж работы медицинским работникам в соответствии с Перечнем №1397 от 01.10.1993. Просит включить данный период в календарном исчислении.

Представитель ответчика ГУ-ОПФР по Смоленской области – Макаров А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал относительно удовлетворения исковых требований истца, поддержав письменные возражения на исковое заявление. В возражениях указали, что Демидова Т.А. 17.01.2022 обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.11.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением от 03.02.2022 ей отказано в назначении таковой из-за отсутствия требуемого специального стажа 30 лет. На дату обращения – 17.01.2022 у истца имелось 27 лет 03 месяца 17 дней специального стажа. Период с 01.12.1992 по 05.09.1994 не засчитан в специальный стаж, поскольку учреждение «детский сад» не является лечебно-профилактическим и санитарно-эпидемиологическим, а также учреждением здравоохранения. Период работы с 05.12.1994 по 14.07.1997 в должности фельдшера здравпункта УПР шахты 7 нельзя засчитать в специальный стаж, поскольку Списками учреждений здравоохранений «здравпункт» не предусмотрен. Кроме того, истец в период с 06.11.1995 по 16.02.1997 находилась в отпуске по уходу за детьми, который также не подлежат включению. Просят в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Выслушав позицию сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30 и 32 Федерального закона №400-ФЗ, представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.

Часть 3 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ предусматривает, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона №400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

В целях реализации ст.ст. 30 и 31 Федерального закона №400-ФЗ Правительством РФ 16.07.2014 принято постановление №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с п.п.«н» п.1 Постановления №665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.20 ч.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Вступивший в силу с 01.01.2015 Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» сохраняет право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста тем лицам, которым право на досрочную пенсию предоставлялось до 01.01.2002 и сохранялось Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В судебном заседании установлено и следует из письменных материалов дела, что 17.01.2022 Демидова Т.А. обратилась в ГУ-УПФ РФ в г.Смоленске с заявлением о назначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением пенсионного органа от 03.02.2022 истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия права. На дату обращения – 17.01.2022 стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составляет 27 лет 03 месяца 17 дней.

Указанным решением не зачтены, в том числе, периоды: с 01.12.1992 по 05.09.1994 в должности медсестры и старшей медицинской сестры в КПП «Шахтоуправление Сафоновское» и комитета по образованию при главе администрации Сафоновского района и с 05.12.1994 по 14.07.1997 в должности фельдшера здравпункта УПР шахты 7.

Истец просит включить в специальный стаж периоды с 01.12.1992 по 05.09.1994 в должности медсестры и старшей медицинской сестры в КПП «Шахтоуправление Сафоновское» в календарном исчислении, а период с 05.12.1994 по 14.07.1997 в должности фельдшера здравпункта УПР шахты 7 в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев.

Согласно представленной трудовой книжки серии Демидова Т.А. 01.08.1992, окончив Вяземское медучилище, принята на работу на должность медсестры реанимационно-анестезиологического отделения в Сафоновскую центральную районную больницу (приказ №159 от 23.07.1992). 01.12.1992 на основании приказа №246 от 30.11.1992 освобождена от работы и в порядке служебного перевода направлена в распоряжение начальника КПП «Шахтоуправление Сафоновское» для работы по специальности.

Согласно приказу №72-к от 01.12.1992 принята медсестрой в детский сад №6. 30.06.1994 уволена по ст.29 п.5 КЗОТ РФ по переводу в Комитет по образованию при главе администрации Сафоновского района, на основании приказа №37-к от 30.06.1994.

Приказом от 01.07.1994 принята по переводу в детское учреждение №6 Комитета по образованию при главе администрации Сафоновского района старшей медицинской сестрой. В соответствии с приказом №13 от 05.09.1994 уволена в связи с ликвидацией детского учреждения.

С 05.12.1994 принята фельдшером здравпункта УПР шахты 7 на основании приказа №142-к от 05.12.1994, откуда уволена 14.07.1997 на основании приказа №79-к от 14.07.1994 в связи с ликвидацией предприятия (л.д. 12-13).

В соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ при определении стажа на соответствующих видах работ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, действовавших при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности). При этом применяются положения пенсионного законодательства, в том числе постановления Правительства правительственных органов и разъяснений иных уполномоченных органов с учетом периода действия соответствующих актов.

Если в указанном порядке требуемый для назначения досрочной пенсии стаж не определяется, то исчисление периодов соответствующей работы (деятельности), имевшей место до 1 января 2002 года, возможно с учетом постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года №2-П, то есть на основании нормативных правовых актов, действовавших по состоянию на 31 декабря 2001 года.

В стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная или иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464; периоды работы с 01.11.1999 по 13.11.2002 – по Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1066; периоды работы с 14.11.2002 - по Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правилам исчисления вышеназванной работы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781. С учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.10.2004 №2-П право на указанную пенсию может быть определено с применением всех вышеназванных Списков к соответствующим периодам работы.

Таким образом, законодатель право на получение досрочной пенсии связывает с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, что свидетельствует о необходимости учета характера, специфики, сложности такой работы.

Разрешая требование истца о включении в специальный стаж периоды работы с 01.12.1992 по 05.09.1994 в должности медсестры и старшей медицинской сестры в КПП «Шахтоуправление Сафоновское» и комитета по образованию при главе администрации Сафоновского район, суд приходит к следующему.

Согласно действовавшему до 1 октября 1993 года регулированию (постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства с приложенным к нему Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет) работа в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры детского дома, детского сада включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.

Принятые впоследствии Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464), и Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066), не предусматривали возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры в детских домах, детских садах, равно как не предусматривает такую возможность и Список, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781.

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 24.12.2020 №3021-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Файкушиной Татьяны Сергеевны на нарушение ее конституционных прав подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» само по себе изменение оценки профессиональной деятельности медицинских сестер в организациях, не относящихся к учреждениям здравоохранения (детских садах, яслях и т.п.), применительно к льготному пенсионному обеспечению, притом что за ними сохранено право на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в такой стаж, не может расцениваться как произвольное и нарушающее право на пенсионное обеспечение.

В материалах дела нашел подтверждения факт работы истца в период с 01.12.1992 по 05.09.1994 в должности медсестры и старшей медицинской сестры в КПП «Шахтоуправление Сафоновское» и комитета по образованию при главе администрации Сафоновского района.

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимость включения в специальный стаж работы истца в календарном исчислении периода работы в должности медсестры в детском саду №6 (КПП «Шахтоуправление Сафоновское») имевшим место до 01.10.1993, согласно действовавшему до 1 октября 1993 года Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет №1397. В удовлетворении требования о включении в специальный стаж истца периода работы с 01.10.1993 по 05.09.1994 надлежит отказать.

Разрешая требования истца о включении периода работы с 05.12.1994 по 14.07.1997 в должности фельдшера здравпункта УПР шахты 7 суд приходит к следующему.

В стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная или иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464

При исчислении периодов работы, указанных в подпунктах «н» п. 1 Постановления №665, - применяется постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.

Пунктом 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно – эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 №464, предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно – профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В соответствии со Списком профессий и должностей от 06.09.1991 №464, а также Номенклатурой учреждений здравоохранения (приложение 3 к Положению об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденному приказом Минздравмедпрома России от 20.02.1995 №35) доказательств того, что здравпункт Шахтеуправление «Сафоновское» (УПР шахты 7) являлся структурно выделенным лечебно-профилактическим учреждением и входил в состав поликлиники или амбулатории не представлено.

В пункте 6 Правил №781, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года №449, предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном данными правилами, работа в должностях, указанных в списке:

в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

В приведенном пункте 6 Правил речь идет о фельдшерских здравпунктах, которые являются структурными подразделениями организаций, относящихся к воинским частям. Однако Демидова Т.А. работала в здравпункте, который не относится к категории фельдшерского здравпункта воинской части, а доказательств отнесения Шахтеуправление «Сафоновское» (УПР шахты 7) к структурным подразделением государственных или муниципальных организаций (воинских частей) не представлено, в связи с чем положения пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», к спорным отношениям не применимы.

Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения требования истца о включении периода работы с 05.12.1994 по 14.07.1997 в должности фельдшера здравпункта УПР шахты 7 в специальный стаж истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Демидовой Татьяны Анатольевны удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области (ИНН 6730011729, ОГРН 1026701434539) зачесть в специальный стаж работы Демидовой Татьяны Анатольевны (), дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в календарном исчислении период работы с 01.12.1992 по 30.09.1993 в должности медсестры в КПП «Шахтоуправление Сафоновское».

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья                                                                И.С. Шилова

2-1937/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Демидова Татьяна Анатольевна
Ответчики
ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Смоленской области
Суд
Промышленный районный суд г. Смоленск
Судья
Шилова Ирина Сергеевна
Дело на странице суда
prom.sml.sudrf.ru
01.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2022Передача материалов судье
04.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.04.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.06.2022Судебное заседание
08.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2022Дело оформлено
11.07.2022Дело передано в архив
01.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее