УИД 65RS0001-01-2023-009408-88
Дело № 2-8158/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 декабря 2023 года город Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Волковой А.А.,
при ведении протокола помощником судьи Габидулиной И.А.,
с участием: помощника Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО, действующего на основании удостоверения,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора к индивидуальному предпринимателю ФИО о возложении обязанности прекратить накопление твердых коммунальных отходов на земельных участках, ликвидировать свалку отходов,
у с т а н о в и л:
23.10.2023 Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ИП ФИО. о возложении обязанности прекратить накопление твердых коммунальных отходов на земельных участках, ликвидировать свалку отходов. В обоснование требований указал, что Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по вопросу организации ИП ФИО. пункта перегруза твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории закрытой свалки ТКО г. Холмска. Установлено, что на основании заключенного государственного контракта ИП ФИО. осуществляет транспортировку отходов в границах МО «Холмский городской округ» для сортировки и размещения на Полигоне ТКО г. Южно-Сахалинска «Известковый». На земельных участках с кадастровыми номерами № ИП ФИО. осуществляется выгрузка твердых коммунальных отходов из мусоровозов навалом на землю, которые после загружаются в большегрузы для транспортировки до Полигона «Известковый». Фактически на указанных земельных участках ответчиком производится временное накопление ТКО, при этом площадка для накопления ТКО в установленном законодательством порядке не оборудована: отсутствует твердое покрытие, система ливнестоков, защита от атмосферных осадков и ветра. Отсутствие твердого покрытия, а также воздействие атмосферных осадков на отходы, размещенные с нарушением требований действующего законодательства, может повлечь выделение химических веществ в воздух, почву, а также распространение отходов на прилегающие земли государственного лесного фонда Холмского лесничества. Допущенные нарушения законодательства влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, и гарантированных государством.
02.08.2023 природоохранной прокуратурой в адрес ИП ФИО. внесено представление об устранении выявленных нарушений, которые до настоящего времени не устранены.
Просит суд обязать ИП ФИО. прекратить накопление твердых коммунальных отходов на земельных участках с кадастровыми номерами № по <адрес> в отсутствие твердого покрытия, системы ливнестоков, защиты от атмосферных осадков и ветра с момента вступления решения суда в законную силу; возложить на ИП ФИО. обязанность ликвидировать свалку отходов на земельных участках с кадастровыми номерами № по <адрес> в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца – помощник Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора – ФИО заявленные требования поддержал по основаниям, приведенным в иске, просил их удовлетворить.
Ответчик ИП ФИО. в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом, в том числе по электронной почте, судебные извещения, направленные по известным адресам ответчика, возвращены в адрес суда с отметкой почтового органа «За истечением срока хранения».
В соответствии со ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Суд выполнил процессуальную обязанность, предусмотренную ч. 1 ст. 113 ГПК РФ по вызову лиц, участвующих в деле, при этом ИП ФИО., заняв пассивную позицию, не обеспечив надлежащее получение корреспонденции по юридическому адресу ИП, непосредственную явку в судебное заседание как себя лично, так и своего представителя, самостоятельно должен нести риски отказа от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, в том числе, предусмотренных ст. 56 ГПК РФ, на представление доказательств и возражений при несогласии с заявленными исковыми требованиями.
Руководствуясь положениями ч. 4 ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, признав причины неявки неуважительными.
Представители третьих лиц МБУ «Управление городским дорожным хозяйством МО «Холмский городской округ», администрации МО «Холмский городской округ», АО «Управление по обращению с отходами» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
Руководствуясь положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.
В соответствии с письменным отзывом представитель АО «Управление по обращению с отходами» ФИО указал, что Общество является региональным оператором Сахалинской области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами на период с 01.01.2018 по 31.12.2027. 27.02.2023 по результатам электронного аукциона между ИП ФИО. и региональным оператором был заключен государственный контракт на транспортировку ТКО из МО «Холмский городской округ» до объекта сортировки отходов юго-западнее карьера «Известковый» со сроком действия с 01.03.2023 по 31.12.2023. В соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 08.11.2021 №, размещение ТКО на территории Холмского городского округа осуществляется на полигоне (свалке), расположенном в Холмском ГО восточнее <адрес>, № Распоряжением от 26.06.2023 указанный объект был исключен из перечня объектов размещения ТКО, 26.07.2023 исключен из территориальной схемы в связи с ее принятием в новой редакции.
Заслушав в судебном заседании пояснения представителя истца, исследовав собранные в материалах дела доказательства, оценив их в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Статьи 41 и 42 Конституции Российской Федерации закрепляют право каждого на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», требования в области охраны окружающей среды – это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (статья 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
В силу статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с абзацами 4 и 8 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Пунктом 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов определено юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ, транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Согласно частям 1 и 2 статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема обращения с отходами). Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается в соответствии с документами территориального планирования.
В силу части 4 статьи 13.4 Закона об отходах производства и потребления органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно частям 6 и 7 статьи 12 указанного закона объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Из изложенного следует, что размещение объектов накопления твердых бытовых отходов возможно в соответствии с утвержденной территориальной схемой в области обращения с такими отходами, которая разрабатывается в соответствии с документами территориального планирования.
В соответствии с пунктом 10 статьи 24.6 Федерального закона №89-ФЗ операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную Территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
В силу статьи 13.4 Федерального закона 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
В силу пунктов 220, 221 вышеуказанного СанПиН 2.1.3684-21 при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;
- поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);
- поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
На территории предприятия в месте накопления отходов на открытых площадках должна быть ливневая канализация, за исключением накопления отходов в водонепроницаемой таре.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по вопросу организации ИП ФИО. пункта перегруза ТКО на территории закрытой свалки ТКО г. Холмска.
Проведенной проверкой установлено, что 27.02.2023 АО «Управление по обращению с отходами» по результатам электронного аукциона с ИП ФИО. заключен государственный контракт № на оказание услуг по транспортированию отходов на территории Сахалинской области в пределах зоны регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в границах МО «Холмский городской округ».
Согласно п. 5 Технического задания к Контракту, отходы собранные в границах МО «Холмский городской округ» транспортируются для сортировки и размещения до Полигона ТКО г. Южно-Сахалинска (Известковый), что также подтверждается схемой потоков отходов Территориальной схемы обращения с отходами Сахалинской области, утвержденной приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 08.11.2021 №.
В ходе выездной проверки установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами № ИП ФИО. осуществляется выгрузка твердых коммунальных отходов из мусоровозов № навалом на землю. В последующем отходы загружаются в большегрузы ИП ФИО. с государственными номерами № для транспортирования до Полигона ТКО г. Южно-Сахалинска (Известковый).
Фактически на указанных земельных участках организованы места временного накопления ТКО.
Перегрузка отходов осуществляется ИП ФИО. на основании договора на выполнение погрузо-разгрузочных работ № от 01.04.2023, заключенного с МБУ «Управление городским дорожным хозяйством МО «Холмский городской округ», на земельных участках с кадастровыми номерами №
Согласно информации администрации МО «Холмский городской округ», указанные земельные участки представлены в постоянное (бессрочное) пользование МБУ «Управление городским дорожным хозяйством МО «Холмский городской округ» на основании постановлений администрации МО «Холмский городской округ» от 10.03.2023 №№ 464, 465.
В соответствии с данными учета транспорта, въезжающего на территорию бывшего Полигона ТКО г. Холмска, автомобилями ИП ФИО ежедневно на земельные участки с кадастровыми номерами № выгружается более 150 м3 отходов.
Факт выгрузки отходов на указанных земельных участках также подтверждается данными системы ГЛОНАС.
В ходе выездной проверки прокуратурой установлено, что площадка для накопления отходов на земельных участках с кадастровыми номерами № не соответствуют требованиям п.п. 220, 221 СанПин 2.1.3684-21, а именно отсутствует твердое покрытие, система ливнестоков, защита от атмосферных осадков и ветра (укрытие брезентом, оборудование навесом), что также подтверждается представленными фотоматериалами.
На момент проверки 07.07.2023, 18.10.2023 прокуратурой выявлен факт захламления отходами земельных участков с кадастровыми номерами №.
02.08.2023 природоохранной прокуратурой в адрес ИП ФИО. внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Вместе с тем, до настоящего времени нарушения не устранены, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела стороной истца дополнительно представлен ответ по полигону ТКО г. Южно-Сахалинска за период с 10.10.2022 по 20.10.2023 и сведения из системы ГЛОНАС, в соответствии с которыми ответчиком продолжается временное накопление и погрузка-разгрузка отходов производства и потребления на площадках, не предназначенных для данных целей – на земельных участках с кадастровыми номерами №.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В нарушение приведенных норм права ответчиком не представлено объективных, относимых и допустимых доказательств, подтверждающих факт включения земельных участков с кадастровыми номерами № в Территориальную схему обращения с отходами, факт оборудования на земельных участках с кадастровыми номерами № площадки для временного накопления ТКО в соответствии с нормами действующего СанПин 2.1.3684-21, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, связанной с обращением с ТКО.
Поскольку нарушение ответчиком требований природоохранного законодательства подтверждено письменными доказательствами, представленными стороной истца, суд приходит выводу о том, что требования Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.
Оценивая срок исполнения ответчиком обязанности, о котором заявлено прокурором, суд полагает необходимым руководствоваться положениями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, регламентирующей, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд с учетом требований части 2 статьи 206 ГПК РФ, обстоятельств дела и необходимости соблюдения баланса интересов полагает установленный прокурором срок, в который ответчиком должны быть совершены возложенные на него действия, обоснованным и разумным.
Согласно статье 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
При обращении прокурора в суд с требованиями неимущественного характера в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и при удовлетворении его требований, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в размере, в котором ее должно было уплатить лицо, в чьих интересах прокурор обращается с заявлением, поскольку оно, в соответствии с требованиями статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является истцом по делу.
Требования прокурора заявлены в интересах неопределенного круга лиц – физических лиц.
Так как в силу статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления неимущественного характера физическими лицами размер госпошлины составляет 300 рублей, то с ответчика ИП ФИО. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход городского округа «город Южно-Сахалинск».
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора к индивидуальному предпринимателю ФИО о возложении обязанности прекратить накопление твердых коммунальных отходов на земельных участках, ликвидировать свалку отходов – удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО (№) прекратить накопление твердых коммунальных отходов на земельных участках с кадастровыми номерами №, расположенных по <адрес>, в отсутствие твердого покрытия, системы ливнестоков, защиты от атмосферных осадков им ветра с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить на индивидуального предпринимателя ФИО (№) обязанность ликвидировать свалку отходов на земельных участках с кадастровыми номерами №, расположенных по <адрес>, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО (№) в бюджет муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья А.А. Волкова