В суде первой инстанции дело № 2-195/2023
Дело № 33-5360/2023 г. Хабаровск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Хохловой Е.Ю.,
судей Литовченко А.Л., Плотниковой Е.Г.,
при секретаре Быстрецкой А.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 июля 2023 года гражданское дело по иску прокурора Солнечного района Хабаровского края в защиту интересов неопределенного круга к КГБУЗ "Солнечная районная больница" министерства здравоохранения Хабаровского края, министерству здравоохранения Хабаровского края о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства в области противодействия терроризму,
по апелляционной жалобе министерства здравоохранения Хабаровского края на решение Солнечного районного суда Хабаровского края от 12 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Плотниковой Е.Г., объяснения представителя истца Лазаревой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Солнечного района Хабаровского края обратился в суд с вышеуказанным иском к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Солнечная районная больница" министерства здравоохранения Хабаровского края (далее КГБУЗ "Солнечная районная больница"), Министерству здравоохранения Хабаровского края, ссылаясь, что в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства о противодействии терроризму установлено, что в нарушение требований законодательства на объектах здравоохранения КГБУЗ "Солнечная районная больница" отсутствует система видеонаблюдения, позволяющая с учетом количества установленных камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территорий).
Просил прокурор:
- обязать КГБУЗ "Солнечная районная больница" министерства здравоохранения Хабаровского края в течение трех месяцев со дня выделения финансирования оборудовать в отделения указанного учреждения в: п. Горный, п. Горин, п. Березовый, п. Хурмули, с. Эворон, п. Дуки, с.Кондон, п. Харпичан, п. Джамку, п. Амгунь, п. ДСЗ, системами видеонаблюдения, позволяющими с учетом количества установленных камер и мест их размещения, обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территорий), архивирования и хранения данных не менее 1 месяца;
- возложить на министерство здравоохранения Хабаровского края обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов КГБУЗ "Солнечная районная больница" по оборудованию отделений указанного учреждения, в п. Горный, п. Горин, п. Березовый, п. Хурмули, с. Эворон, п. Дуки, с. Кондон, п. Харпичан, п. Джамку, п. Амгунь, п. ДСЗ, системами видеонаблюдения, позволяющими с учетом количества установленных камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территорий), архивирования и хранения данных не менее 1 месяца.
Решением Солнечного районного суда Хабаровского края от 12.05.2023 исковые требования прокурора Солнечного района Хабаровского края удовлетворены.
На министерство здравоохранения Хабаровского края возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить финансирование расходов КГБУЗ "Солнечная районная больница" по оборудованию отделений указанного учреждения, в п. Горный, п. Горин, п. Березовый, п. Хурмули, с. Эворон, п. Дуки, с. Кондон, п. Харпичан, п. Джамку, п. Амгунь, п. ДСЗ, системами видеонаблюдения, позволяющих с учетом количества установленных камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территорий), архивирования и хранения данных не менее 1 месяца.
На КГБУЗ "Солнечная районная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края возложена обязанность в течение трех месяцев со дня выделения финансирования, оборудовать отделения указанного учреждения в: п. Горный, п. Горин, п. Березовый, п. Хурмули, с. Эворон, п. Дуки, с. Кондон, п. Харпичан, п. Джамку, п. Амгунь, п. ДСЗ, системами видеонаблюдения, позволяющих с учетом количества установленных камер и мест их размещения, обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территорий), архивирования и хранения данных не менее 1 месяца.
В апелляционной жалобе министерство здравоохранения Хабаровского края просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к министерству здравоохранения Хабаровского края. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что в рамках государственной программы «Модернизация первичного звена здравоохранения Хабаровского края», утвержденной распоряжением Правительства Хабаровского края от 15.12.2020 №1344-рп в 2023 году запланировано новое строительство ФАП в п.Харпичан взамен существующего, в связи с чем решение суда в части данного отделения учреждения по оборудованию системой видеонаблюдения не может быть исполнено. Возлагая на министерство обязанность по обеспечению финансирования расходов КГБУЗ "Солнечная районная больница" по оборудованию отделений данного учреждения системами видеонаблюдения, суд вышел за пределы полномочий, поскольку принятым судебным актом самостоятельно определил источник финансирования и при этом не учел, что расходы на оплату данных работ могут осуществлять учреждения за счет средств от приносящей доход деятельности. Указанный в решении срок обеспечения финансирования расходов учреждения, с учетом бюджетных процедур является слишком коротким.
В письменных возражениях на доводы апелляционной жалобы прокурор Солнечного района Хабаровского края просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Лазарева Н.А. просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, кроме того, информация о движении дела также размещена на официальном сайте Хабаровского краевого суда, в связи с чем на основании положений статей 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя истца, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой проведена проверка на предмет исполнения требований законодательства о противодействии терроризму, в ходе которой установлено, что в нарушение действующего законодательства в отделениях КГБУЗ "Солнечная районная больница", расположенных в п. Горный, п. Горин, п.Березовый, п.Хурмули, с.Эворон, п.Дуки, с.Кондон, п.Харпичан, п.Джамку, п.Амгунь, п.ДСЗ Солнечного района Хабаровского края отсутствует система видеонаблюдения, позволяющая с учетом количества установленных камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территорий), архивирования и хранения данных не менее 1 месяца.
По результатам проверки прокуратурой района 28.10.2022 в адрес КГБУЗ "Солнечная районная больница" в целях устранения нарушений по не оборудованию систем видеонаблюдения внесено представление.
В ответ на представление КГБУЗ "Солнечная районная больница" сообщило о заключении контракта на частичное приобретение и монтаж видеокамер в количестве 30 штук за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности предприятия, подаче заявки в министерство здравоохранения на выделение финансовых средств.
Учредителем КГБУЗ "Солнечная районная больница" является Хабаровский край. Органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим функции и полномочия Учредителя, является министерство здравоохранения Хабаровского края.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 2, 3, 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, п. 16 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 N 8, установив, что выявленные нарушения ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, нарушают право граждан на получение медицинской помощи в условиях отвечающих требованиям безопасности, пришел к выводу, что требования прокурора к КГБУЗ "Солнечная районная больница" о возложении обязанности оборудовать в медицинских учреждениях системы видеонаблюдения обоснованы. С учетом того, что финансирование КГБУЗ "Солнечная районная больница" осуществляется за счет бюджета министерства здравоохранения Хабаровского края, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований прокурора о возложении на министерство здравоохранения Хабаровского края обязанности обеспечить финансирование расходов КГБУЗ "Солнечная районная больница" по оборудованию медицинских учреждений района системами видеонаблюдения.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается и оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не находит.
Доводы жалобы в части возложения на министерство здравоохранения Хабаровского края обязанности по обеспечению финансирования указанных в решение суда мероприятий по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности и безопасности, судебной коллегией отклоняются.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" принципами противодействия терроризму в Российской Федерации, среди прочих, являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" и статьи 12 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения (профилактика терроризма).
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В силу п. "д" ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В числе основных мер по предупреждению (профилактике) терроризма статья 21 Концепции выделяет организационно-технические меры, которые включают в себя разработку и реализацию целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.
Финансовое обеспечение противодействия терроризму согласно пункту 40 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов.
Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п. 42 Концепции).
В соответствии с Уставом, утвержденным министерством здравоохранения Хабаровского края 31.10.2014, КГБУЗ «Солнечная районная больница» является бюджетным учреждением, учредителем которого является Хабаровский край. Функции учредителя осуществляет министерство здравоохранения Хабаровского края (п. 1.3 Устава).
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: имущество, находящееся в оперативном управлении; средства обязательного медицинского страхования; бюджетные ассигнования краевого бюджета; доход, полученный от ведения приносящей доход деятельности; средства спонсоров и добровольные пожертвования граждан; иные источники (п.4.1 Устава).
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из краевого бюджета (п.4.2 Устава).
Пунктом 1 постановления правительства Хабаровского края от 26.07.2007 № 149-пр утверждено Положение о министерстве здравоохранения Хабаровского края.
Согласно п.п. 6, 26, 40, 55 пункта 7 Положения Министерство участвует в формировании расходов бюджета на здравоохранения; осуществляет в отношении находящихся в его ведении краевых государственных учреждений функции и полномочия учредителя учреждения; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснование бюджетных ассигнований; осуществляет в пределах своей компетенции полномочия по противодействию терроризму в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и края.
В соответствии с п.п. 14 пункта 8 Положения Министерство осуществляет функций главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и подведомственных ему организаций.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, суд правомерно возложил на министерство здравоохранения Хабаровского края обязанность по обеспечению финансирования указанных в решение суда мероприятий по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности и безопасности, поскольку действующим законодательством решение данных вопросов отнесено к компетенции указанного ведомства, как главного распорядителя бюджетных средств края.
Доводы жалобы о том, что расходы на оплату мероприятий по соблюдению требований законодательства об антитеррористической защищенности могут осуществляться Учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности, судебная коллегия находит несостоятельными.
Как следует из сообщения КГБУЗ "Солнечная районная больница" в адрес прокурора района, требования представления частично исполнены за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности предприятия, финансовые средства для полного устранения предписания с краевого бюджета не выделены. Между тем, источником формирования финансовых ресурсов Учреждения, является, в том числе бюджетные ассигнования краевого бюджета.
Доводы жалобы о том, что в п. Харпичан предусмотрено строительство нового здания ФАП, не могут повлечь отмену решения суда первой инстанции, поскольку в материалы дела не предоставлено доказательств того, что в настоящее время ведется строительство данного объекта.
Доводы апелляционной жалобы в части несогласия с установленным судом сроком исполнения решения суда не являются основанием для отмены или изменения решения суда, не свидетельствуют о неисполнимости судебного акта.
Срок, установленный судом на основании статьи 206 ГПК РФ для обеспечения финансирования расходов по оборудованию отделений системами видеонаблюдения, определен судом первой инстанции как разумный, исходя из обстоятельств настоящего дела, с учетом установленного факта длительного неисполнения ответчиками Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 N 8.
Установленный судом срок исполнения решения не препятствует ответчику в реализации его права на обращение суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного постановления в порядке статьи 203 ГПК РФ, при наличии соответствующих оснований.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, других доказательств суду не представлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Солнечного районного суда Хабаровского края от 12 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства здравоохранения Хабаровского края – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи