Дело № 2а-337/2022
№ 47RS0011-01-2021-002371-38
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2022 года г. Ломоносов
Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Золотухиной А.В.,
при секретаре Морозове Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Пащенцева Александра Сергеевича – адвоката Фроловой И.И. к административному ответчику – ФСИН России, УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ФКУ СИЗО-6 УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконными и необоснованными действие и бездействие административных ответчиков по нарушению условий содержания под стражей и взыскании с Российской Федерации за счет федерального бюджета компенсации в размере 2000000 рублей, а также к ФСИН России, ФКУ СИЗО-6 УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовии о признании незаконными и необоснованными действие и бездействие административных ответчиков по неправомерному применению наручников и взыскании с Российской Федерации за счет федерального бюджета компенсации в размере 3000000 рублей
УСТАНОВИЛ:
Пащенцев Александр Сергеевич обратился в Ломоносовский районный суд с административными исковыми требованиями к административному ответчику – ФСИН России, УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ФКУ СИЗО-6 УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконными и необоснованными действие и бездействие административных ответчиков по нарушению условий содержания под стражей и взыскании с Российской Федерации за счет федерального бюджета компенсации в размере 2000000 рублей, а также к ФСИН России, ФКУ СИЗО-6 УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовии о признании незаконными и необоснованными действие и бездействие административных ответчиков по неправомерному применению наручников и взыскании с Российской Федерации за счет федерального бюджета компенсации в размере 3000000 рублей.
В обоснование требований указывал, что Пашенцеву А.С. 15 мая 2014 года была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу Калининским районным судом Санкт-Петербурга, в последующем она неоднократно продлевалась Октябрьским районным судом Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургским городским и Ленинградским областными судами. 03 июля 2018 года Ленинградским областным судом по уголовному делу № 2-3/2018 Пашенцев А.С. был осужден к пожизненному лишению свободы. В период с избрания меры пресечения и до декабря 2017 года Пашенцев А.С. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по адресу: Санкт-Петербург, ул. Арсенальная, дом 7, потом до 13 июля 2018 года - в том же учреждении по адресу Санкт-Петербург, Колпино, ул. Колпинская, дом 9. 13 июля 2018 года заявитель был этапирован в Федеральное казенное учреждение Следственный изолятор № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по адресу: 188508, Ленинградская область, Ломоносовский район, МО Виллозское сельское поселение, п. Горелово, ул. Заречная, 22 (тупик). Утверждал, что администрация следственного изолятора, в котором он содержался, не обеспечивала соблюдение установленных законом и другими нормативными актами прав заключенных, надлежащие условия содержания под стражей не обеспечивались, что условия содержания в СИЗО-1 и СИЗО-6 не соответствовали также Минимальным стандартным правилам ООН обращения с заключенными и нормативам, установленным Европейским Комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Отмечал, что в связи с ненадлежащими условиями содержания в вышеуказанных следственных изоляторах, Пашенцев Александр Сергеевич обратился в Европейский Суд по правам человека, которые были признаны приемлемыми и приняты к рассмотрению: № 32545/18 -касательно условий содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области; № 1605/19 - касательно условий содержания в ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Обращал внимание на то, что в ФКУ СИЗО-1 Пашенцев А.С. большую часть времени провел в камере № 80, где вынужден был спать, есть, и пользоваться туалетом в одной небольшой камере вместе с иными заключенными, что причинило ему страдания, внушало чувство страха и неуверенности. Содержание в камере, где туалет не был отделен от остального пространства перегородкой, нарушало право административного истца на личное пространство, на уважение его личной жизни, что на каждого заключенного приходилось менее 3 квадратных метров, камеры не проветривались, окна камер не открывались, а искусственная вентиляция попросту отсутствовала. Летом в камерах было душно и жарко, зимой очень холодно. Так как почти все заключенные были курящими, в камерах все время стоял табачный дым, а административный истец, который не курит, был пассивным курильщиком. Сами камеры были в антисанитарных условиях. Стены покрывала плесень, в камерах обитали мыши, крысы, вши, пауки, тараканы, никаких мер по их выведению администрацией не предпринималось. Ежедневно выводили из камеры на прогулку во дворик (10 м на 2,5 м) всего на 1 час. Питание было плохим, еда однообразная, качество приготовления было крайне низким, использовались испорченные продукты. Часто еда была просто непригодной к употреблению. Фрукты или свежие овощи не выдавались, капуста, картофель, лук, морковь предоставлялись только в супах в минимальных количествах. Мясо не предоставлялось вообще, рыба - не более 30 гр в сутки на человека. Сахар не давали. Обращал внимание на то, что условия содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по адресу: Санкт-Петербург, Колпино, ул. Колпинская, дом 9, не обжалуются. С 13 июля 2018 года до момента этапирования в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия административный истец содержался в ФКУ СИЗО-6 в унижающих человеческое достоинство условиях. По прибытии в учреждение заявитель был помещен на пятый режимный корпус в одиночную камеру № 5/1. 26 июля 2018 года заявитель был переведен в одиночную камеру 5/9 пятого режимного корпуса. 03 августа 2018 года нумерация камер была изменена, камера № 5/9 была переименована № 5/5.Административный истец содержался в условиях одиночного заключения на пятом режимном корпусе более 11 месяцев. Полагал, что позиция администрации по данному вопросу заключается в желании содержать осужденных на пожизненное лишение свободы отдельно друг от друга и от других категорий заключенных. Считал, что какие-либо основания для содержания заявителя в условиях одиночного заключения отсутствовали, так как: приговор, в соответствии с которым заявитель был осужден к пожизненному лишению свободы, был вынесен 03 июля 2018 года, который был обжалован в апелляционной инстанции, которая вынесла Апелляционное определение только 28 мая 2019 года, а весь период с 03 июля 2018 года по 28 мая 2019 года, то есть 10 месяцев 25 дней заявитель имел статус подсудимого и осужденного, в отношении которого приговор не был вступившим в законную силу, и только с 28 мая 2019 года, после вступления приговора в законную силу, приобрел статус осужденного на пожизненное лишение свободы. Каких-либо документов (приказы, постановления или иное), обосновывающих необходимость содержания в условиях одиночного заключения администрация СИЗО-6 административному истцу не предъявляла. Считал, что обращение с административным истцом, в отношении которого приговор на тот момент не вступил в законную силу, не являющегося нарушителем режима содержания, не склонного к нападению или побегу, являлось бесчеловечным и унижающим личное достоинство, не соответствующим требованиям статьи 3 Конвенции. Полагал, что после вступления приговора в законную силу также никакой объективной необходимости для такого отношения к заявителю не было, так как с его стороны никакого изменения в поведении не было. Обращал внимание на то, что в камерах, где содержался административный истец, туалет ничем не был отгорожен от дверного глазка, камер видеонаблюдения и жилого пространства камеры. Как следствие, административный истец был вынужден осуществлять естественные потребности под постоянным надзором и наблюдением сотрудников следственного изолятора и ФСИН, что приводило к чувству безысходности, дискомфорта, унижало честь и достоинство. В камере, где содержался административный истец, круглосуточно горел свет. Днём администрация следственного изолятора включала лампу дневного освещения мощностью 60 Вт, в ночное время 40 Вт. При этом на период сна заявитель не имел возможности закрыть и занавесить спальное место, чтобы свет не попадал в глаза. Принуждение заявителя ко сну при освещении мощностью 40 Вт негативно отражалось на здоровье (зрении) заявителя, у него появились постоянные головные боли, повысилось глазное давление и появились аллергические проявления. В камере, вопреки пункту 3 статьи 23 Федерального закона Российской Федерации ”0 содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" № ЮЗ-ФЗ от 15 июля 1995 года и пункту 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов (приказ Министерства юстиции Российской Федерации № 189 от 14 октября 2005 года "Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы”) отсутствовала принудительная вентиляция. В результате в летнее время года камера оставалась плохо проветриваемой, а осенью, зимой и весной проветривание через окно было невозможно из-за низких температур, что приводило к постоянной повышенной влажности. Отсутствие вентиляции отягощалось следующими факторами: окно камеры состоит из глухой одинарной деревянной рамы, размер окна 66x52 см с встроенной форточкой 22x20 см. На окне с наружной стороны установлено три ряда стальных решёток. Первый состоит из шести вертикальных и шести горизонтальных толстых прутьев, сверху на наружной решетке прикреплено два ряда решеток, один с размером ячеи между прутьями 5x5 см, второй из стальной сетки с размером ячеи 2x2 см. Внутри камеры на окне установлен четвертый ряд решеток, называемый "отсекателем", состоящий из 9 вертикальных и 10 горизонтальных толстых стальных прутьев. Данный "отсекатель" не позволяет полностью открывать форточку. При таком оборудовании окна, попадание свежего воздуха в камеру даже естественным путем существенно затруднено, а дневной свет в неё вообще едва попадал. К тому же металлические решетки установленные на окнах, и часто чередующиеся, приводят к утрате зрения, так как негативно влияют на глаза. Ещё ситуация усугублялась тем, что большая часть лиц, содержащихся на пятом режимном корпусе, а так же сотрудники, дежурившие на данном корпусе, являются курящими и в помещениях пятого корпуса постоянно стоит табачный дым. В результате заявитель был пассивным курильщиком, хотя сам не курит. Недостаток дневного света и свежего воздуха, отсутствие вентиляции, оборудование окна и другие указанные факты позволяют сделать вывод, что условия содержания под стражей достигали уровня бесчеловечного обращения и наказания. В таких условиях заявитель был вынужден находиться 23 часа в сутки, за исключением всего одного часа прогулки, которая проводилась в небольшом по размеру прогулочном дворике площадью менее 10 кв. метров. На прогулку выводят только на 1 час в день по одному человеку. Прогулочный дворик огорожен бетонными стенами, оборудован навесом от дождя, скамейкой, верх дворика имеет два ряда решеток, первый ряд из толстой арматуры размером 10x10 см, второй - из мелкой сети "рабица". Подобное устройство прогулочного дворика препятствует попаданию солнечного света и свежего воздуха. Кроме того, дополнительно с внешней стороны прогулочные дворики огорожены железным забором, сделанным из листового железа и обращены к бараку, расстояние до которого 2-3 метра. В камере отсутствовала горячая вода, что препятствовало поддержанию нормального уровня гигиены. Возможность посещать душ предоставлялась заявителю один раз в неделю на 15 минут. Из-за отсутствия вентиляции стены этой душевой были покрыты плесенью, а общее состояние было явно антисанитарным. Указывал на то, что в связи с осуждением к пожизненному лишению свободы, начиная с этого момента, любое передвижение административного истца, связанное с выводом из камеры (на прогулку, встречу с адвокатом, на свидание с близкими и т.д.), производится исключительно с применением наручников, наручники применяются также в период обыска. При этом он должен встать в унизительную позу, согнувшись, подняв руки в наручниках вверх. Отмечал, что подобное отношение к осужденным пожизненно признано Европейским судом по правам человека пыткой, бесчеловечным и унижающим достоинство обращением и наказанием, что является нарушением ст. 3 Конвенции о защите прав человека.
В судебном заседании Пашенцев А.С. и его представитель – адвокат Фролова И.И. поддержали требования административного истца в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и ФСИН России – Павлов И.В. возражал против удовлетворения заявленных требований, считал их необоснованными.
Суд, выслушав явившихся лиц, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации). Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.
Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека. Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц (пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).
Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статья 99 УИК РФ).
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Согласно ч. 1 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В соответствии с п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 47, нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих (далее - органы или учреждения, должностные лица) нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).
Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.
Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.
При таких обстоятельствах само по себе содержание лица под стражей или отбывание им наказания в местах лишения свободы, осуществляемые на законных основаниях, не порождают у него право на компенсацию морального вреда.
Таким образом, исходя из вышеприведенных разъяснений, суду надлежит оценить соответствие условий содержания административного истца требованиям, установленным законом, а также дать оценку таким условиям, исходя из невозможности допущения бесчеловечного или унижающего достоинство человека обращения.
Согласно ч. 1 ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.
Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в статье 7 установлено, что следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы относятся к местам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
В силу ст. 15 данного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В порядке ст. 24 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. Порядок оказания медицинской, в том числе психиатрической, помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских организациях и привлечения к их обслуживанию медицинских работников этих организаций определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. В случае получения подозреваемым или обвиняемым телесных повреждений его медицинское освидетельствование проводится безотлагательно медицинскими работниками медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в месте содержания под стражей. Результаты медицинского освидетельствования фиксируются в установленном порядке и сообщаются подозреваемому или обвиняемому. По просьбе подозреваемых или обвиняемых либо их защитников им выдается копия заключения о медицинском освидетельствовании. По решению начальника места содержания под стражей либо лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, или по ходатайству подозреваемого или обвиняемого либо его защитника медицинское освидетельствование проводится медицинскими работниками иных медицинских организаций. Отказ в проведении такого освидетельствования может быть обжалован прокурору либо в суд.
Согласно ст. 33 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих. При размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах обязательно соблюдение следующих требований: 1) раздельно содержатся: мужчины и женщины; несовершеннолетние и взрослые; в исключительных случаях с согласия прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, допускается содержание положительно характеризующихся взрослых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести; лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, я лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы; подозреваемые и обвиняемые, а также осужденные, приговоры в отношении которых вступили в законную силу; подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу; 2) отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся: подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и преступлений против мира и безопасности человечества; подозреваемые и обвиняемые в совершении следующих преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации: убийство; убийство матерью новорожденного ребенка; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; заражение ВИЧ-инфекцией; похищение человека; изнасилование; насильственные действия сексуального характера; торговля несовершеннолетними; грабеж; разбой; вымогательство, совершенное при отягчающих обстоятельствах; терроризм; захват заложников; организация незаконного вооруженного формирования; бандитизм; организация преступного сообщества (преступной организации); пиратство; посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа; дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества; подозреваемые и обвиняемые при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к смертной казни; лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, органов принудительного исполнения Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащими внутренних войск федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, военнослужащими и сотрудниками войск национальной гвардии Российской Федерации; по решению администрации места содержания под стражей либо по письменному решению лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, подозреваемые и обвиняемые, жизни и здоровью которых угрожает опасность со стороны других подозреваемых и обвиняемых; больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении.
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Приказом Минюста России от 14.10.2005 года № 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - Правила или ПВР СИЗО).
В соответствии с п.п. 2 и 3 Правил в СИЗО устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Данными Правилами установлен примерный распорядок дня подозреваемых и обвиняемых, согласно которому подъем установлен в 6:00, сон (непрерывный) - с 22:00 до 6:00. Подозреваемые и обвиняемые, в том числе водворенные в карцер, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние - не менее двух часов. Непрерывный сон подозреваемых и обвиняемых менее 8 часов не допускается.
В силу п. 42 Правил, камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями (камеры для содержания беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, - только одноярусными кроватями); столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних - в обязательном порядке)); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.
По п. 43 Правил, при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.
Согласно п. 44 Правил, внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
В рамках п. 45 Правил не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Для женщин и несовершеннолетних возможность помывки в душе предоставляется не менее двух раз в неделю продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе. В случае если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог пройти санитарную обработку, ему предоставляется возможность помывки в душе в день прибытия либо на следующий день.
На основании п. 126 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, для организации медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым в СИЗО организуется медицинская часть.
Согласно п. 127 Правил, подозреваемые и обвиняемые обращаются за медицинской помощью к медицинскому работнику СИЗО во время ежедневного обхода им камер, а в случае острого заболевания - к любому сотруднику СИЗО. Сотрудник, к которому обратился подозреваемый или обвиняемый, обязан принять меры для оказания ему медицинской помощи.
В силу п. 134 Правил, подозреваемые и обвиняемые, в том числе водворенные в карцер, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией СИЗО с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. В случае если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог воспользоваться ежедневной прогулкой, по его письменному заявлению ему предоставляется одна дополнительная прогулка установленной продолжительности.
Согласно п. 136 Правил, прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя. Во время прогулки несовершеннолетним предоставляется возможность для физических упражнений и спортивных игр. Прогулочные дворы для женщин с детьми засаживаются зеленью и оборудуются песочницами.
На основании п. 2 Правил поведения подозреваемых и обвиняемых (приложение № 1 к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы) подметать и мыть пол в камере, производить уборку камерного санузла, прогулочного двора по окончании прогулки обязан дежурный по камере. Обязанность дежурить по камере в порядке очередности установлена пунктом 1 тех же Правил.
Согласно п. 152 данных Правил, подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами ИВС или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам. В случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные липа обеспечиваются сухим пайком. Они должны быть одеты по сезону, иметь опрятный внешний вид.
На основании п. 155 Правил, администрация СИЗО обеспечивает судьям, прокурорам, следователям, лицам, производящим дознание, а также адвокатам и иным лицам, участвующим в следственных или судебных действиях, беспрепятственное посещение СИЗО в рабочее время и доставку подозреваемых или обвиняемых по вызовам уполномоченных на то лиц.
Согласно п. 157 Правил, запрещается вывод подозреваемых и обвиняемых из камер на свидание, а также по вызовам в период сдачи-приема дежурства дежурными сменами (не более одного часа), во время приема пищи (завтрак, обед, ужин) согласно распорядку дня, а также в ночное время (с 22 часов вечера до 6 часов утра следующего дня), за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. В указанное время подозреваемые и обвиняемые, выведенные по вызовам, должны быть возвращены в камеры.
Согласно сведениям, предоставленным ФКУ СИЗО-6 камерные помещения в ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области оборудованы в соответствии с приказом МЮ РФ от 14.10.2005 года № 89 п. 42 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно исполнительной системы», а именно: одноярусными или двухъярусными кроватями, столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок щ питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности); вентиляционным оборудованием; тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией. Санитарные узлы расположены в углу камеры, на расстоянии не менее 2-х метров от стола и спальных мест, отгорожен перегородкой высотой до потолка, что обеспечивает приватность. В камерах имеется постоянная естественная вентиляция, которая обеспечивает доступ свежего воздуха через оконные проемы камер, так же имеется приточно-вытяжная вентиляция. Перевод из камеры в камеру осуществляется в соответствии со ст. 33 ФЗ-103, рекомендации лечащего врача и строго документируются. В камерах ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, каждое окно оборудовано форточкой для доступа свежего воздуха. Окна камер имеют, остекление, проверка целостности остекления окон камерных помещений производится ежедневно. На окнах, в камерных помещениях, отсутствовали и отсутствуют какие-либо широкие металлические полосы, листы, иные предметы, препятствующие проникновению в помещения дневного света.
В СИЗО-6 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области подследственному Пашенцев А.С. в соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 года № 189 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» не реже одного раза в неделю предоставлялась возможность помывки в душе, продолжительностью не менее 15 минут. Продолжительность помывки, установленная приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 года №189 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы МЮ РФ» не менее 15 минут, с учетом возможности стирки личных вещей продолжительность помывки была увеличена до 45 минут. В период содержания в СИЗО-6 Пашенцев А.С. был обеспечен индивидуальным спальным местом, которым пользовался только он. При поступлении в СИЗО-6 получил норму вещевого довольствия, а именно: одеяло полушерстяное -1 штука; матрас ватный - 1 штука; подушка ватная - 1 штука; простынь - 2 штуки; наволочки подушечные верхние - 1 штука; полотенца - 1 штука; столовые приборы.
Судом установлено, что Пашенцев А.С. содержался в ФКУ СИЗО-6 в период с 13.07.2018 года по 01.08.2019 года. При этом, согласно справке, предоставленной из ФКУ СИЗО-6 Пашенцев А.С. находился в камерах 5/1, 5/9 и 5/5.
Согласно сведениям, предоставленным из ФКУ СИЗО-6 площадь камеры 5/1 составляет 8,4 кв.м, количество спальных мест – 2, площадь камеры 5/9 составляет 7,9 кв.м, количество спальных мест – 2, площадь камеры 5/5 составляет 8,5 кв.м, количество спальных мест – 2.
Таким образом, материалами дела подтверждается нарушение площади камеры из расчета предусмотренной нормы на одного человека в камере № 5/9.
Суд принимает во внимание, что истец находился в камерах, в которых предусмотрено два спальных места.
При этом, суд учитывает, что административный истец содержался к камерах в ФКУ СИЗО-6 один.
Как видно из материалов дела, 28 мая 2019 года приговор, которым административному истцу назначено наказание в виде лишения свободы пожизненно вступил в законную силу.
Учитывая положения закона до 28 мая 2019 года административный истец имел статус «подсудимого».
В соответствии со ст. 32 Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих или одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения, предусмотренными статьей 33 настоящего Федерального закона. Размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах на срок более одних суток допускается по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей, санкционированному прокурором. Не требуется санкции прокурора на размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах в следующих случаях: при отсутствии иной возможности обеспечить соблюдение требований раздельного размещения, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона; в интересах обеспечения безопасности жизни и здоровья подозреваемого или обвиняемого либо других подозреваемых или обвиняемых; при наличии письменного заявления подозреваемого или обвиняемого об одиночном содержании; при размещении подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах в ночное время, если днем они содержатся в общих камерах.
В ходе рассмотрения дела по существу административным ответчиком – ФКУ СИЗО-6 не представлено суду доказательств, отвечающих принципам относимости, допустимости и достоверности, подтверждающих необходимость одиночного содержания административного истца под стражей.
Таким образом, принимая во внимание вышеуказанные положения закона и доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к выводу о наличии нарушений условий содержания административного истца в ФКУ СИЗО-6.
Что касается оконных проемов в камерах и вентиляции, то по пункту 10.5 СП 247.1325800.2016 Свода Правил следственные изоляторы Уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (дата введения 2016-07-04) размеры оконных проемов должны составлять не менее 1,2x0,9 м, оконные переплеты должны оборудоваться для вентиляции форточками или фрамугами, в целях безопасности по п. 10.4 СП устанавливается рама из металлического уголка по периметру оконного проема, к которой закрепляется сетка типа «Рабица» с ячейкой размерами не более 50x50 мм.
Согласно отзыву, в СИЗО-6 окна снаружи заблокированы стационарными решетками диаметр стального прута решетки - 20 мм, размер ячейки решеток - 75мм х 55мм.
Таким образом, допустимые величины окон в отношении наличия решеток с двух сторон не нарушены, имеют большие размеры ячеек, в связи с чем, суд не находит обоснованным довод в части невозможности проветривания камеры путем открытия окон, принимает во внимание наличие в камерах наличие вентиляции, что не позволяет суду усмотреть компенсацию по уменьшению показателя естественного воздуха.
Отсутствие горячего водоснабжения в камере не является нарушением действующих норм, поскольку отсутствие горячей воды в камере, исходя из п. 43 Правил, подлежит компенсационной замене - выдачей водонагревательных приборов и кипяченой воды для питья с учетом потребности.
Административный истец обладал правом помывки в душе не реже одного раза в неделю продолжительностью не менее 15 минут.
В случае если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог пройти санитарную обработку, ему предоставляется возможность помывки в душе в день прибытия либо на следующий день (абзац 2 пункта 45 Правил).
Таким образом, доводы административного истца о том, что помывка предоставлялась 1 раз в неделю, не является нарушением Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
Из материалов дела также усматривается, что Пашенцев А.С. содержался в ФКУ СИЗО-1 по адресу: г. Санкт-Петербург, Арсенальная набережная д.7 в следующих камерных помещениях: № 104, 841, 122, 31, 46, 37, 740, 743, 811, 499, 80 площадью 8 кв.м, которые оборудованы: 2-х ярусными спальными местами (4 спальных места в камере), столом; санитарным узлом; водопроводной водой которая соответствовала санитарным нормам и подавалась централизовано из городской сети (в виду отсутствия горячей воды в камерные помещения выдавались водонагревательные приборы), полкой для продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей; настенным зеркалом, светильниками ночного (40Вт) и дневного (60-75Вт) освещения, также предусмотрено естественное освещение (имеется окно); розетками для подключения электроприборов, вентиляционной отдушиной; радиодинамиком, централизованным отоплением. Пол камер был застелен линолеумом. Санитарный узел был расположен на уровне пола и огражден от жилого помещения камеры, что обеспечивало приватность. Камеры находились в удовлетворительном техническом и санитарном состоянии. Имеется естественная постоянная вентиляция, которая обеспечивает доступ воздуха через оконные проемы камер. Принудительная вентиляция осуществляется через вентиляционные шахты, которыми оборудованы камеры учреждения. Принудительная вентиляция обеспечена круглосуточно.
Все камеры учреждения СИЗО-1 оборудованы форточками для доступа свежего воздуха. Размер окон во всех камерах, составляет 1 метр на 1,10 метра. Проверка целостности остекления окон камерных помещений производится ежедневно. Ячейка оконной решетки (РОК-2, соответствует ГОСТ 11214-86) имеет размер 10см.х20см., диаметр прута 20 мм, количество вертикальных прутьев-7 (семь), горизонтальных — 4 (четыре), что является достаточным для естественного освещения.
Материалами дела подтверждается нарушение площади камеры из расчета предусмотренной нормы на одного человека в СИЗО-1.
Согласно справке Пашенцев А.С. за время содержания в ФКУ СИЗО-6 и в ФКУ СИЗО-1 обеспечивался бесплатным трехразовым горячим питанием согласно нормы №2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 года № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации на мирное время».
За время содержания в СИЗО-6 и СИЗО-1 истец обеспечивался бесплатным трехразовым питанием, продукты на склад учреждения поступают централизованно, через УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области и сопровождаются необходимыми документами, подтверждающими качество. Положенные по норме продукты, доводятся до питающихся в виде готовых блюд. Все блюда готовятся в соответствии с технологическими картами и ежедневно контролируются медицинским работником с отметкой в журнале «Контроль за качеством приготовления пищи». С отбором суточных проб, приготовленных блюд на каждый прием.
Доказательств ненадлежащего питания в материалах дела не имеется, с учетом сведений, предоставленных СИЗО-6 и СИЗО-1, суд приводит к выводу о том, что питание было надлежащим.
Доводы административного истца о том, что прогулки предоставлялись 1 раз в сутки не более часа, не является нарушением Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, поскольку в силу п. 134 Правил, подозреваемые и обвиняемые, в том числе водворенные в карцер, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией СИЗО с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств.
Освещение в СИЗО-6 и СИЗО-1обеспечивалось наличием осветительных приборов с соблюдением режима их переключения, и учитывая наличие окон - естественным освещением. Сведений о невозможности реализации бытовых и иных нужд ввиду отсутствия недостаточного освещения не имеется.
Исходя из имеющихся сведений, имелась возможность проветривания камер при использовании естественной вентиляции, которая обеспечивает доступ свежего воздуха через оконные проемы камер; принудительная вентиляция оборудована и осуществлялась в соответствии с требованиями «Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России» СП 15-01 Минюста России и приказа 276 от 28.09.2001 «О технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России» через отверстие вентиляционной шахты круглосуточно.
Вентиляция камер обеспечивалась наличием форточки в окнах размером 1 м на 1м 10 см. по пункту 10.5 СП 247.1325800.2016 Свода Правил. Следственные изоляторы Уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (дата введения 2016-07-04) размеры оконных проемов должны составлять не менее 1,2 х 0,9 м, оконные переплеты должны оборудоваться для вентиляции форточками или фрамугами. Кроме того, вентиляция также обеспечивалась принудительной вытяжной вентиляцией круглосуточно, что не может свидетельствовать о нарушениях прав истца.
Учитывая наличие вентиляции, а также радиаторов отопления камер, и с учетом их площади суд полагает представленные сведения о соблюдении температурных режимов камер достоверными.
Суд не усматривает оснований для взыскания компенсации по вышеизложенным обстоятельствам, учитывая отсутствие доказательств причинения вреда здоровью истца, причинения ему нравственных страданий вследствие несоответствия условий содержания истца в СИЗО-6 и СИЗО-1 при наличии вины сотрудников, должностных лиц, учреждения, или при наличии их противоправных действий (ст.1069 ГК РФ). Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что условия содержания административного истца в исследуемой по данным доводам части соотносятся с требованиями Правил, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189, доказательств обратного суду не представлено.
Остальные недостатки условий содержания Пашенцева А.С., изложенные им в административном исковом заявлении, суд признает необоснованными, не подтверждающимися материалами дела.
Согласно материалов личного дела, в период содержания в ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области с 13.07.2018 по 10.05.2019. на основании рапортов и актов о применении наручников и в соответствии со ст.30 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», в отношении Пашенцева А.С. применялись наручники.
Согласно всех рапортов, наручники применялись в связи с конвоированием осужденного к пожизненному лишению свободы при выводе из камеры в прогулочный двор, из прогулочного двора в камеру, так как он своим поведением дает основание полагать, что намерен причинить вред окружающим или себе. Руки зафиксированы наручниками сзади, без сдавливания запястий.
В личном деле имеются следующие рапорта и акты о применении наручников.
За период содержания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия с 13.08.2019 по настоящее время сведений о применении наручников выводе из камеры не имеется.
В соответствии с ч. 4 ст. 2 КАС РФ, в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
В случае отсутствия норм права, регулирующих спорные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм права разрешает административное дело исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права) (ч. 6 ст. 15 КАС РФ).
В соответствии с положениями ст. 21 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях: для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции; для пресечения преступления или административного правонарушения; для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции; для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться; для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление; для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе; для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков; для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций; для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке; для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения; для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия; для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 40 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.
Согласно Постановлению ЕСПЧ от 02.06.2020 "Дело "Н.Т. (N.T.) против Российской Федерации" (жалоба N 14727/11) практика регулярного применения наручников подвергается последовательной критике как со стороны ЕКПП (см. выше §§ 29 и 31), так и Европейского Суда. Последний, уже приходил к выводу, что продолжительное и необоснованное применение наручников может само по себе являться унижающим достоинство обращением и нарушать статью 3 Конвенции.
В силу Обзора практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 3 (2021)" (подготовлен Верховным Судом РФ), статья 3 Конвенции, подчеркнул Суд, закрепляет одну из основных ценностей демократического общества. Она категорически запрещает пытки или бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание, независимо от обстоятельств или поведения жертвы. При этом Суд вновь напомнил, что для того, чтобы подпадать под действие статьи 3 Конвенции, перенесенное страдание или унижение в любом случае должно выходить за пределы неизбежного элемента страданий и унижений, связанных с лишением свободы. Государство должно принимать меры к тому, чтобы лицо содержалось в условиях, которые совместимы с уважением к человеческому достоинству, чтобы формы и методы реализации этой меры не причиняли ему лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, и чтобы его здоровье и благополучие (с учетом практических требований режима лишения свободы) обеспечивались надлежащим образом. Даже отсутствие намерения оскорбить или унизить заключенного посредством помещения его в плохие условия содержания, хотя и является фактором, подлежащим принятию к сведению, продолжил Суд, окончательно не исключает установление нарушения статьи 3 Конвенции. Более того, на власти государства-ответчика возлагается обязательство организовать свою пенитенциарную систему таким образом, чтобы обеспечить уважение достоинства заключенных, независимо от финансовых или материально-технических трудностей (пункты 39 - 40 постановления).
Таким образом, суд, учитывая вышеуказанные положения закона, принимая во внимание сведения о применении к административному истцу наручников в период его содержания в ФКУ СИЗО-6 и в ФКУ ИК-6, применяя аналогию закона и права, приходит к выводу о том, что применение наручников к административному истцу не является основанием для удовлетворения его требований в части неправомерного применения наручников, поскольку наручники применялись при выводе из камеры, время нахождения административного истца в наручниках не является длительным и применялись сотрудниками в целях обеспечения безопасности.
В рамках настоящего дела не установлена вина конкретных должностных лиц службы исполнения наказаний, с учетом их компетенции и полномочий, в создании обстоятельств, установленных судом в рамках настоящего дела и квалифицированных как правонарушение, однако компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ст. 17.1 ФЗ).
Что касается доводов о том, что административный истец обращался с жалобами в Следственный комитет Зубово-Полянского района по Республике Мордовии о неправомерном применении к нему наручников, то данные доводы являются необоснованными, поскольку исходя из пояснений административного истца им оспаривались действия Следственного комитета Зубово-Полянского района по Республике Мордовии в части ненадлежащего рассмотрения его жалоб.
При этом, суд обращает внимание на то, что данные доводы административного истца не могут быть рассмотрены в рамках КАС РФ и являются основанием для обращения административного истца с жалобами в порядке ст. 125 УПК РФ, о чем ему было разъяснено в ходе рассмотрения дела по существу.
Исходя из изложенного, суд усматривает незаконные действия и бездействие ФКУ СИЗО-6 и в ФКУ СИЗО-1, выразившиеся в нарушениях условий содержания Пашенцева А.С. в части санитарной нормы площади камер, приходившейся на него, поскольку условия в части нарушения площади камеры из расчета предусмотренной нормы на одного человека не соотносимы с требованиями Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, подлежащих применению к возникшим правоотношениям.
Суд, руководствуясь принципами разумности и справедливости, признавая право административного истца на получение разумной и справедливой компенсации, основываясь на установленных по делу обстоятельствах, степени нарушений прав административного истца, продолжительности такого нарушения, полагает, что в пользу административного истца подлежит взысканию компенсация в сумме 100 000 рублей с Российской Федерации в лице ФСИН за счет средств казны Российской Федерации. При этом суд учитывает, что не все названные административным истцом нарушения нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Пащенцева Александра Сергеевича удовлетворить частично.
Признать условия содержания Пащенцева Александра Сергеевича под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области и в ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области нарушающими требования законодательства в части санитарной нормы площади камер, приходившейся на него.
Взыскать в пользу Пащенцева Александра Сергеевича с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации компенсацию за нарушение условий содержания под стражей в размере 100 000 рублей и расходы по оплате государственной пошлины 300 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30 августа 2022 года.
Судья Золотухина А.В.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>