судья ФИО1
дело №
УИД: 05RS0№-04
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 октября 2022 года, №, г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Хавчаева Х.А.,
судей Алиевой Э.З. и Пономаренко Д.В.,
при секретаре судебного заседания Гусейновой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора <адрес> Республики Дагестан ФИО6 к администрации МР «<адрес>» и МКДОУ детский сад «Ногай-Эл» об обязании провести мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенностиМКДОУ детский сад «Ногай-Эл»,
по апелляционной жалобе ответчика МКДОУ детский сад «Ногай-Эл» на решение Ногайского районного суда РД от <дата>.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО4, пояснения прокурора ФИО5, полагавшего, что апелляционная жалоба подлежит отклонению, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
установила:
И.о. прокурора <адрес> РД ФИО6 обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МР «<адрес>» и МКДОУ детский сад «Ногай-Эл», об обязании провести мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности МКДОУ детский сад «Ногай-Эл».
В обоснование иска ФИО6 указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения федерального законодательства о противодействии терроризму и об образовании в МКДОУ детский сад «Ногай-Эл», в ходе которой выявлены нарушения закона и установлено следующее.
Правительством Российской Федерации принято Постановление Правительства Российской Федерации от <дата> № которым утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
В числе обязательных мероприятий, осуществляемых в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), предусмотрено обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием. Данное требование актуально для всех образовательных учреждений (п. 24 Требований).
Проверкой установлено, что в МКДОУ детский сад «Ногай-Эл» до настоящего времени отсутствует система контроля и управления доступом (электронная система пропуска) при входе на объект (территорию).
По выявленным нарушениям закона прокуратурой района <дата> в адрес руководителя МКДОУ детский сад «Ногай-Эл» внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено, однако нарушения до настоящего времени не устранены.
Денежные средства на проведение таких работ, образовательному учреждению администрацией МР «<адрес>» не выделяются.
Согласно Уставу Образовательного учреждения, Учредителем образовательного учреждения является администрация МР <адрес> Республики Дагестан.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Основанием для предъявления данного искового заявления послужило невыполнение образовательным учреждением возложенной действующим законодательством на образовательные учреждения обязанности по обеспечению безопасности обучающихся во время образовательного процесса, и, как следствие, нарушение прав неопределенного круга лиц.
На основании изложенного просил обязать администрацию муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан в течении 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности муниципального казенного дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад «Ногай-Эл»; - обязать муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Ногай-Эл» в течение 3 месяцев после поступления денежных средств установить систему контроля и управления доступом (электронную систему пропуска) при входе на объект (территорию).
Решением Ногайского районного суда РД от <дата> исковое заявление и.о. прокурора <адрес> ФИО6 удовлетворено.
В апелляционной жалобе ответчик МКДОУ детский сад «Ногай-Эл» просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что согласно представленной суду дорожной карте устранения нарушений по антитеррористической защищенности в образовательных учреждения MP «<адрес>» средства на обеспечение антитеррористической защищенности образовательного учреждения фактически переведены на счет образовательного учреждения, договор на установку турникета заключен. Между тем, суд указанные обстоятельства не учел в полной мере при разрешении спора.
В возражениях относительно апелляционной жалобы и.о. прокурора <адрес> ФИО6 просит решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 1 Федерального закона от <дата> N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ <дата>. К числу основных задач противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (п. 11 Концепции).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от <дата> N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, препятствующее совершению террористического акта. Все объекты, попадающие под действие данного Федерального закона, должны иметь на своих объектах разработанный паспорт антитеррористической защищенности.
К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся организационно-технические меры, а именно, разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от <дата> N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и /или/ ликвидации последствий проявлений терроризма.
Под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Статьей 5 Федерального закона от <дата> N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определены организационные основы противодействия терроризму, в соответствии с которой на Правительство Российской Федерации возложены обязанности по установлению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форма паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В целях реализации указанных положений закона Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1235, утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
В силу п. 22 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> N 1235 в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляются мероприятия антитеррористической защищенности.
Согласно п. 20 ст. 2 Федерального закона от <дата> N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к организации, осуществляющей образовательную деятельность, относятся образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от <дата> N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в
установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Образовательное учреждение обязано, помимо прочего, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, что следует из пп. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 Федерального закона № 35-ФЗ.
В соответствии с п. 1, п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения муниципального района относятся:
формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района. Контроль за исполнением данного бюджета;
участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма экстремизма на территории муниципального района.
Во исполнение вышеуказанных положений закона Правительством Российской Федерации принято Постановление Правительства Российской Федерации от <дата> №, которым утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
В числе обязательных мероприятий, осуществляемых в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), предусмотрено обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием. Данное требование актуально для всех образовательных учреждений (п. 24 Требований).
Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения федерального законодательства о противодействии терроризму и об образовании в МКДОУ детский сад «Ногай-Эл», в ходе которой выявлено что в указанном образовательном учреждении до настоящего времени отсутствует система контроля и управления доступом (электронная система пропуска) при входе на объект (территорию).
По выявленным нарушениям закона прокуратурой района <дата> в адрес руководителя МКДОУ внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено, однако нарушения до настоящего времени не устранены.
Денежные средства на проведение таких работ, образовательному учреждению администрацией МР «<адрес>» не выделяются.
Согласно Уставу Образовательного учреждения, Учредителем образовательного учреждения является администрация МР <адрес> Республики Дагестан.
Финансовое обеспечение противодействия терроризму, согласно п. 40 Концепции, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов. Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и /или/ ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что невыполнение образовательным учреждением возложенной действующим законодательством на образовательные учреждения обязанности по обеспечению безопасности обучающихся во время образовательного процесса, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, судом также учтено признание заявленного иска ответчиками.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ногайского районного суда РД от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика МКОУ детский сад «Ногай-Эл» - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в <адрес> через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.
Председательствующий
Судьи: