Дело № 2-1069/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес>. "28" мая 2015 года.
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Добровольского Д.Г.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социального развития <адрес> о признании права на предоставление жилого помещения, о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилого помещения, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма специализированного жилищного фонда, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению социального развития <адрес> (далее УСР <адрес>) о признании права на предоставление жилого помещения, возложении обязанности по включению в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения и предоставлении отдельного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование иска указал, что относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании решения <адрес> Совета народных депутатов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ был определен в Сосновскую школу-интернат для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, на полное государственное обеспечение, где находился с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. В 1994 году его вместе с иными воспитанниками направили на обучение в ПТУ № <адрес>, предоставив общежитие. Однако, в 1995 году, то есть через год обучения его выпустили из ПТУ № <адрес> с неполным техническим образование и выселили из общежития. В последующем ему было предложено вселиться в здание, расположенное по адресу: <адрес> «а», на что он согласился. Через 6 месяцев проживания в указанном здании, он был выселен из него. С1996 года проживал у знакомых, работал не официально, так как не имел регистрации по месту жительства. В 1998 году, то есть по достижении 18-и летнего возраста обращался в мэрию <адрес> по поводу предоставления жилья, в связи с чем собирал необходимые документы. На приеме в мэрии ему пояснили, что он поставлен на очередь, так как в настоящее время свободных жилых помещений не имеется. При этом, предложили временно вселиться в одну из комнат общежития, расположенного в <адрес>, от чего он отказался, так как в этой комнате была антисанитария и в ней уже проживало 3 человека, злоупотребляющих алкоголем. Поэтому он продолжал жить у знакомых, ожидая предоставления жилья по договору найма. С мая 2004 года зарегистрирован у знакомых в <адрес>, вместе с тем, эта регистрация является формальной – необходимой для трудоустройства, поскольку указанных дом является ветхим и непригодным для проживания. По возвращении в 2008 году в <адрес> и по настоящее время снимает жилье, собственником либо нанимателем жилья по договору социального найма не является. В январе 2014 года, не дождавшись получения жилья, обратился по этому вопросу в Тамбовскую городскую Думу, где ему было рекомендовано обратиться в орган опеки и попечительства <адрес>, то есть в орган которым он был направлен в интернат, либо в многофункциональный центр, вместе с тем, обращения в указанные органы положительного решения не получили. В этой связи считает, что поскольку до дня вступления в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", им не было реализовано право на обеспечениежилым помещением, как лицом, оставшимсябез попеченияродителей, на него и в настоящее время распространяется действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на основании чего ответчик обязан предоставить жилое помещение по договору социального найма в специализированном жилом фонде.
В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
УСР <адрес> просило рассмотреть дело в отсутствии своего представителя, согласно письменному отзыву возражало против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что истец после окончания обучения и пребывания в школе-интернате на учёт лициз числадетей-сирот и детей, оставшихсябезпопеченияродителей, не встал, в связи с чем по достижении 23 летнего возраста утратил статусребенка-сироты и ребенка, оставшегосябезпопеченияродителей. (л.д. 82).
Третьи лица - орган опеки и попечительства администрации <адрес>, Администрация <адрес>, Финансовое управление <адрес>, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Третье лицо - <адрес>, действующее в лице своего представителя ФИО3, не возражало против удовлетворения исковых требований.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об оставлении иска без удовлетворения.
Статьей7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с п.1 ст.8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 п.2 ст.57 ЖК РФ.
При рассмотрении дел, связанных с реализацией детьми-сиротами права на обеспечение жилыми помещениями, необходимо руководствоваться вышеназванным законодательством, а также законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, регулирующим данные отношения.
Юридически значимыми обстоятельствам, подлежащими установлению по данной категории споров, являются:
- относится ли истец к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- каков возраст истца, поскольку дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет;
- имеет ли истец, требующий предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма, закрепленное жилое помещение, поскольку обязанность обеспечить таким жилым помещением возлагалась законом на органы исполнительной власти только в том случае, если дети-сироты не имели закрепленного жилого помещения;
- состоит ли истец на учете нуждающихся в жилом помещении.
Согласно ч. 1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно п. 2 ч. 2 ст.57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), абз. 4 ст.1 и п. 1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N159-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, в связи с чем подлежат выяснению причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. И в случае признания таких причин уважительными, требования истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихсябезпопеченияродителей. Его мать ФИО4 скончалась ДД.ММ.ГГГГ года, место нахождение отца ФИО5 не известно.
На основании решения <адрес> Совета народных депутатов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ был направлен в Сосновскую школу-интернат для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, где последний воспитывался и находился на полном государственном обеспечении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается справкой ТОГБОУ "Сосновская школа-интернат". (л.д. 17). По окончанию пребывания в школе-интернате, ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в ПТУ №14. С 1996 года по настоящее время постоянно зарегистрирован в <адрес>, не пригодном для проживания. На момент подачи настоящего иска ФИО1 исполнилось полных 37 лет.
В целях установления значимых по делу обстоятельств, ФИО1 судом неоднократно предлагалось представить доказательства, подтверждающие уважительность причин его не постановки в качестве нуждающегося в жилье.
В частности, ФИО1 было предложено представить доказательства в подтверждение доводов иска о том, что до достижения 23 летнего возраста он предпринимал попытки, пусть даже безрезультатные, для его постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении – подавал соответствующие заявления, представлял в какой-либо орган документы, был снят с учета нуждающихся и т.д.
Вместе с тем, ФИО1 требуемые суду доказательства не представил, ссылаясь на имеющую место судебную практику, в силу которой иски, аналогичные его иску, удовлетворялись судами.
В 2000 году, то есть в возрасте примерно 22 лет, ФИО1 переехал в <адрес>, где женился и трудоустроился в речное пароходство. В 2010 году ФИО1 расторг брак с первой супругой и, переехав в <адрес>, вступил ДД.ММ.ГГГГ год в брак с ФИО6 Каких-либо сведений, объективно свидетельствующих о том, что в этот и последующий периоды, определенные разумным сроком, ФИО1 предпринимал меры для его постановки на учет нуждающихся в жилье, не имеется.
При этом установлено, что в период брака ФИО6 и ФИО1 была приобретена в собственность <адрес>. № по <адрес>, площадью 49 кв.м. ФИО1 имеет временную регистрацию в названной квартире, о чем умолчал в иске, в последующем мотивируя это тем, что он не считает квартиру своей собственностью, так как право собственности на нее оформлено на супругу.
Также ФИО1 пояснил, что в случае предоставления ему жилья специализированного жилищного фонда, он будет продолжать проживать в <адрес>. № по <адрес>, тогда как предоставленное жилое помещение будет фактически зарезервировано за ним, и им в последующем будут пользоваться его дети.
То, что по вине компетентных органов он, ФИО1, не был надлежащим образом уведомлен о необходимости обращения с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилье, а потому не знал об этом, опровергается доводами самого иска о якобы имевшем место обращении в восемнадцатилетнем возрасте по данному вопросу в Мэрию <адрес> с последующим ожиданием результатов рассмотрения этого обращения.
При установленных по делу обстоятельствах, в силу приведенного выше толкования закона, суд пришел к выводу об отсутствии у ФИО1 права на включение в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения по договору социального найма специализированного жилищного фонда, как лицом из числа детей-сирот и детей, в связи с утратой какового.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к Управлению социального развития <адрес> - оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме "28" мая 2015 года.
Судья: Добровольский Д.Г.