Дело № 2-7082/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Машкалевой О.А.
при секретаре Гороховской А.О.,
с участием:
представителя истца ООО «Сыктывкарский промышленный комбинат» Зотовой Н.А.,
представителя ответчика ГУ РК «ЦЗН г.Сыктывкара» Потапова И.А.,
представителя соответчика Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми Филипповой Т.М.,
третьего лица Горбунова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
21 сентября 2017 года гражданское дело по иску ООО «Сыктывкарский промышленный комбинат», в лице конкурсного управляющего Елькина В.М., к Государственному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения города Сыктывкара», Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Сыктывкарский промышленный комбинат», в лице конкурсного управляющего Елькина В.М., обратилось в суд с иском к ГУ РК «Центр занятости населения города Сыктывкара» о признании незаконным решения о сохранении среднего месячного заработка № ... от ** ** ** в течение ** ** ** со дня увольнения. В обоснование требований указано, что Горбунов В.В. являлся работником ООО «Сыктывкарский промышленный комбинат», ** ** ** он был уволен по сокращению штата. Спорными решениями ответчик сохранил за Горбуновым В.В. среднемесячный заработок на период трудоустройства. Однако решение принято ответчиком незаконно, поскольку отсутствуют доказательства исключительности случая сохранения за Горбуновым В.В. среднемесячного заработка. В дополнительных обоснованиях указано, что ответчик ненадлежащим образом предоставил Горбунову В.В. государственную услугу по содействию в поиске подходящей работы, а именно при перерегистрации Горбунова В.В. не выдавал ему перечень вариантов работ, направления на работу по вакансиям, которые являются для него подходящей работой. А также Горбуновым В.В. не представлено доказательств самостоятельного поиска работы.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела в одно производство с ним объединены дела № 2-7083/2017 по иску ООО «Сыктывкарский промышленный комбинат» к ГУ РК «Центр занятости населения города Сыктывкара» о признании незаконным решения о сохранении среднего месячного заработка № ... от ** ** ** в течение 5 месяца со дня увольнения и № 2-7414/2017 по иску ООО «Сыктывкарский промышленный комбинат» к ГУ РК «Центр занятости населения города Сыктывкара» о признании незаконным решения о сохранении среднего месячного заработка № ... от ** ** ** в течение ** ** ** месяца со дня увольнения.
Определениями суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Горбунов В.В..
Представитель истца в судебном заседании требования поддержала.
Представители ответчика и соответчика с иском не согласились по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Третье лицо с требованиями истца не согласен.
Выслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что Горбунов В.В. состоял в трудовых отношениях с ООО «Сыктывкарский промышленный комбинат». Приказом № ... от ** ** ** истец уволен с работы ** ** ** по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников организации).
** ** ** Горбунов В.В. обратился в центр занятости населения с заявлением о содействии в поиске подходящей работы и о предоставлении государственной услуги по информированию о положении на рынке труда.
В течение шести месяцев Горбунов В.В. не был трудоустроен. В связи с чем, ГУ РК «ЦЗН г.Сыктывкара» приняло решение № ... от ** ** **, № ... от ** ** ** № ... от ** ** ** о сохранении за Горбуновым В.В. среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение ** ** ** месяца со дня увольнения.
Согласно требованиям ст. 318 Трудового кодекса РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29.11.2012 N 2214-О "По жалобе государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова Российской академии сельскохозяйственных наук" решение органа службы занятости населения о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения может быть обжаловано работодателем в судебном порядке.
В связи с этим, доводы представителя ответчика о том, что права истца не нарушаются и истец не вправе обращаться в суд с данными требованиями, так как не доказан факт нарушения его прав оспариваемыми решениями, судом не принимаются.
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017, к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.
В соответствии со ст. 55 – 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обращаясь в суд с иском, истец указывает, что ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» необоснованно выдало решение о сохранении за Горбуновым В.В. среднемесячного заработка на период трудоустройства, так исключительного случая сохранения среднемесячного заработка в решении не указано.
Представитель ответчика указывает, что при решении вопроса о сохранении за Горбуновым В.В. среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы было установлено наличие исключительного случая. Основанием для выдачи решения послужил не только факт обращения работника в месячный срок со дня увольнения в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства, но и наличие иждивенцев, отсутствие у Горбунова В.В. средств к существованию.
В ходе судебного заседания Горбунов В.В. пояснил, что у него имеются исключительные случаи, так как на иждивении имеет ... ребенка, в период с ** ** ** ребенок проходил лечение и он за ним ухаживал, он не трудоустроен, предпринимал меры к трудоустройству, его супруга работает в школе, ее заработок не достаточен для содержания семьи.
Согласно материалам личного дела получателя государственных услуг в сфере занятости населения Горбунов В.В. обратился в ГУ РК «ЦЗН г.Сыктывкара» ** ** **, в период с ** ** ** он не был трудоустроен центром занятости населения.
Горбунов В.В. имеет на иждивении ... И.В., ** ** **., который в период с ** ** ** находился на амбулаторном лечении в связи с переломом костей правой голени.
Супруга Горбунова В.В., ... Т.В., работает ...», ее средний заработок с учетом удержания НДФЛ составляет ...
При установленных обстоятельствах суд считает, что решения о сохранении за Горбуновым В.В. среднемесячного заработка на период трудоустройства ГУ РК «ЦЗН г.Сыктывкара» вынесло обоснованно, поскольку представлены доказательства, с достоверностью свидетельствующие о наличии исключительного случая сохранения за Горбуновым В.В. среднемесячного заработка.
Несмотря на то, что текст решений ГУ РК «ЦЗН г. Сыктывкара» о сохранении за Горбуновым В.В. среднего месячного заработка по своему содержанию помимо формальных оснований не содержит приведения мотивов принятия органом занятости населения такого решения с учетом характера формы изложения, это само по себе не свидетельствует о том, что исключительность обстоятельств, как необходимый элемент для сохранения за работником права на выплату среднего заработка, данным органом не была оценена.
Довод истца о том, что ответчик не представил доказательств принятия всех исчерпывающих мер по трудоустройству Горбунова В.В., является несостоятельным.
В силу п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Согласно п. 1. ст. 4 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" подходящей считается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 утверждены Требования к подбору подходящей работы.
В соответствии с Требованиями к подбору подходящей работы подбор подходящей работы зарегистрированным гражданам и безработным гражданам осуществляется исходя из сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения – работодателей (п. 2).
Подбор подходящей работы осуществляется с учетом профессии (специальности), должности, вида деятельности, уровня образования и квалификации, опыта и навыков работы, размера среднего заработка, исчисленного за последние ** ** ** по последнему месту работы гражданина, заключения о рекомендуемом характере и условиях труда, транспортной доступности рабочего места, а также требований работодателя к кандидатуре работника, содержащихся в сведениях о свободных рабочих местах и вакантных должностях (п. 3).
При предложении подходящей работы зарегистрированным гражданам и безработным гражданам выдаются направления на работу. Кандидатуры граждан в случае их согласия на подходящую работу согласовываются с работодателями. Зарегистрированным гражданам и безработным гражданам выдается не более 2 направлений на работу одновременно (п. 12).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.11.2012 N 524н утвержден Стандарт государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.
В соответствии с п. 15 Стандарта государственная услуга в части содействия гражданам в поиске подходящей работы включает следующие административные процедуры (действия): 1) анализ сведений о гражданине; 2) информирование гражданина о положениях статьи 4 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и требованиях к подбору подходящей работы; правовых последствиях в случае отказа гражданина от подходящей работы; положениях трудового законодательства, устанавливающих право на труд, запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; 3) подбор гражданину подходящей работы, исходя из сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения; 4) согласование с гражданином вариантов подходящей работы; 5) согласование с работодателем кандидатуры гражданина; 6) оформление и выдача гражданину не более 2 направлений на работу; 7) информирование гражданина о необходимости представления выданного направления на работу с отметкой работодателя; 8) оформление в случае несогласия гражданина отказа от варианта подходящей работы; 9) предложение в случае отсутствия вариантов подходящей работы гражданину: направления на работу по смежной профессии (специальности); вариантов оплачиваемой работы, включая работу временного характера, требующей либо не требующей предварительной подготовки, отвечающей требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения, для самостоятельного посещения работодателей; 10) предложение пройти профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации по направлению органов службы занятости женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; 11) оформление и выдача гражданину при его согласии: направления на работу по смежной профессии (специальности); перечня вариантов работы; предложения о предоставлении иной государственной услуги в области содействия занятости населения; предложения пройти профессиональное обучение по направлению органов службы занятости женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; 12) внесение результатов выполнения административных процедур (действий) в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения.
Согласно материалам дела ГУ РК «ЦСЗН г.Сыктывкара» предоставляло Горбунову В.В. государственную услугу по содействию в поиске подходящей работы, зарегистрировав его в качестве ищущего работу, оформляло и выдавало направление на работу, перечень вариантов работы. Однако Горбунов В.В. по объективным, не зависящим от него причинам не был трудоустроен в связи с отсутствием подходящей работы. Условия и сроки регистрации в качестве лица, ищущего работу, соблюдены, отказов от подходящей работы без уважительных причин не имелось.
Доводы истца о том, что при перерегистрации Горбунова В.В. ** ** ** ГУ РК «ЦЗН г.Сыктывкара» нарушило п. 19 Приказа Минтруда России от 13.11.2012 № 524 н, судом не принимаются, так как подходящей для Горбунова В.В. работы не было.
Вместе с тем, нарушение порядка предоставления услуг по содействию в поиске подходящей работы не должно лишать права Горбунова В.В. на выплату среднего месячного заработка, учитывая, что ответчик его не трудоустроил.
Доводы истца о том, что ответчик необоснованно не выписал Горбунову В.В. направление на работу в АУ РК «...», ООО «...», а также на предприятия, указанные в перечне вариантов работ от ** ** **, судом не принимаются, так как, учитывая, что Горбунов В.В. имеет квалификацию ... в ООО «...» работал ..., предлагаемая работа в вышеуказанных организациях не является для него подходящей, так как не соответствует профессиональной пригодности, условиям последнего места работы, английским языком не владеет (требование к кандидату ООО «...»).
Также судом не принимается довод истца о том, что ответчик необоснованно не выписал Горбунову В.В. направление на работу в ООО «ПО «...», так как перерегистрация ** ** ** была уже по истечении шестого месяца после увольнения Горбунова В.В.
Доводы истца о том, что Горбуновым В.В. не представлено доказательств самостоятельного поиска работы, судом не принимаются, так как действующие нормативно-правовые акты не закрепляют положений, которые возлагали бы обязанность предоставлять гражданам в службу занятости населения доказательства самостоятельного поиска работы. Как пояснил Горбунов В.В. им также принимались меры по самостоятельному поиску работы, трудоустроился сам лишь ** ** **
На основании изложенного, суд не находит оснований для признании незаконным решений ГУ РК «ЦЗН г.Сыктывкара» о сохранении среднего месячного заработка № ... от ** ** **, № ... от ** ** **, № ... от ** ** **
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ООО «Сыктывкарский промышленный комбинат», в лице конкурсного управляющего Елькина В.М., к Государственному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения города Сыктывкара», Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о признании незаконным решения о сохранении среднего месячного заработка № ... от ** ** ** в течение ** ** ** месяца со дня увольнения, № ... от ** ** ** в течение 5 месяца со дня увольнения, № ... от ** ** ** в течение ** ** ** месяца со дня увольнения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья О.А. Машкалева